Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 20:38, контрольная работа
"Темперамент", "характер", "личность" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характер
1.1. Общее понятие о характере……………………………………..4
1.2. Физиологические основы характера…………………………..5
1.3. Типическое и индивидуальное в характере…………………..6
1.4. Структура характера…………………………………………….6
1.5. Выразительные признаки характера………………………….7
1.6. Формирование характера у детей и пути его воспитания…..8
Глава 2. Темперамент
2.1. Общее понятие о темпераменте…………………………………12
2.2. Физиологическая основа темперамента………………………..13
2.3. Психологическая характеристика типов темперамента……16
2.4. Темперамент и личность………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..21
Литература……………………………………………………………………..22
Нельзя
воспитать мужественного
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную
роль в формировании характера играет
живое слово учителя, воспитателя,
с которым он обращается к ребенку.
Значительное место занимают, в частности,
этические, или моральные, беседы. Их
цель - формировать у детей правильные
моральные представления и
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того
чтобы воспитывать характер школьника
с учетом его индивидуальных особенностей,
следует хорошо знать их, т. е. всесторонне
и глубоко изучить
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Глава 2. Темперамент
2.1. Общее понятие о темпераменте
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая
активность психической
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная,
или моторная, активность показывает
состояние активности
3. Эмоциональная
активность выражается в
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
2.2. Физиологическая основа темперамента
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила
процессов возбуждения и
2) уравновешенность
процессов возбуждения и
3) подвижность
(сменяемость) процессов
Сила
нервных процессов выражается в
способности нервных клеток переносить
продолжительное либо кратковременное,
но очень концентрированное
Слабость
нервных процессов
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно
из основных свойств высшей нервной
деятельности - подвижность нервных
процессов. Подвижность нервной
системы характеризуется
Комбинации
указанных свойств нервных
Слабый
тип. Представители слабого типа
нервной системы не могут выдерживать
сильные, длительные и концентрированные
раздражители. Слабыми являются процессы
торможения и возбуждения. При действии
сильных раздражителей
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный
уравновешенный подвижный тип. Процессы
торможения и возбуждения сильны
и уравновешенны, но быстрота, подвижность
их, быстрая сменяемость нервных
процессов ведут к
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности
психической деятельности человека,
определяющие его поступки, поведение,
привычки, интересы, знания, формируются
в процессе индивидуальной жизни
человека, в процессе воспитания. Тип
высшей нервной деятельности придает
своеобразие поведению
2.3. Психологическая характеристика типов темперамента
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Сила нервных процессов |
Уравновешенность нервных |
Подвижность нервных процессов |
Темперамент |
Сильный |
Уравновешенный |
Подвижный |
Сангвиник |
Сильный |
Инертный |
Флегматик | |
Сильный |
Неуравновешенный |
Холерик | |
Слабый |
Меланхолик |
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника
быстро возникают чувства радости,
горя, привязанности и
Флегматический темперамент.
Человек
этого темперамента медлителен, спокоен,
нетороплив, уравновешен. В деятельности
проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит
начатое до конца. Все психические
процессы у флегматика протекают
как бы замедленно. Чувства флегматика
внешне выражаются слабо, они обычно
невыразительны. Причина этого - уравновешенность
и слабая подвижность нервных
процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в
меру общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического
темперамента проявляется и в
отношении его к событиям и
явлениям жизни флегматика нелегко
вывести из себя и задеть эмоционально.
У человека флегматического темперамента
легко выработать выдержку, хладнокровие,
спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему