Характер. Понятие о характере. Психофизиологические основы характера. Структура и черты характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.
Характер - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми. Слово "характер" употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и выполняют свою роль.

Содержание

Введение………………………………………………………..…3
1. Понятие о характере………………………………………..….4
2. Психофизиологические основы характера…………………..5
3. Структура и черты характера…………………………………7
Заключение……………………………………………………....12
Литература……………………………………………………….13
Задание 2
Глоссарий………………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

КР характер.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они неодновременно и не в совокупности становятся чертами характера.

Характеру человека как структурному образованию не только свойственно  проявлять себя в рассмотренных  ранее отношениях. Он обладает и  такими свойствами, которые присущи ему как целому: устойчивость — пластичность, активность, сила, степень глубины и цельность. Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о его определенности, пластичности. Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества характер изменяется и развивается. Степень глубины характера отражает связь его черт со стержневыми отношениями личности, т.е. она отражает базовые свойства данной личности и их определяющую роль по отношению к другим свойствам, более поверхностным.[ 3, с. 203]

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей и уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Черты характера, обладая  определенной побуждающей силой, ярко проявляются при реализации потребности в достижении успеха, В зависимости от них для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, стремление к риску, соревновательной активности), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач, уклоняясь от риска и ответственности.

Как мы отмечали ранее, одна личность отличается от другой индивидуальными  особенностями, чертами в структуре  характера. Можно также выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту, которая может быть присуща определенной группе людей с аналогичным поведением.

Характер человека всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др.

Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного. В то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты (литературный образ скупого человека: Плюшкин, Скупой Рыцарь, Гобсек). В психологии неоднократно пытались классифицировать характер, подразделяя его на типы. Исследование типов характера должно привести к построению определенной классификации, к какой-то закономерной связи в их образовании и проявлении. Без подобной классификации описание отдельных типов характера может быть случайным и не иметь существенного теоретического и практического значения.[6, с. 87]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер - это сложившийся  и укрепившийся под влиянием жизненных  воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения  человека. Характер того или иного  человека выражает определенный склад  его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся  в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах  поведения. В характере различают  следующие основные качества: моральную  воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.

 

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Дружинин В. Н. , Психология. Учебник для гуманитарных вузов / - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
  3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. − М.-2000.
  4. Крылова А. А. ,Психология. Учебник. / - М.: «Проспект», 2003.
  5. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.-648с.
  6. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др., Психология и педагогика: Учебное пособие / Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  7. http://5ballov.ru/

 

Задание 2

ГОЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Наименования  понятия, термина

Его содержание

Источник, страница

1

Актуальные способности

Представляют  часть потенциальных  способностей; это те потенциальные  способности, для которых имеются  объективные условия и возможности.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 93с

2

Акцентуация характера

Преувеличенное развитие отдельных свойств характера

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 88с

3

Воля

свойство человека, заключающееся  в его способности сознательно  управлять своими эмоциями и поступками.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 85с

4

Гениальность

необычайно высокие интеллектуальные способности.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гениальность

5

Дезадаптивность

Человек может приносить  урон обществу и себе + девиация и  не критичность

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 88с

6

Задатки

врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 92с

7

Индивидуальность

совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Индивидуальность

8

Интеллект

качество психики, состоящее  из способности адаптироваться к  новым ситуациям, способности к  обучению на основе опыта, пониманию  и применению абстрактных концепций  и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект

9

Меланхолик

Робкий, застенчивый, ранимый, легко утомляемый.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 78с

10

Общие способности

это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 93с

11

Одаренность

уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с  их развитием.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Одарённость

12

Потенциальные способности

возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда  перед ним возникают новые задачи, требующие решения.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 93с

13

Потребности

это нужда, необходимость  чего – либо для жизнедеятельности  человека.

http://historyteacher.ru/obshchestvoznanie/osnovnoe-soderzhanie-programmy-10-11-klassy/potrebnosti-vidy-potrebnostey/

14

Психопатия

Болезненное изменение характера, в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 88с

15

Сангвиник

Веселые, жизнерадостные, психологически выносливые, легкая приспосабливаемость.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 78с

16

Специальные способности

способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 93с

17

Способности

формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 92с

18

Талант

определённые способности, которые раскрываются с приобретением  навыка и опыта.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Талант

19

Темперамент

Индивидуальная психологическая  особенность личности, характеризующаяся  в основном темпом протекания и взаимодействием  психических процессов и определения  врожденных факторов – динамический характер личности.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 74с

20

Тотальность

Везде и всегда проявляется  определенный вид поведения

1. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 88с.

21

Убеждение

определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 85с

22

Флегматик

Уравновешенные, спокойные, медлительные, трудно переключаются.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 78с

23

Характер

Индивидуально-психологическая  особенность личности, преимущественно  со стороны болевых и нравственных качеств, проявляющих поведение  в отношении к людям и к  самому себе.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 82с

24

Холерик

Быстрые, сильные, эмоционально возбудимы, вспыльчивы.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.НиколаенкоМ.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с. – 77с

25

Чувства

эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное  отношение к реальным или абстрактным  объектам.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Чувство


 


Информация о работе Характер. Понятие о характере. Психофизиологические основы характера. Структура и черты характера