Характеристика систем невербальных средств общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:10, контрольная работа

Краткое описание

К изучению проблем восприятия и психологической интерпретации невербального поведения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема «обрастала» научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в форме литературных афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов. Целенаправленное изучение вербального и невербального начала человеческого общения восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице".

Содержание

Введение 3
1. Характеристика систем невербальных средств общения. 4
2. Функции невербальных средств общения. 6
Кинесика 7
Голосовые характеристики 14
Такесика 16
Проксемика 17
Дистанция 17
3. Невербальные средства повышения делового статуса 20
4. Особенности невербального общения в разных странах 21
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.96 Кб (Скачать файл)

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ  и т.д.

Мимика  – движения мышц лица, и это главный  показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом  лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной  характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это  означает, что в мимическом выражении  лица шести основных эмоциональных  состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего  лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

      Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит  от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую  частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать во внимание этот важный факт.

По своей  специфике взгляд может быть:

  1. Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.
  2. Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
  3. Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
  4. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

С помощью глаз  передаются самые  точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное  положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью  независимо - расширение и сужение  зрачков не поддается сознательному  контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться  в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован  чем-то, или находится в приподнятом  настроении, его зрачки расширяются  в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

 «Чтобы научиться «технологии  взгляда» и эффективно применять  ее для улучшения характера  общения с другими людьми, требуется  около 30 дней постоянной усиленной  практики».

Лицо является главным источником информации о психологическом состоянии  человека. Однако в некоторых ситуациях  оно может быть менее информативно. Это связано с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело – главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения.

Голосовые характеристики

Просодика – это общее название таких  ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его  тембр.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими  и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые  высказывания, выражают эмоциональные  состояния.

Нужно уметь  не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи, оценивать силу и тон  голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства  и мысли.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность  проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя  природа и наградила людей  уникальным голосом, окраску ему  они придают сами. Те, кому свойственно  резко менять высоту голоса, как  правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства  находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко  распознаются гнев и печаль.

Немало  информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх  – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне  тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о  своих личных трудностях или хочет  нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует  об угнетенном состоянии, горе, высокомерии  или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая  фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется  тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более  выражены при волнении или когда  человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит  от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При  хорошем расположении духа голос  становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с  помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется  шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать  большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно  снижается.

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное  использование личностью такесических средств может привести  к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии  близких отношений, равенства социального  положения в обществе.

Остановимся подробнее на самом  распространенном такесическом средстве – непременном атрибуте любой  встречи и прощании – рукопожатии. Обмен рукопожатием является пережитком древней эпохи. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие  как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его  интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии  человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения. По данным исследований в США, 78 % высокопоставленных чиновников не только первыми протягивали руку, но и пользовались властным способом рукопожатия.

Покорное  рукопожатие бывает необходимо в  ситуациях, когда человек хочет  отдать инициативу другому, позволить  ему чувствовать себя хозяином положения.

Отметим еще несколько разновидностей рукопожатия.

Часто политическими  деятелями используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор  этого жеста подчеркивает, что  он честен, и ему можно доверять. Однако, жест «перчатка» следует применять  к хорошо знакомым людям, т.к. при  знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной  чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивного человека является также  пожатие несогнутой, прямой рукой. Его  главное назначение – сохранить  дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует  о том, что человек не уверен в  себе.

  Проксемика

К проксемическим характеристикам  относятся ориентация партнеров  в момент общения и дистанция  между ними.

    Дистанция

Нормы приближения  двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями:

  • Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.
  • Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;
  • Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
  • Публичное – от 400 до 750 см – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения,  на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Обычно  люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  находятся на расстоянии, соответствующем  указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно  удаленное положение отрицательно сказываются на общении.

Чем ближе  находятся люди друг к другу, тем  меньше они смотрят друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они  больше смотрят друг на друга и  используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Кроме того, эти правила варьируются  в зависимости от возраста, пола, личностных свойств и общественного  статуса человека, а также от национальности и плотности населения в районе, где живет человек. Например, дети и старики держатся к собеседнику  ближе, чем подростки, молодые люди и люди средних лет. Мужчины предпочитают более отдаленное положение, чем  женщины. Уравновешенный человек подходит к собеседнику ближе, тогда как  беспокойные, нервные люди держаться  дальше. Люди общаются на большом расстоянии с собеседниками, обладающими более  высоким статусом.

 Ориентация

Следует отметить также такие проксемические компоненты невербальной системы, как  ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка  ноги в направлении партнера или  в сторону от него, что сигнализирует  о желании общаться.

Правильное  распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки  отношения людей могут выражаться через то, какое место они занимают за столом.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет  простор для жестикуляции.

Позиция делового взаимодействия – одна из самых удачных стратегических позиций  для предъявления, обсуждения и выработки  общих решений.

Положение друг против друга может вызвать  оборонительное отношение и атмосферу  соперничества. Она может привести к тому, что каждая сторона будет  придерживаться своей точки зрения, потому что стол становится барьером между ними.

Независимую позицию занимают люди, не желающие взаимодействовать друг с другом. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение  можно расценивать и как враждебное. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная  беседа.     

3. Невербальные средства повышения  делового статуса

В процессе разговора собеседники  невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет  руководителя является своего рода его  визитной карточкой. Интерьер офиса  говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает  посетителей, производило наилучшее  впечатление, а атмосфера повышала его деловой статус. Однако, следует  помнить, что слишком роскошный  офис воспринимается посетителями с  недоверием.

Информация о работе Характеристика систем невербальных средств общения