Характеристика эмоциональных явлений:аффект, настроение, чувства. Проблема классификации эмоциональных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение общей характеристики эмоциональных явлений.

Содержание

Введение 2
Глава1. характеристика эмоциональных явлений 4
1.1 Понятие эмоций 4
1.2Эмоциональное состояние: Аффект 7
1.3Эмоциональное состояние: Настроение 8
1.4Эмоциональное состояние: Чувства 9
Глава 2.Проблема классификации эмоциональных процессов 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

Вторая важная детерминанта настроения — отношение человека к окружающей действительности и  к самому себе в каждый момент времени (Василюк). Если эмоциональные состояния, аффект, стресс ситуативны, то есть отражают субъективное отношение к объектам, явлениям в определенной ситуации, то настроение более обобщено. В преобладающем настроении генерализованно отражается мера удовлетворенности основных потребностей человека (в самосохранении, в продолжении рода, в самоактуализации, в принятии и любви).

Подлинные причины плохого  настроения зачастую скрыты от личности в силу механизмов психологической  защиты. (Источником настроения, называемым человеком, является: «Не с той ноги встал», а на самом деле человек не удовлетворен той позицией, которую он занимает). Поэтому можно сказать, что настроение представляет собой бессознательную эмоциональную оценку личностью того, как складываются для нее обстоятельства на данный момент времени. Поэтому гармонизация настроения во многом зависит от успешности самореализации и саморазвития личности. Необходимо отметить, что многие авторы разделяют настроение на доминирующее (постоянное), характерное для индивида, и актуальное, текущее (реактивное), возникающее и изменяющееся под влиянием ситуации.

1.4Эмоциональное состояние: Чувства

 

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого  подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающего с представлением или идеей о  некотором объекте – конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к  родине, чувство ненависти к врагу  и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об абвивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций.

Другая особенность чувств состоит  в том, что они образуют ряд  уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиям, образующими содержание нравственного сознания человека.

Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений  для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с  которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в  дальнейшем будут вызывать у нас  положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже  вряд ли вызовут радость. В связи  с этим чувства можно рассматривать  как важнейшую характеристику личности.

Чувства не только отражают отношение  человека к объектам, но и несут  информацию о них. В этом смысле можно  говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот  или иной объект, того или иного  человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.

Чувства тесно связаны с потребностями  личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами; с одной стороны, потребностями  человека, а с другой – его  способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Полярность чувств также является их отличительной характеристикой. Это свойство связано с тем, что  каждое чувство имеет свою противоположность  и их можно группировать попарно. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствие – неудовольствие; симпатия – отвержение, так и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе и т.д. Чувства помогают нам разобраться в окружающем мире. Прислушиваясь к своим чувствам, человек может определить, что полезно, а что вредно, что хорошо, а что плохо. В зависимости от ситуации наши чувства оказываются ближе к одному или другому «полюсу».

Чувства характеризуются направленностью, которая определяет, насколько прочны связи наших чувств с различными окружающими нас объектами. Одинаковые чувства могут иметь разную направленность.

Важным качеством чувств является их интегральность, то есть исключительная возможность к объединению и подчинению себе других состояний и реакций. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний.

Важной особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека. Историческая и социальная обусловленность чувств является еще одной их особенностью. Это означает, что они по-своему проявляются у разных народов, в  разные исторические периоды. Так, выражение  радости в австралийском племени  и в коллективе английских ученых будет очень различаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Проблема классификации эмоциональных процессов

 

Важным  нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации  эмоциональных процессов. Эмоции представляют собой системные явления и  как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация позволит построить  непротиворечивую классификацию эмоций.

Универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Додонов Б.И. предлагает свой особый подход к решению данного вопроса. Объектом внимания являются не все  эмоции, а только те из них, в которых  субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности. Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания  возникают на основе потребности  в содействии, помощи, покровительстве  другим людям.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции  возникают на основе потребности  в общении.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Праксические эмоции – это переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее.

5. Пугнические эмоции. Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. Мы под  романтизмом имеем в виду стремление  ко всему необычайному, необыкновенному,  таинственному.

7. Гностические эмоции. Эти эмоции  мы связываем не просто с  потребностью в получении любой  новой информации, а с потребностью  в «когнитивной гармонии». Суть  ее в том, чтобы в новом,  неизвестном, из ряда вон выходящем  отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю информацию к одному «общему знаменателю».

8. Эстетические эмоции. Категория  эстетических чувств выделена  давно. Тем не менее в вопросе о природе и составе эстетических переживаний до настоящего времени остается много неясного. Выделяют два основных взгляда на эту проблему. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов».1 Соответствие это отражается в чувстве красоты.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением  потребности в телесном и душевном  комфорте.

10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Такова  классификация эмоций по Б.И.Додонову.

В.К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений: 1) ведущие эмоциональные явления; 2) производные эмоциональные явления. Ведущие эмоциональные явления (переживания, процессы) побуждают к деятельности и отвечают за общую ее направленность; они релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни. Производные эмоциональные явления – это те явления, которые возникают уже при наличии ведущего побуждения, то есть в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.2

Наиболее  известно деление эмоций по их субъективному  переживанию. Здесь выделяют две  категории: эмоции положительные, связанные  с удовлетворением жизненных  потребностей человека и потому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные с неудовлетворением  жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.

С другой стороны, все эмоции можно  классифицировать по их содержанию. При  этом выделяют простые и сложные  эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.

Наконец, выделяют следующие эмоциональные  процессы: чувственный тон, настроение, аффект, собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Эту классификацию предложил Е.И.Рогов.1

Наиболее  распространенной является классификация  эмоциональных процессов А.Н.Леонтьева. Он считает, что эмоции выполняют  функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно  самой предметной действительности. Особенно эмоций состоит в том, что  они отражают отношения между  потребностями и успехом или  возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску. Эмоциональные состояния, возникая в предметных ситуациях, как бы «метят» на своем языке эти ситуации и объекты.

Эмоциональные состояния имеют у человека свою историю, свое развитие. При этом происходит изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни и классы. Это аффекты, возникающие внезапно и невольно; далее, это собственно эмоции – состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметные чувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональные переживания, наконец, это настроения – очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения.2

Т.Браун  в основу классификации положил  временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.

Рид строил классификацию на основании  отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина  возникновения эмоций: сенсуальные  и интеллектуальные. При этом аффекты  и страсти он относил к волевой  сфере.

А.Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций настолько велико (больше 50000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения.

Как отмечает П.В.Симонов (1970), ни одна из предложенных классификаций не получила признания.

Л.В.Куликов (1997) делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные – печаль, вина, стыд, растерянность.

Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Но ни одна из этих классификаций не получила широкого признания. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится  широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию  они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

Простейшие эмоциональные явления выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные  виды, отличающиеся по своим психологическим  особенностям и закономерностям  своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и  стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Существуют две разные точки  зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.

Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что  эмоции не могут развиваться, поскольку  они связаны с функционированием  организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное  мнение – о том, что эмоциональная  сфера человека развивается.

Информация о работе Характеристика эмоциональных явлений:аффект, настроение, чувства. Проблема классификации эмоциональных процессов