Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа
Актуальность исследования. В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
ВВЕДЕНИЕ………….....…………….……………………….........................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ И ЕГО АКЦЕНТУАЦИЙ ……………………………………………..6
1.1. Анализ проблемы изучения характера личности в психологии …….……6
1.2. Понятие «акцентуаций» характера и причины их возникновения ……...11
1.3. Основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности……...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..….……………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………..……………….25
А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. [12]
Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.
«Гипертимный
тип. Отличается почти всегда
хорошим, даже слегка
«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко»
Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.
Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения.
Для истероидного
акцентуанта труднее всего
Из приведенных примеров видно, насколько различны и иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.
Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу — важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п.
Застревающая
личность при неблагоприятных
Педантическая
личность при неблагоприятных
Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями. В целом при отрицательной картине врачи склонны усматривать психопатию, при положительной — скорее акцентуацию личности. Подобный подход в достаточной мере оправдан, поскольку легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая — с отрицательными.
Обозначение «патологические личности» следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. Однако необходимо учитывать различные пограничные случаи.
Жесткой границы
нет и между нормальными, средними
людьми и акцентуированными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее теоретическое исследование посвящено одной из актуальных проблем современной психологии – проблеме характера личности и его акцентуации. Данное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Характер — это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. При достижении количественной выраженности той или иной черты характера предельных величин возникает так называемая акцентуация характера, которая трактуется как крайний вариант нормы, как результат усиления его отдельных черт.
В наиболее
лаконичном виде акцентуацию
можно определить как
Диагностика характера имеет большое значение для определения психологических особенностей проявления характера личности, его акцентуированных черт. Так как, акцентуации характера могут играть глобальную роль в положительном развитии личности, если их во время распознать и направить в нужное русло.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акцентуации
характера и использование
2. Аверин, В.А. Психология личности [Текст] : Учебное пособие.– СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999. – 89с.
3. Альфред АДЛЕР.
Практика и теория
4. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика [Текст] // Психология индивидуальных различий. [Тесты ]- М., 1982.-145с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст]. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280с.
6. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Текст]. Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2000г.- 560 с.
7. Ковалёв, А.Г. Мясищев В.Н. Темперамент и характер [Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.- с 23-30.
8. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст].-Изд. 3. -М., «Просвещение».- 1970.-289с.
9. Кречмер, Э. Строение тела и характера [Текст] // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.- с.290.
10. Краткий психологический
словарь [Текст]. Составитель Л.А.
Карпенко; Под общ. ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского.
11. Леонград, К. Акцентуирование личности [Текст]. - Киев, 1981. – 236с
12. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков[Текст]. Ленинград, «Медицина, 1983.- 76с.
13. Личко, А.Е.
Акцентуации характера как
14. Личность: что
это такое, свойства, качества
и нарушения личности [Электронный
ресурс]/- Режим доступа: http://coma.su/content/view/
15. Левитов,
Н.Д. Психология характера [
16. Макарова, И.В. Психология: Краткий курс лекций [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004.- с. 174.
17. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии. – 688с
18. Основы психологии [Текст]. Практикум / ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.-704с.
19.Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст].- М., 2000.-510с.
20. Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория и исследования [Текст]/ Пер. с англ. М. С. Жам-кочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2001.— 607 с.
21.Психология
и психоанализ характера.
22. Ратанова, Г.А., Шляхте, Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]. – М.: МПСИ, 2005.-320с.
23. Реан А. А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И., Психология и педагогика: учебник [Текст]. – СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
24. Рогов, Е.И. Общая психология [Текст]. – М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-560с.
25.Самыгин, С.И., Столяренко, Л.Д. 100 ответов по психологии[Текст]. – Р., «МарТ», 2001-256с.
26.Симонов, П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность[Текст].- изд. М., «Наука», 1984.-163с.
27. Соболева, Е.А., Сахаровская, М.И. Психологическая помощь акцентуированным подросткам [Текст]. - Иркутск, 2002.- 40 с.
28. Штерн, А.С. Введение в психологию [Текст]. - ФЛИНТА 2006.-312с.
29. Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст]./ Пер. с нем.; Под общ. Ред. В.В.Зеленского. - Мн.: ООО "Попурри",1998. -656с.