Школьная тревожность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основная задача состоит в своевременном распознавании тревожности, установлении её причин и разработке комплекса мер по борьбе с тревожностью.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – наличие тревожности у детей среднего школьного возраста.
Задача исследования – установления уровня тревожности у детей среднего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Психолого-педагогическая характеристика тревожности. 4
Определение понятия «тревожность» 4
Классификация основных видов тревожности. 4
Причины появления и развития тревожности. 5
Особенности поведения тревожных детей. 6
Методы диагностики тревожности. 8
Экспериментальное исследование тревожности. 9
Определение вида исследуемой тревожности. 9
Методы диагностики школьной тревожности. 11
Выбор метода диагностики школьной тревожности. 15
Ход проведения диагностики школьной
тревожности по методике Б.Филлипса. 17
Результаты диагностики школьной тревожности. 20
Факторы, способствующие появлению и
развитию школьной тревожности. 29
Рекомендации по работе с тревожными детьми. 29
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психодиагностике.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 3.5.

 

вопроса

Ключ

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

36

+

+

+

+

+

—•

+

+

+

+

— •

37

+•

+•

+•

+•

+•

+•

+ •

+ •

+ •

38

+

—•

—•

+

+

+

+

+

+

+

+

39

+

+

+

+

+

+

+

—•

+

— •

— •

40

+•

+ •

+ •

41

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

42

+•

+•

+•

43

+

+

+

—•

—•

+

—•

—•

+

+

— •

44

+

+

—•

—•

+

—•

+

+

+

+

— •

45

+•

+•

+•

+ •

+ •

46

+•

+•

+ •

47

+•

48

+•

+•

+•

+•

+ •

+ •

49

+•

+ •

+ •

+ •

50

51

+•

+•

+•

+ •

52

+•

+•

+•

53

+•

+•

+•

+•

+ •

54

+•

+•

+ •

55

+•

+•

+•

+•

+•

+ •

+ •

56

+•

+•

+ •

57

+•

+•

58

+•

Число

несовпадений

8

26

34

10

24

14

26

13

16

38

Число несовпадений в %

13,8

44,8

58,6

17,2

41,4

24,1

44,8

22,4

27,6

65,5


 

Примечание: ответы, не совпадающие с ключом теста, в таблице помечены знаком “•”.

В соответствии с данной таблицей можно сделать вывод, что средний уровень тревожности в целом не превышает допустимого показателя в 50%. Лишь у двух учеников: Карпычевой Лены и Лапшовой Даши полученные результаты говорят о наличии повышенного уровня тревожности.

 

 

 

 

 

Диаграммы соотношений уровня тревожности и спокойного состояния

 

 

Таблица 3.6. Распределение ответов по соответствующим факторам тревожности.

 

Наименование фактора

Ключ

Число совпадений по каждому респонденту

Средний показатель

Средний показатель в %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 Общая тревожность  в школе

23

2

14

16

3

13

0

11

4

7

12

8,2

37,3

2

Переживание социального стресса

11

0

1

7

3

2

7

3

0

2

10

3,5

31,8

3

 Фрустрация потребности  в достижение успеха

13

4

8

5

4

2

4

5

6

2

7

4,7

36,2

4

 Страх самовыражения

6

2

2

3

3

3

2

5

3

3

6

3,2

53,3

5

 Страх ситуации проверки  знаний

6

1

4

5

1

4

0

2

1

5

2

2,5

41,7

6

 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

5

0

3

2

0

3

1

4

1

1

4

1,9

38,0

7

 Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

5

0

2

2

0

3

0

2

1

1

2

1,3

26,0

8

 Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

8

1

6

5

1

5

1

2

3

3

4

3,1

38,8


 

Руководствуясь данными этой таблицей, были сделаны следующие выводы:

  1. Алексеева Наталья имеет низкий уровень тревожности, как в целом, так  и по соответствующим факторам  в отдельности.
  2. У Федорова Ивана немного повышена общая школьная тревожность, выражена фрустрация потребности в достижении успеха, велик страх ситуации проверки знаний, имеется страх не соответствия ожиданиям окружающих и проблемы и страхи в отношениях с учителями.
  3. Карпычева Елена имеет повышенную тревожность по 5 факторам из 8. Наблюдается общая школьная тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения и страх проверки знаний, а также существование проблем в отношениях с учителями.
  4. Колесов Константин показал отсутствие повышенного уровня тревожности в целом, но показал наличие небольшого страха самовыражения (3 совпадения из 6).
  5. У Шаровой Екатерины было обнаружено наличие повышенной  тревожности по 6 факторам из 8. Она единственная из всех респондентов показала наличие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Как и у большинства учеников у неё выявился страх самовыражения и страх проверки знаний, а также проблемы в отношениях с учителями.
  6. Работалова Мария имеет низкий уровень тревожности, но обнаруживает наличие социального стресса. То есть можно сделать вывод, что ученица имеет проблемы в среде общения со сверстниками.
  7. Одинцов Михаил показал наличие значительного страха самовыражения, демонстрации своих возможностей и страха не соответствовать ожиданиям окружающих его людей. То есть ученик испытывает тревогу по поводу оценок, даваемых окружающим ему и его поступкам.
  8. Леснов Сергей не имеет повышенного уровня тревожности, как в целом, так и по отдельным факторам. Лишь в отношении потребности в достижении успеха показатели немного выше, чем по остальным факторам, хотя и не выходят за пределы нормы.
  9. Карамышева Юлия обнаружила наличие повышенной тревожности в ситуациях, связанных с необходимостью самовыражения, и в ситуациях проверки знаний.

10.У Лапшовой Дарьи была выявлена высокая тревожность в целом, и соответственно по большинству факторов. Она показала максимально высокие показатели тревожности переживания социального стресса и страха самовыражения. Кроме того, на лицо страх не соответствовать ожиданиям окружающих и присутствие проблем с учителями.

Таким образом, по каждому фактору какое-то количество учеников показали результаты выше средней величины. Распределение завышенных показателей по факторам тревожности представлено в таблице 3.7.

 

Таблица 3.7. Распределение ответов учеников по факторам тревожности.

 

Наименование фактора

Количество человек, имеющие показатели выше средней величины

1

2

3

1

Общая тревожность в школе

4

2

Переживания социального стресса

3

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

2

4

Страх самовыражения

2

5

Страх ситуации проверки знаний

4

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

4

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

1

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

3


 

Как видно из таблицы в большей мере учеников тревожит:

    • общая ситуация в школе;
    • ситуации, подразумевающие проверку знаний;
    • оценки и отзывы, которые могут дать им окружающие;

Кроме того, хотя страх самовыражения в большей мере был выражен у двух учеников, это единственный показатель, который имеет достаточно равномерное распределение результатов по каждому ученику и поэтому можно судить, что ситуации, требующие демонстрации своих возможностей, самораскрытия также вызывают тревогу у учеников.

По обобщенным результатам исследования можно сделать следующие выводы:

    • общая школьная тревожность не превышает норм;
    • наличествует боязнь проверки знаний;
    • имеет место страх самовыражения и страх не соответствовать мнению окружающих, что в принципе характерно для данной возрастной группы, учитывая специфику их возраста.

 

3.6. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.

 

Кроме диагностики школьной тревожности с учениками была проведена беседа на данную тему в свободной форме. Ученики по желанию рассказывали о своей боязни той или иной ситуации, связанной со школой. На основании этой беседы были выявлены следующие факторы, способствующие появлению и развитию школьной тревожности:

    • учебные перегрузки (структура учебного года, 1 выходной и т.д.)
    • неспособность справиться с программой
    • неадекватные ожидания со стороны родителей (чем выше родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем выше уровень тревожности у ребенка).
    • неблагоприятные отношения с педагогом (конфликты, завышенные требования, стиль взаимодействия с учениками).
    • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации. Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности.
    • смена школьного коллектива (необходимость устанавливать новые взаимоотношения).
    • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

 

3.7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.

 

На основании проведенного исследования  и полученных результатов были разработан небольшой свод общих правил по работе с тревожными детьми:

1. По возможности избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивать ребенка с окружающими.

3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращаться к ребенку по имени.

6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.

7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.

8. Быть последовательным в воспитании ребенка.

9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Использовать наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижать ребенка, наказывая его.

 

Данные правила, возможно, не смогут помочь при уже появившейся тревожности, но в некоторых случаях частично предотвратят её появление.

Информация о работе Школьная тревожность