Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 20:38, контрольная работа
"Темперамент", "характер", "личность" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характер
1.1. Общее понятие о характере……………………………………..4
1.2. Физиологические основы характера…………………………..5
1.3. Типическое и индивидуальное в характере…………………..6
1.4. Структура характера…………………………………………….6
1.5. Выразительные признаки характера………………………….7
1.6. Формирование характера у детей и пути его воспитания…..8
Глава 2. Темперамент
2.1. Общее понятие о темпераменте…………………………………12
2.2. Физиологическая основа темперамента………………………..13
2.3. Психологическая характеристика типов темперамента……16
2.4. Темперамент и личность………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..21
Литература……………………………………………………………………..22
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
«Курганский государственный
Педагогический Факультет
Контрольная работа
по психологии
на тему:
«Характер и темперамент»
Выполнила:
студентка группы ПЗ 3951С (Б)
Направление «Психолого-педагогическое образование (психология и педагогика дополнительного образования)»
Проверила:
Старший преподаватель
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характер
1.1. Общее понятие о характере……………
1.2. Физиологические основы характера…………………………..5
1.3. Типическое и индивидуальное в характере…………………..6
1.4. Структура характера…………………………………………….6
1.5. Выразительные признаки характера………………………….7
1.6. Формирование характера у детей и пути его воспитания…..8
Глава 2. Темперамент
2.1. Общее понятие о темпераменте…………………………………12
2.2. Физиологическая основа темперамента………………………..13
2.3. Психологическая характеристика типов темперамента……16
2.4. Темперамент и личность………………………………………….19
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
"Темперамент",
"характер", "личность" –
в этих понятиях исходно
Глава 1. Характер
1.1. Общее понятие о характере
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.
Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Физиологической основой характера
является, с одной стороны тип
нервной системы (тип ВНД), с другой
– система временных связей, возникающих
под влиянием внешних воздействий.
Свойства нервной системы определяют
в нем такие черты, как
уравновешенность или неуравновешенность,
большую подвижность или
Но тип нервной системы не предопределяет содержательной стороны ни личности в целом, ни в отдельных чертах ее характера так страстная, порывистая настойчивость быстрее и легче формируется у человека с неуравновешенным типом нервной системы, напротив, спокойная, медленная манера поведения чаще возникает на базе уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения.
Характер во многом – навык сознательного поведения и привычек.
Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно
Взаимосвязаны. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер также может глубоко воздействовать на темперамент , подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воли. Характер человека взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями, мировоззрением, убеждениями, моральными принципами и.т.д., многогранен и многообразен в своих проявлениях.
1.3. Типическое и индивидуальное в характере
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
1.4. Структура характера
В ее основе лежит несколько групп черт, выражающих систему отношений личности.
К первой группе относятся черты, выражающие отношение личности к действительности и обществу. В ее основе лежит направленность личности, система ведущих мотивов. Направленность как важнейшая сторона
характера
представляет собой
Вторую группу составляют черты, которые проявляются в труде, деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, усердие, добросовестность, ответственность, творческое отношение.
Третья группа черт выражает отношение человека к другим людям: доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость, правдивость, искренность, гуманность (или противоположные черты) . Основа этой группы – эмпатийное или безразличное отношение к людям.
Четвертая группа – система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность, самолюбие, эгоцентризм, самообладание, достоинство, строгость и пр.
Пятая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, щедрость, скупость, расточительность и пр.
1.5. Выразительные признаки характера
Поступки и действия. Сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что собой представляет человек.
Особенности речи: громкая или тихая, быстрый или замедлительный темп, многословие или замкнутость , эмоциональность или сухость – все это выражает определенные свойства характера.
Внешний облик. Улыбается или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит – размашисто или мелкими шажками, как стоит – все это так же характеризует его.
Определение характера по всем этим признакам – дело сложное, у некоторых людей его внутреннее содержание замаскировано внешней игрой.
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое
значение имеют простейшие виды доступной
дошкольнику трудовой деятельности.
Выполняя некоторые несложные
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила,
обязанности развивают у
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.