Характеристика мышления как деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У
ДЕТЕЙ……………………………………………………………….5
1.1. Характеристика мышления как деятельности…………………….5
1.2. Этапы формирования мышления у детей…………………………8
1.3. Особенности мышления детей с интеллектуальной
недостаточностью………………………………………………….11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……….19
2.1. Цель и методика констатирующего исследования……………....19
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования…………..20
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

мышление.doc

— 3.02 Мб (Скачать файл)

Мышление детей  с интеллектуальной недостаточностью характеризуется тугоподвижностью, обусловленной особенностями их высшей нервной деятельности. Тугоподвижность  проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для решения задач. Таким детям трудно изменить избранный ими способ выполнения задания, перейти от решения задачи одного типа к решению задачи другого типа. У детей с интеллектуальной недостаточностью затруднен процесс обобщения получаемых знаний. Недостаточная критичность мышления, нечувствительность к противоречиям затрудняют самостоятельное исправление допущенных этими детьми ошибок.

Ограниченность  знаний и интересов приводит к  тому, что мышление детей с  интеллектуальной недостаточностью пассивно, их выводы часто необоснованны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

2.1. Цель и  методика констатирующего исследования

Для изучения словесно-логического  мышления детей старшего школьного возраста, с интеллектуальной недостаточностью использовались методики Забрамной С. Д. ( см. Приложения I, II).

Цель  изучения: изучение особенностей мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи изучения:

- разработать программу  исследования;

-выявить особенности  мышления детей с интеллектуальной  недостаточностью.

Методики  по Забрамной № I, II (см. приложения I, II).

Цели  исследования: Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Процедура проведения:  Ребенку предъявляют таблицу 69 и дают инструкцию: «Здесь четыре слова, три из них можно объединить по смыслу, четвертое к ним не подходит. Скажи, какое слово к ним не подходит». При необходимости дети получают помощь в форме разъяснений и совместного выполнения задания. Затем предъявляют таблицу 70.

На таблице 70 даны группы слов, каждая из которых  включает в себя пять слов. Во время  предъявления пяти слов остальной речевой  материал должен быть закрыт чистым листом бумаги. Детям дают инструкцию: «Здесь пять слов, четыре слова можно объединить, одно к ним не подходит по смыслу. Назови это слово».

Анализ  результатов:  Дети с нормальным умственным развитием 8 – 10 лет, как правило, не нуждаются в подробной инструкции. Можно ограничиться вопросом: «А здесь какое слово следует исключить?» Помощь эффективна.

Дети с задержкой  психического развития испытывают трудности  при выполнении словесно-логических заданий. Необходима значительная помощь.

Умственно отсталым детям всякий раз нужно давать подробную инструкцию. Однако в этом возрасте задание оказывается непосильным. Помощь малоэффективна.

Критерии  оценки: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

10 – 8 баллов – высокий уровень развития обобщения;

7 – 5 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо.

 

2.2 Результаты констатирующего эксперимента

При интерпретации  данных экспериментального изучения словесно-логического мышления детей с  интеллектуальной недостаточностью,  были получены следующие результаты.

С методикой "Четвертый  лишний" (рисунок 1) из учащихся 7-8 классов полностью справились – 5 (42%) учеников, не справились с заданием – 7 (58%). Данные результаты представлены в рисунке 1.

Кол-во учеников

Выполнили

задание

Невыполнили

задание

1

+

 

2

 

-

3

 

-

4

 

-

5

+

 

6

+

 

7

 

-

8

+

 

9

 

-

10

 

-

11

 

-

12

+

 

Итого:

   

Рисунок 1. Результаты выполнения методики «Четвертый лишний»

Рисунок показывает, что большинство детей имеют низкий уровень развития словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений. При этом учащиеся сомневались в своих ответах, многие меняли ответ. Эти задания требовали также определенного уровня развития устной связной речи, например испытуемые:  Н.,А.,Д., не смогли объяснить свой выбор. При проведении исследования, испытуемый М., выполняя методику «Четвертый лишний» из 2 таблиц справился только с одной. При демонстрации слов: «Река, море, мост, пруд» выбрал слово – пруд, потому что, не знал значения этого слова. Из слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь» выбрал слово – морковь, но, не выделив при этом обобщающее слово – цветы.

Другой испытуемый Н., выполняя данную методику, не выделил  ни одного правильного слова. Из слов: «Река, море, мост, пруд», сказал: «Лишнее река, потому что река течет, остальное нет». При демонстрации 2 таблицы, среди слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь», выбрал слово – роза, объяснив свой выбор тем, что роза -красивая.

При проведении исследования, испытуемый Я., выполняя данную методику, в первом случае, выбрал правильное слово - мост, но не смог объяснить свой выбор. Во 2 случае  среди слов: «Роза, сирень, ландыш, морковь», выбрал слово – ландыш, и объяснил свой выбор следующим  образом: « Ландыш, не походит, потому что я его не видел».

Развёрнутость речи детей с интеллектуальной недостаточностью очень низкая. Заметно снижен активный словарь. Деятельность некоторых детей  при выполнении задания напоминала не столько процесс мышления, сколько угадывания.

Кол-во учеников

Выполнили

задание

Невыполнили

задание

1

+

 

2

 

-

3

 

-

4

 

-

5

+

 

6

 

-

7

 

-

8

 

-

9

 

-

10

 

-

11

 

-

12

+

 

Итого:

   

 

Рисунок 2. Результаты выполнения методики №70

Таким образом, из рисунка 2 видно, что большинство учащихся имеет низкий уровень обобщений. Большинство детей показали низкий уровень развития (75 %).

Например, испытуемые М.,А.,М.,Д., при демонстрации пяти слов, где одно слово не подходило по смыслу, выбрали просто первое слово  в ряду и не смогли объяснить свой выбор. Также у учащихся снижен активный словарь. Например испытуемый К., среди слов: «молоко, сливки, сыр, сало, сметана», выделил сало, объяснив свой выбор так: «это к молоку не относится», не указав, что остальные слова – это молочные продукты. Многие выбрали просто не знакомое слово, например в ряду: «молоток, гвоздь, клещи, топор, пила» большинство испытуемых: М.,А.,Д.,В.,А.,В.,А.,К., выбрали слово – клещи, поскольку не знали значение слова. Испытуемый М., в ряду: «лист, почка, кора, дерево, сук»  не выбрал ни одного слова, сказав: «тут ничего нет», и только с помощью подсказки нашел верный ответ.

Многие не находили правильный признак по которому нужно  обобщать слова. Например, испытуемый К., в ряду: «Василий, Федор,  Семен,  Иванов, Николай», выбрал слово - Фёдор, и объяснил свой выбор следующим образом: «Лишнее здесь, я думаю Федор, потому что я с ним дружу». Другой испытуемый Н., среди слов: «Щетка, ботинки, сапоги, тапочки, валенки», выбрал слово – валенки, и объяснил свой выбор так: «Валенки - потому, что их носят зимой».

Кроме этого  многие дети отличались повышенной невнимательностью, отвлекаемостью и неумением обосновать свой выбор.

ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ  НАРУШЕНИЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Коррекционно-педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности проводится в процессе:

  • специальных игр и упражнений, направленных на формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;
  • специальных дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировочно-исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения);
  • игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными и качественными свойствами и признаками объектов;
  • игр и упражнений, направленных на обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;
  • игр и упражнений на запоминание с использованием знаково-символических средств;
  • сюжетно-ролевой, театрализованной игры;
  • изобразительной деятельности путем организации обследования объектов в целях формирования пригодных для изображения представлений в рисовании и лепке по словесному, заданию и собственному замыслу;
  • конструирования по образцу (наглядно-действенное мышление), по представлению, замыслу, условиям (наглядно-образное мышление), при ориентировке по простейшей схеме-плану с использованием символических средств;
  • работы по развитию элементарных математических представлений (при решении простых арифметических задач, ориентировке в пространстве и времени);
  • ознакомления с окружающим миром: у детей формируют представления о себе, окружающих людях, растительном и животном мире, о деятельности людей в природе (на основе экологических принципов воспитания);
  • работы по развитию речи и коммуникативного поведения, в ходе ознакомления с художественной литературой с использованием знаков и символов;
  • занятий по остальным разделам программы и в повседневной жизни, в ходе подготовки к праздничным утренникам, проведения досугов;
  • комплексных занятий, где используются сразу вербальный, графический и образно-двигательный знак для выражения одного содержания.

Задачи оказания коррекционной  помощи детям с умеренной, тяжелой  и глубокой умственной отсталостью  разнообразны:

  • охрана жизни детей, укрепление здоровья, физическое развитие детей;
  • эмоциональное и социокультурное развитие;
  • формирование представлений о себе как личности, индивидуальности, значимой и равноправной для окружающих;
  • формирование коммуникативных умений и опыта социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения, необходимого для общения сотрудничества;
  • формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность и как можно более самостоятельное функционирование ребенка (подростка) в микро- и макросреде;
  • формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и реабилитации;
  • развитие творческих умений и чувств на основе разнообразных видов эстетического воспитания.

Решение этих задач осуществляется как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов — педагогов-дефектологов, врачей, психологов, логопедов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в дошкольный период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Исходя, из этих особенностей рекомендуется формировать мышление дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нужно начинать с развития наглядно-действенного мышления. Именно на основе этой формы  возникают два других вида мышления наглядно-образного и словесно-логического.

Проведение дидактических  игр способствует формированию мышления.

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что наглядно-образное мышление дошкольников с задержкой психического развития характеризуется рядом специфических  особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения.

Информация о работе Характеристика мышления как деятельности