Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа
Проблема исследования: На современном этапе развития уже в подростковом возрасте в рамках обучения которой происходит процесс жизненного самоопределения юношей и девушек, формируется их мировоззренческая позиция, складываются личные способы поведения, общения, деятельности. В этой связи актуальной становится проблема ценностных ориентиров, на основе которых это происходит.
Цель исследования: исследование гендерных особенностей ценностных ориентации в подростковом возрасте.
1. Описание выборки и хода исследования ……………………..3
2. Анализ результатов исследования ……………………………..4
3. Математическая статистика …………………………………… 9
Приложение ……………………………………………………….. 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание выборки и хода исследования …………………….. 3
2. Анализ результатов исследования ……………………………..4
3. Математическая статистика …………………………………… 9
Приложение …………………………………………………
1. Описание выборки и хода исследования
Проблема исследования: На современном этапе развития уже в подростковом возрасте в рамках обучения которой происходит процесс жизненного самоопределения юношей и девушек, формируется их мировоззренческая позиция, складываются личные способы поведения, общения, деятельности. В этой связи актуальной становится проблема ценностных ориентиров, на основе которых это происходит.
Цель исследования: исследование гендерных особенностей ценностных ориентации в подростковом возрасте.
Экспериментальную базу исследования составила средняя образовательная школа № 64 г. Красноярска.
Гипотеза исследования: в характеристиках ценностных ориентаций в подростковом возрасте имеются гендерные различия.
Определение выборки исследования:
В соответствии с целями исследования в работе участвовали испытуемые подросткового возраста - 22 учащихся 6 класса в возрасте 12-13 лет 7 лет, из них 11 девушек, 11 юношей.
Испытуемые распределялись в произвольном порядке.
Методики исследования:
Ценностные ориентации современной молодежи изучались с помощью методики «Ценностные ориентации», разработанной Милтоном Рокичем и адаптированной А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым).
Список ценностных ориентации и инструкция к методике «Ценностные ориентации», М. Рокича представлена в приложении 1.
2. Анализ результатов исследования
При проведении эксперимента были получены результаты, которые представлены по следующим параметрам:
- общая характеристика группы,
- возрастные характеристики.
Исходные данные исследования представлены в приложении 2.
Анализ особенностей системы ценностных ориентаций одиннадцатиклассников 16-17 лет, позволяет сделать следующие выводы:
Важнейшими ценностями – целями для подростков являются ценности индивидуальной частной жизни: «любовь», «верные друзья», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». К наименее значимым подрсотки относят альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей», ценности самореализации: «творчество», а также «красота природы и искусства».
Таблица 1
Терминальные ценности в подростковом возрасте
ценности |
ранг ценности | ||
юноши |
девушки |
группа | |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
7 |
7 |
7 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
5 |
9 |
7 |
Здоровье (физическое и психическое) |
3 |
1 |
2 |
Интересная работа |
9 |
4 |
6,5 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
16 |
13 |
14,5 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
4 |
2 |
3 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
11 |
6 |
8,5 |
Наличие хороших и верных друзей |
2 |
5 |
3,5 |
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе) |
14 |
8 |
11 |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
13 |
8 |
10,5 |
Продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих |
1 |
15 |
8 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
10 |
7 |
8,5 |
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
7 |
12 |
9,5 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
8 |
10 |
9 |
Счастливая семейная жизнь |
6 |
3 |
4,5 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
15 |
16 |
15,5 |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
13 |
14 |
13,5 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
12 |
11 |
11,5 |
К наиболее значимым ценностям-средствам подростки относят «воспитанность», «жизнерадостность», «рационализм», «образование». К наименее значимым - «чуткость», «исполнительность», а также «непримиримость к своим и чужим недостаткам», что подтверждается данными, представленными в таблице 2.
Таблица 2
Инструментальные ценности подростков
ценности |
ранг ценности | ||
юноши |
девушки |
группа | |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
13 |
6 |
9,5 |
Воспитанность (хорошие манеры) |
2 |
2 |
2 |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
10 |
14 |
12 |
Жизнерадостность (чувство юмора) |
3 |
3 |
3 |
Исполнительность (дисциплинированность) |
15 |
13 |
14 |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
7 |
7 |
7 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
16 |
15 |
15,5 |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
4 |
1 |
2,5 |
Ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
8 |
8 |
8 |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
1 |
5 |
3 |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
5 |
6 |
5,5 |
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
12 |
11 |
11,5 |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
9 |
9 |
9 |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
11 |
13 |
12 |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
6 |
12 |
9 |
Честность (правдивость искренность) |
9 |
4 |
6,5 |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
14 |
10 |
12 |
Чуткость (заботливость) |
17 |
16 |
16,5 |
Рассмотрим гендерные различия системы ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Анализ различий между ценностями девушек и юношей показывает наличие общих тенденций и выявлены значимые различия.
В первую очередь разберем различия между терминальными ценностями девушек и юношей.
Первые места девушки отдают следующим: здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь.
Юноши на первые места, в отличии от девушек ставят «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), а для девушек данная ценность является малозначимой, «наличие хороших и верных друзей».
Общим для двух групп является важной ценностью – здоровье.
К наименее значимым юноши относят альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей» и эстетические ценности: «творчество», а также «красота природы и искусства».
Также выявлены общие тенденции: как для девушек, так и для юношей малозначимыми являются альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей» и эстетические ценности: «творчество», а также «красота природы и искусства».
Анализ гендерных различий инструментальных ценностей выявил наличие общих значимых ценностей-средств. Так, наиболее важными ценностями как юношей, так и девушек являются ценности:
- Воспитанность (хорошие манеры)
- Жизнерадостность (чувство юмора)
- Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
Наименее значимыми являются :
- Непримиримость к недостаткам в себе и других
- Чуткость (заботливость)
- Исполнительность (дисциплинированность)
Помимо общих тенденций были выявлены значимые различия: так, наиболее значимой инструментальной ценностью является «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – ранг 1, то девушки данную ценность относят только на 5 место.
3. Математическая статистика
Так как экспериментальные данные получены по ранговой шкале, перед нами стоит задача сравнения выборок, причем выборки независимы. Следовательно, необходимо использовать статистический метод U-критерий Манна-Уитни.
Гипотеза H0 - между выборками девушек и юношей подросткового возраста в ценностных ориентациях существуют достоверно-значимые различия.
Гипотеза H1 - между выборками девушек и юношей подросткового возраста достоверно-значимые различия ценностных ориентаций отсутствуют.
Таблица 3
Расчет U-критерия Манна-Уитни
№ |
Выборка 1 юноши |
Ранг 1 |
Выборка 2 девушки) |
Ранг 2 |
1 |
8 |
17 |
8 |
17 |
2 |
8 |
17 |
6 |
7 |
3 |
8 |
17 |
8 |
17 |
4 |
7 |
10,5 |
7 |
10,5 |
5 |
8 |
17 |
7 |
10,5 |
6 |
5 |
5 |
8 |
17 |
7 |
6 |
7 |
7 |
10,5 |
8 |
0 |
2,5 |
6 |
7 |
9 |
0 |
2,5 |
8 |
17 |
10 |
0 |
2,5 |
8 |
17 |
11 |
0 |
2,517 |
9 |
22 |
Суммы: |
130.5 |
122.5 |
Критические значения UКр p≤0.01 = 25 p≤0.05
= 34
Результат: UЭмп = 34,5
UЭмп (34,5) > UКр (34),
Принимаем гипотезу Н1 - следовательно различия между выборками недостоверны.
Таблица 4
Терминальные ценности девушек и юношей подросткового возраста (достоверность различий)
Ценность |
UЭмп |
Достоверность |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
34,5 |
|
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
36,8 |
|
Здоровье (физическое и психическое) |
52,1 |
|
Интересная работа |
35,2 |
|
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
35,9 |
|
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
42,2 |
|
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
31,4 |
p≤0.05 |
Наличие хороших и верных друзей |
36,9 |
|
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе) |
27,1 |
p≤0.05 |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
46,6 |
|
Продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих |
29,5 |
p≤0.05 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
53,1 |
|
Развлечения (приятное, необременительное время-препровождение, отсутствие обязанностей) |
57,3 |
|
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
83,4 |
|
Счастливая семейная жизнь |
57,5 |
|
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
36,7 |
|
Творчество (возможность творческой деятельности) |
38,9 |
|
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
41,7 |