Характер личности и его акцентуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….....…………….……………………….........................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ И ЕГО АКЦЕНТУАЦИЙ ……………………………………………..6
1.1. Анализ проблемы изучения характера личности в психологии …….……6
1.2. Понятие «акцентуаций» характера и причины их возникновения ……...11
1.3. Основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности……...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..….……………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………..……………….25

Вложенные файлы: 1 файл

характер личности и его акцентуации.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Формирование  характера происходит только под  влиянием общественной среды и опыта как проявление некой совокупности личностных качеств. Характер формируется на всем протяжении жизни человека и, в свою очередь, сам оказывает существенное влияние на развитие личности. В зависимости от характерологических особенностей личности разрешаются внутренние противоречия в человеке и определяются его действия. Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности. [14]

 

1.2. Понятие  «акцентуаций» характера и причины  их возникновения

Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьируемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая классификационная схема (кроме самого общего отнесения их к одному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. [ 23]

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.

В зависимости  от степени выраженности выделяют две  степени акцентуации характера  — явная и скрытая. [ 12]

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится  к крайним вариантам нормы. Она  отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериаcентально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип[13]. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить па характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Причины возникновения  акцентуаций.

На основе систематики  формирования психопатий П.Б.Ганнушкина,  можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие  акцентуаций характера  у  подростков,  а  в  дальнейшем,  возможно,   и   на   появление психопатий.

Среди  биологических  факторов,   приводящих   к   акцентуациям   характера, выделяют:

1.   Действия  пренатальных,  натальных  и   ранних   постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе  мозг.  К  таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы,  внутриутробные  и  ранние  мозговые  инфекции,  тяжелые истощающие соматические заболевания.

        2.  Неблагоприятная  наследственность,  которая  включает  в   себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий  акцентуации характера.

        3. Органические повреждения головного  мозга, т.е.  черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.

        4.  «Пубертатный  криз»,  обусловленный   неравномерностью  развития сердечно-сосудистой  и  костно-мышечной   системы,   отягощенный физическим  самочувствием,  повышенной  активностью  эндокринной системы и «гормональной бурей».

 К социально-психологическим  факторам следует отнести:

1. Нарушения  воспитания подростка в семье.

Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее  важным  в силу того, что семья служит основным  общественным  институтом  социализации

   2. Школьную дезадаптацию.

 В подростковом  возрасте падает интерес к  учебе в  силу  изменения   ведущего вида деятельности.

3. Подростковый  кризис.

В 12 –14 лет в  психологическом  развитии  наступает  переломный  момент  –«подростковый  кризис».  Это  пик  «переходного   периода   от   детства   к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности –  распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот  период  процессу познания  самого  себя  придается  всеподавляющее  значение.   Именно   этот процесс, а не факторы окружающей среды,  рассматриваются  как  первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их  не  устраивает  отношение  к  себе  как  к детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут  быть как межличностными, так и внутриличностными.

4. Психическую  травму.

 Психосоциальную   дезадаптацию   могут   вызвать   отдельные   психические состояния,  спровоцированные различными  психотравмирующими  обстоятельствами (конфликты   с    родителями,    друзьями,    учителями,    неконтролируемое эмоциональное  состояние,  вызванное  влюбленностью,  переживанием  семейных разладов и т.п.).

Хотя в целом  вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно  определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые.[23, с.33]

При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в  отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией[15, с.271].

 

1.3. Основные  типы акцентуаций и их влияние на характер личности

Карл Леонгард разработал известную классификацию  акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет  классификация акцентуаций характера  известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них  предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам  при повышенной чувствительности к  другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника. [11]

Акцентуации характера  часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации  или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей. [11]

Приведем краткую  характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический  (гиперакгивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный  — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный  (эмоциональный) — чрезмерная  чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный — выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый—повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий  — “застревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;

8) педантичный  — выраженная занудливость в  виде “переживания” подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный  (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) —  малая общительность, замкнут,  в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный  (конформный) — высокая общительность,  словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. [11]

Согласно концепции  К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты  в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые  – особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом» . [11]

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально  положительных достижений, так и  социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом.

Информация о работе Характер личности и его акцентуации