Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:40, курсовая работа
Таким образом, основная задача состоит в своевременном распознавании тревожности, установлении её причин и разработке комплекса мер по борьбе с тревожностью.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – наличие тревожности у детей среднего школьного возраста.
Задача исследования – установления уровня тревожности у детей среднего школьного возраста.
Введение 3
Психолого-педагогическая характеристика тревожности. 4
Определение понятия «тревожность» 4
Классификация основных видов тревожности. 4
Причины появления и развития тревожности. 5
Особенности поведения тревожных детей. 6
Методы диагностики тревожности. 8
Экспериментальное исследование тревожности. 9
Определение вида исследуемой тревожности. 9
Методы диагностики школьной тревожности. 11
Выбор метода диагностики школьной тревожности. 15
Ход проведения диагностики школьной
тревожности по методике Б.Филлипса. 17
Результаты диагностики школьной тревожности. 20
Факторы, способствующие появлению и
развитию школьной тревожности. 29
Рекомендации по работе с тревожными детьми. 29
Заключение 31
Список литературы 32
3.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ИССЛЕДУЕМОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.
Наше время характеризуется, во-первых, очень стрессогенной, нестабильной, тревожной обстановкой в мире, а во-вторых, высокой доступностью информации об этих самых опасностях. Ежедневно в теленовостях мы можем видеть, как разбиваются самолеты, как террористы захватывают школы, как орудуют различные маньяки и преступники. Смотрят это не только взрослые, но и дети, а детская психика гораздо более хрупкая, ранимая, чем взрослая, - остается только представлять, какие картины после получения подобной информации рисует себе богатое детское воображение.
Уже давно позади то время, когда дети могли одни целый день гулять во дворе, открывать дверь квартиры, будучи без родителей дома и заходить в лифт с незнакомым взрослым. А советские фильмы, в которых дети запросто, непринужденно общаются со случайными прохожими взрослыми и могут зайти к ним пообедать, уже больше похожи на сказку.
Все это ведет к тому, что у детей (впрочем, как и у взрослых) повышается базовый уровень тревожности и, как следствие, уровень школьной тревожности.
Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.
Бросается в глаза существование целого ряда зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Зачастую школа лишь выявляет, как лакмусовая бумажка, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем не менее, нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый "букет" факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.
Школа могла бы (а по-хорошему и должна бы) "расколдовать" тревожного ребенка, вывести его из плена страхов. Учитель, который, как режиссер, направляет ход событий в классе, может и должен стать "психотерапевтом" для тревожного ребенка. Ведь у него в руках множество средств: и оценка, которой можно не только карать и награждать, но и "лечить", и общественная жизнь коллектива, и работа на уроках, и внеклассные дела...
В разные годы наиболее значимым для школьников оказывается отношение разных людей. Ученики младших классов, особенно первоклассники, в первую очередь стремятся к симпатии учителей, ради этого они готовы учиться отлично. Если же учитель ставит плохие оценки, значит, по мнению младшего школьника, "он меня не любит".
Младших подростков волнует отношение родителей. Пятиклассники утверждают, что родители недовольны ими, прежде всего из-за двоек, а любят и ценят лишь за хорошие оценки.
Для старших подростков наиболее важно отношение сверстников, которые не очень-то жалуют отличников. С другой стороны, честолюбие, требования родителей и учителей, какие-то планы на будущее - все это повышает ценность хороших отметок. Такое противоречие стремлений может приводить к внутреннему конфликту, который, в свою очередь, усиливает тревожность подростка.
Интенсивность тревоги от первого до одиннадцатого класса возрастает более чем в 2 раза. По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается (второй подъем наблюдается после 60 лет). Поэтому, особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию.
Исходя из всего вышеизложенного, будет проведена диагностика уровня тревожности учеников 7 классов общеобразовательной школы.
3.2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.
1. Методика диагностики школьной тревожности Филлипса.
Была создана в 1978г., данных об адаптации методика в России не найдено.
Цель методики: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1). Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2). Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте:
2. Шкала явной тревожности для детей CMAS(The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale)
Была разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953), предназначенной для взрослых.
В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована доктором психологических наук А.М.Прихожан.
Предмет диагностики: выявление тревожности как относительно устойчивого образования у детей в возрасте 8-12 лет.
Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
Обработка результатов состоит в следующем:
1). Просмотр бланков и выбор тех, на которых все ответы одинаковы (только “верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.
2). Обращение внимания на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно.
После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:
3. Шкала тревожности Рогова.Е.И.
Была разработана в 1996 г. по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуации — с точки зрения того, насколько они могут вызывать тревогу.
Цель методики: выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность).
Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нормы для учащихся 8—10-х классов (Рогов Е. И., 1996). Опыт работы показывает, что данная методика может с успехом применяться и для диагностики уровня школьной тревожности в 7-м и 11-м классах. Диагностика может проводиться в индивидуальной или групповой форме, желательно в начале учебного дня.
Тест представляет собой набор из 30 ситуаций, напротив каждой ситуации испытуемый может поставить одно из чисел:0,1,2,3,4:
0 - если ситуация совершенно не кажется вам неприятной;
1 - если она немного волнует, беспокоит вас;
2 - если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее;
3 - если она для вас сильно неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх;
4 - Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх.
По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом:
Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.
Интерпретация результатов. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в таблицах.
Следует отметить, что стандартизация тестовых норм для всех параллелей проводилась в городских школах, поэтому данные тестовые нормы для сельских школьников неприменимы! При интерпретации полученных данных следует обратить внимание на учащихся, показавших «повышенные», «высокие» и «очень высокие» значения школьной тревожности. Эти показатели прямо указывают на эмоциональное неблагополучие подростка в контексте тех или иных школьных ситуаций. Показатель «чрезмерного спокойствия» свидетельствует о «скрытой» тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо сознательно отрицаемой им.
4. Проективная методика А.Н.Прихожан.
Была разработана доктором психологических наук А.Н.Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954).
Предмет диагностики: выявление тревожности как относительно устойчивого образования.