Школьная дезадаптация учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы явилось изучение психологических аспектов школьной дезадаптации, возникающих у детей на первом году обучения в школе. Задачи
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......…3
1.Понятие «школьная дезадаптация»……………………………………..…...5
2.Показатели, уровни проявления и степени школьной дезадаптации …...15
3.Причины школьной дезадаптации……..…………………………………...16
4.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………..…19
5.Коррекционно-развивающая программа сопровождения первоклассников…………………………………………………………..…21
6.Формы и проявления школьной дезадаптации……………….…...............24
Заключение………………………………………………………………………....27
Список используемой литературы……………………………………………..…28
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 89.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проанализировав все  выше сказанное можно сделать  вывод о том, что период адаптации  ребенка к школе является очень  важным для его развития как личности. На этом этапе от меня требуется  максимальное внимание как к ребенку  самому, его внутреннему миру, так  и к своему отношению к ребенку. При этом необходимо помнить, что  ребенок начинает сталкиваться с  новыми жизненными ситуациями и его  реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребенка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит  от темперамента, уровня воспитания в  семье, а также от приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).                                                                                                 Возникающие неизбежные ограничения в поведении, а также новые для него требования могут сильно ослабить его отношения к школе. Для адекватной и позитивной адаптации ребенка к школе необходимо активно участвовать в его психологической подготовке.                                                                           В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.

 

Список используемой литературы

1. Баркань А.И. Особенности изобразительной деятельности первокласников в период адаптации к школе. Вопросы психологии. - 1987. - №4

2. Беседина М.В. В гостях у  школы: Почему младшим школьникам  трудно адаптироваться к условиям школы. Школьный психолог. - 2000. - № 34

3. Возрастно-психологический подход  в консультировании детей и  подростков: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. Г.В. Бурменская, Е.И. Захаров, О.А. Карабанова и др. - М: Академия, 2002. -416с.

4. Воинов В.Б. К проблеме психофизиологической  оценки успешности адаптации детей к школьным условиям. Мир психологии.- 2002. - № 1.

5. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова  Е. М. и др. Рабочая книга школьного психолога. Под.ред. И.В. Дубровиной М. 1991

6. . Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. Вопросы психологии. - 1999. - №4

7. Иовчук Н.М. Справочник по психологии и психиатрии  детского и подросткового возраста. – СПб.: Питер-Пресс, 2004. – С.

8. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе. Начальная школа. - 1996 - №7.

9. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. Вопросы психологии. - 1984. -№ 4

10. Коробейников И.А. и социальная адаптация. - М: ПЕР СЭ, 2002 - 192 с. Нарушения развития

11. Кумарина Г.Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» - учебное пособие. - M.: «Академия» 2003 – 320с.

12. Кучма В.Р. Как сохранить здоровье детей процессе в обучения. Здоровье детей. - 2006 -№1

13. Клепцова Е.Д. Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на процесс адаптации школьника. Начальная школа. - 2007.

14. Матвеева О. Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе. Школьный психолог. - 2004. - №6

15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе

       М.: ТЦ «Сфера», 1996

16.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие.: в 2 кн. – 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.

17. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста// Вопросы психологии. – 1968. №4 – с.36-43.

18. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. МГУ, 1989.

19. Школа и психическое здоровье./ Под ред. С.М. Громбаха. – М., 1988.

20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Львов, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Ход занятия №1:

1.Вступительное слово  психолога.  
Объяснение цели занятия, как будут проходить, знакомство с элементарными правилами поведения.  
2.Разминка. Игра «Хлопки».  
Дети встают в круг. Выбирают одного водящего, который встает вначале круга, т.е. вначале движения часовой стрелки. Затем водящий делает хлопок в ладоши, стоящий следующим около него повторяет хлопок, следующие дети тоже хлопают по одному разу.  
3.Содержание занятия:  
а) игра «Мяч»  
б) игра «Тропинка»  
в) игра «Штирлиц»  
4. Рефлексия занятия.  
1. С чем мы познакомились на нашем занятии?  
2. Что вам понравилось на нем?  
3. Что не понравилось?  
4. Для чего мы играем в эти игры?

Занятие № 2

Задачи: стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, логического мышления, работа со словарным запасом.  
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение .  
Ход занятий  
1. Рефлексия предыдущего занятия.  
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.  
2. Содержание занятия  
а) повторение игры «мяч»;  
б) игра «Закончи слово»;  
в) игра «Штирлиц»;  
г) игра «Гомеостат».

 

 

Занятие №3.

 
Задачи: развитие м/личностных отношений в группе, развитие памяти (тактильной) внимания, пополнение словарного запаса.  
Инструментарий: мяч, платок.  
Содержание занятия:  
а) игра «Конспиратор»;  
б) игра «Закончи предложение»;  
в) игра «Гомеостат».

Занятие №4

Задачи: развитие общения, развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять к какой группе относится то или иное слово.  
Инструментарий: мяч , платок.  
Содержание занятия:  
а) повторение игры «Конспиратор» (После игры выделяю из детей наиболее внимательных и наблюдательных);  
б) игра «Переходы» ; усвоение детьми понятия о существующих цветах волос.  
в) Игра «Кто есть кто? Что есть что?»  
г) Игра «Гомеостат» (повторение).

Занятие №5.

 
Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам.  
Содержание занятия:  
а) Игра «Переходы» (повторение);  
б) Игра «Кто есть кто? Что есть что?» (продолжение, взять следующие группы  
Слов : овощи, фрукты, деревья ).  
в) Игра «Запретное движение»;  
г) Игра «Гомеостат» (повторение).

Занятие №6

Задачи: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (умения определять, к какой группе относится слово) произвольности движений, расширение словарного запаса.  
Содержание занятия:  
а) Игра «Запретное движение» (повторение);  
б) Игра «Запомни порядок» (паровозик);  
в) Игра «Угадай группу» (бросание мяча);  
г) Игра «Составим сказку».

Занятие №7

Задачи: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольности внимания, памяти, воображения.  
Содержание занятия:  
а) повторение игры «Составим сказку» (усложнение правил игры).  
б) игра «Слушай хлопки» (принятие соответствующей позы).  
в) игра «Тактильный образ».

Занятие №8.

  
Задачи: развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентировки, расширение словарного запаса.  
Инструментарий: музыкальное сопровождение, мяч, набор предметных картинок.  
Содержание занятия:  
а) повторение игры «Слушай хлопки!»  
(упражнение до 5-ти хлопков).  
б) Игра «Рассказ наоборот»;  
(выделить из игры лучших);  
в) игра «Футболист» ( повт. 4 раза)  
г) игра «Определения» показ карточек, придумать слово- «переходной мостик»

Занятие №9

Задачи: дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти.  
Инструментарий: мяч, ручки, бумага.  
Содержание занятия:  
а) повторение игры «Футболист».  
(выбор новых ведущих).  
б) Игра «Кто что сделал?» (повт. 4-5 раз)  
( в конце игры выделить наиболее внимательных).  
в) Игра «Невидимые слова» ( повт. 2-3 раза) 5 слов.

Занятие №10.

 
Задачи: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.  
Инструментарий: бумага, ручка.  
Содержание занятия:  
а) повторение игры «Невидимые слова»;  
б) Игра «Запомни свое место»;  
г) Игра «Запретный номер».

Занятие №11.

 
Задачи: развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей.  
Инструментарий: музыкальное сопровождение набор карточек «Азбука настроений»  
Содержание занятия:  
А) повторение игры «Запретный номер» (усложнять увеличением «запретных цифр»)  
Б) игра «Заколдованные» (под музыку).  
В) игра «Пасьянс» (использование азбуки настроения).  
Г) игра «Я не знаю» (в конце игры отметить лучших).

Занятие № 12.

 
Задачи: Развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроение других людей.  
Содержание занятия:  
А) повторение игры «Пасьянс», «Заколдованные».  
Б) игра «Штирлиц»;  
В) игра «Имитация»;  
Г) игра в мяч.

Занятие №13.

 
Задачи: Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других снятие агрессии и страхов.  
Инструментарий: набор карточек «Азбука настроений », бумага, кисточки, краски разных цветов (гуашь).  
Содержание занятия:  
А) повторение игры «Имитация»;  
Б) игра «Цвета»;  
В) игра «Кто быстрей?»;  
Г) игра «Кляксы» (повторение)

Занятие №14.

 
Задачи: развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознавать чувства и настроения других, изображать эти настроения и чувства, работа по снятию страхов перед школой.  
Инструментарий: набор карточек «Азбука настроений», лист бумаги, ручка.  
Содержание занятия:  
А) повторение игры «Кто быстрей?»;  
Б) игра «Инсценировка»(10мин);  
В) игра «Сочиним рассказ».

Занятие №15.

 
Задача: развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения других, снятие напряженности, страхов, боязни школы.  
Содержание занятия:  
А) игра «Инсценировка» (повторение);  
изменение состава группы.  
Б) игра «Сочиним рассказ» (повторение);  
(изменение начала рассказа);  
в) игра «Дракон кусает свои хвост»;  
г) игра «Слушай команду».

Занятие №16.

 
Задачи: обучение детей расслаблению, раскованности, снятию страхов, агрессии, развитие воображения, восприятия, наблюдательности.  
Инструментарий: детские стулья, бумага, кисточки, разноцветные краски (гуашь), игрушки детей из дома.  
Содержание занятия:  
А) повторение игры «Слушай команду»;  
Б) игра «Кляксы» (повторение);  
В) игра «Скучно, скучно так сидеть»;  
Г) игра «Определим игрушку».

Занятие №17.

 
Задачи: развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, развитие произвольного внимания, самоорганизации.  
Инструментарий: детские стулья, игрушки, мяч.  
Содержание занятия:  
А) повторение игры «Скучно, скучно так сидеть»;  
Б) «Определение игрушки»;  
В) «Дракон кусает свой хвост»;  
Г) игра в мяч.

Занятия №18, 19, 20.

 
Задачи: развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности, формирование внутреннего плана действий, развитие координации, словарного запаса.  
Содержание занятий:  
А) игра «Слушай и выполняй»;  
Б) игра «Возьми и передай»;  
В) игра «Снежный ком»;  
Г) игра «Испорченный телефон»;  
Д) игра «Части тела»;  
Е) игра «Поиск аналогий»;  
ж) игра «Определи игрушку»;  
З) игра «Повтори за мной».

 

Содержание занятий.

 
1.Игра «Мяч».  
«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь, возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того у кого мяч передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч будем знакомиться. Тот, у кого мяч будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мяч друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».  
Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно стараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.  
На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего. На следующих занятиях следует продолжать играть в эту игру.  
 
2. Игра «Тропинка».  
«Предлагаю теперь вам такую игру. Встаньте все в затылок за ….(выбираю сама ведущего – этот ребенок должен быть сообразительным и бойким). Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем, ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения, которые называет в ходе игры руководитель. По хлопку руководителя, ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок в змейке.  
Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригинального ведущего. Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. Начали!»  
Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущих игры, следует разобрать вместе с детьми изображение тех препятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение, причем музыка должна быть подобрана в соответствии с преодолеваемым препятствием.  
Игра «Штирлиц».  
«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто желает быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. Смелей, смелей! Так, хорошо! Остальные игроки, замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Запомнил (а)? Посмотри еще немного, запоминай. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно и найди пять изменений в позах и одежде играющих. Не у каждого игрока, а у пяти. Еще немного осталось. Если ты сумеешь правильно найти пять изменений, то у тебя хорошая наблюдательность.  
Рекомендации: на первом занятии достаточно чтобы водящими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно сократить до трех.  
 
Игра «Закончи слово».  
«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.

Информация о работе Школьная дезадаптация учащихся начальных классов