Ценностные ориентации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования: На современном этапе развития уже в подростковом возрасте в рамках обучения которой происходит процесс жизненного самоопределения юношей и девушек, формируется их мировоззренческая позиция, складываются личные способы поведения, общения, деятельности. В этой связи актуальной становится проблема ценностных ориентиров, на основе которых это происходит.
Цель исследования: исследование гендерных особенностей ценностных ориентации в подростковом возрасте.

Содержание

1. Описание выборки и хода исследования ……………………..3
2. Анализ результатов исследования ……………………………..4
3. Математическая статистика …………………………………… 9
Приложение ……………………………………………………….. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации подростков..doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, достоверно-значимые различия девушек и юношей выявлены по следующим ценностям:

- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

- Общественное признание  (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе)

- Продуктивная жизнь  (максимально полное использование  своих возможностей, сил и способностей)

Таблица 5

Терминальные ценности девушек и юношей подросткового возраста (достоверность различий)

Ценность

UЭмп

Достоверность

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

44,3

 

Воспитанность (хорошие манеры)

36,

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и  высокие притязания)

45,7

 

Жизнерадостность (чувство юмора)

46,6

 

Исполнительность (дисциплинированность)

46,8

 

Независимость  (способность  действовать  самостоятельно, решительно)

57,1

 

Непримиримость  к недостаткам в себе и других

39,4

 

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

36,9

 

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

27,1

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

36,7

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

29,5

 

Смелость  в отстаивании своего мнения, своих  взглядов

43,3

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

68,7

 

Терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

68,9

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

42,8

 

Честность (правдивость  искренность)

46,2

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

3739

 

Чуткость (заботливость)

46,3

 

 

Достоверно-значимых различий инструментальных ценностей  у девушек и юношей не выявлено.

Таким образом, вне зависимости от половой принадлежности среди терминальных ценностных ориентации девушкам и юношам в подростковом возрасте свойственно придание высокой значимости личным ценностям индивидуальной жизни: здоровье, любовь, верные друзья. Наименее значимыми ценностями-целями для них являются ценности самореализации и альтруистические ценности.

Анализ гендерных  различий  инструментальных ценностей   выявил наличие общих  значимых ценностей-средств.

- Воспитанность  (хорошие манеры)

- Жизнерадостность (чувство юмора)

- Образованность (широта знаний, высокая общая  культура).

Наименее  значимыми являются :

- Непримиримость  к недостаткам в себе и других

- Чуткость (заботливость)

- Исполнительность (дисциплинированность)

Помимо общих  тенденций были получены и различия:

Первые места  девушки отдают следующим: здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь.

Юноши на первые места, в  отличии от девушек ставят  «продуктивная  жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), а для девушек данная ценность является малозначимой,  «наличие хороших и верных друзей».

Таким образом, гипотеза исследования не нашла своего подтверждения: в характеристиках ценностных ориентаций в  подростковом возрасте  гендерные различия отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 6 

Терминальные ценности юношей и девушек

пол

 

учащиеся

среднее значение

ценности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

юноши

1

Активная  деятельная  жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

8

8

8

7

8

5

6

-

-

-

-

7,14

2

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом)

4

7

5

5

6

6

5

-

-

-

-

5,43

3

Здоровье (физическое и  психическое)

2

4

3

3

4

3

4

-

-

-

-

3,29

4

Интересная работа

12

9

10

11

10

12

10

-

-

-

-

9,57

5

Красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве)

18

18

17

18

17

17

18

-

-

-

-

16,57

6

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

6

3

4

4

3

4

3

-

-

-

-

4,86

7

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

11

11

14

12

11

13

11

-

-

-

-

11,86

8

Наличие хороших и  верных друзей

3

2

1

2

2

2

1

-

-

-

-

2,86

9

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе, по работе)

17

16

16

17

18

15

15

-

-

-

-

14,29

10

Познание ( возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

14

14

15

15

13

16

13

-

-

-

-

13,29

11

Продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей)

1

1

2

1

1

1

2

-

-

-

-

1,29

12

Развитие (работа над  собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

9

12

13

10

12

9

14

-

-

-

-

10,29

13

Развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

7

5

7

9

7

7

8

-

-

-

-

7,14

14

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках)

10

13

9

8

9

10

9

-

-

-

-

8,71

15

Счастливая семейная жизнь

5

6

6

6

5

8

7

-

-

-

-

6,14

16

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в  целом)

16

17

18

16

16

18

17

-

-

-

-

15,86

17

Творчество (возможность  творческой деятельности)

15

15

11

14

15

14

16

-

-

-

-

13,29

18

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

13

10

12

13

14

11

12

-

-

-

-

12,14

девушки

1

Активная  деятельная  жизнь  (полнота  и  эмоциональная  насыщенность жизни)

8

6

8

7

7

8

6

7

8

8

9

7,45

2

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом)

12

10

12

9

10

9

11

9

12

11

11

9,54

3

Здоровье (физическое и  психическое)

1

2

1

1

3

2

1

1

1

2

1

1,45

4

Интересная работа

3

5

4

4

5

6

3

4

4

3

5

4,18

5

Красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве)

14

15

15

13

16

16

13

15

16

14

13

13,63

6

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

2

3

2

2

1

3

2

2

2

1

3

2,09

7

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

6

7

7

6

4

5

7

5

5

6

6

6,82

8

Наличие хороших и  верных друзей

5

4

5

5

6

4

5

6

6

5

4

5

9

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по учебе, по работе)

10

11

9

12

11

11

9

10

9

8

7

8,91

10

Познание ( возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

9

9

10

10

9

12

10

11

10

9

8

8,91

11

Продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей)

17

16

17

18

17

17

15

15

15

18

15

15

12

Развитие (работа над  собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

7

8

6

8

8

7

8

8

7

7

8

7,45

13

Развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

13

14

13

14

15

13

16

12

12

13

16

12,09

14

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

11

13

11

11

13

10

14

12

11

10

12

10,81

15

Счастливая семейная жизнь

4

1

3

3

2

1

4

3

3

4

3

3,73

16

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

18

15

18

17

16

18

18

18

17

16

16

16,73

17

Творчество (возможность  творческой деятельности)

16

17

16

15

14

14

17

16

15

16

15

14,55

18

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

10

12

14

16

12

10

19

10

13

10

13

11,72


 

Таблица 7

Инструментальные ценности юношей

 

учащиеся

среднее значение

пол

 

ценности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

мальчики

1

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать  в порядке вещи, порядок в делах

12

15

13

15

16

12

14

-

-

-

-

13,86

2

Воспитанность (хорошие манеры)

2

1

3

2

2

1

3

-

-

-

-

2

 

3

Высокие запросы (высокие требования к жизни и  высокие притязания)

13

11

12

10

12

11

13

-

-

-

-

11,71

4

Жизнерадостность (чувство юмора)

3

4

1

3

5

4

2

-

-

-

-

3,14

5

Исполнительность (дисциплинированность)

15

17

14

16

14

16

17

-

-

-

-

15,57

6

Независимость  (способность  действовать  самостоятельно, решительно)

7

5

6

8

8

8

5

-

-

-

-

6,71

7

Непримиримость  к недостаткам в себе и других

17

16

18

17

17

18

16

-

-

-

-

17

8

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

6

3

4

5

3

3

6

-

-

-

-

4,29

9

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

9

8

7

6

7

9

9

-

-

-

-

7,86

10

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

1

2

2

1

1

2

1

-

-

-

-

1,43

11

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

4

6

5

4

4

6

4

-

-

-

-

4,71

12

Смелость  в отстаивании своего мнения, своих  взглядов

14

12

15

13

11

14

15

-

-

-

-

13,43

13

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

10

9

10

9

9

10

8

-

-

-

-

9,29

14

Терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

11

14

11

12

13

13

11

-

-

-

-

12,14

15

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

5

7

8

7

6

5

7

-

-

-

-

6,43

16

Честность (правдивость  искренность)

8

10

9

11

10

7

10

-

-

-

-

9,29

17

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

16

13

16

14

15

15

12

-

-

-

-

14,43

18

Чуткость (заботливость)

18

18

17

18

18

17

18

-

-

-

-

17,71

девочки

1

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать  в порядке вещи, порядок в делах

7

5

6

7

7

7

6

4

6

7

6

6,18

2

Воспитанность (хорошие манеры)

2

3

2

2

2

3

3

2

1

2

3

2,27

3

Высокие запросы (высокие требования к жизни и  высокие притязания)

16

16

15

17

15

15

17

14

18

15

16

15,82

4

Жизнерадостность (чувство юмора)

3

1

3

1

3

2

2

3

3

4

2

2,45

5

Исполнительность (дисциплинированность)

14

15

12

14

14

14

12

13

15

14

15

13,82


 

Продолжение таблицы 1.4.

 

6

Независимость  (способность  действовать  самостоятельно, решительно)

8

9

10

10

9

8

8

11

8

9

7

8,82

7

Непримиримость  к недостаткам в себе и других

17

18

18

16

17

18

16

17

16

16

18

17

8

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

1

2

1

3

1

1

1

1

2

1

1

1,36

9

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

9

8

11

8

8

10

11

8

9

10

13

9,55

10

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

5

4

4

6

5

5

4

6

5

6

5

5

11

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

6

7

7

4

6

6

5

7

7

5

8

6,18

12

Смелость  в отстаивании своего мнения, своих  взглядов

12

11

16

12

16

11

10

16

12

13

10

12,64

13

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед трудностями)

10

10

8

11

10

9

13

9

10

8

12

10

14

Терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

15

14

13

15

12

13

15

12

14

18

11

13,82

15

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

13

12

14

13

11

12

14

15

13

11

14

12,9

16

Честность (правдивость  искренность)

4

6

5

5

4

4

7

5

4

3

4

4,64

17

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

11

13

9

9

13

16

9

10

11

12

9

11,09

18

Чуткость (заботливость)

18

17

17

18

18

17

18

18

17

17

17

17,45





Информация о работе Ценностные ориентации подростков