Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:40, курсовая работа
Таким образом, основная задача состоит в своевременном распознавании тревожности, установлении её причин и разработке комплекса мер по борьбе с тревожностью.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – наличие тревожности у детей среднего школьного возраста.
Задача исследования – установления уровня тревожности у детей среднего школьного возраста.
Введение 3
Психолого-педагогическая характеристика тревожности. 4
Определение понятия «тревожность» 4
Классификация основных видов тревожности. 4
Причины появления и развития тревожности. 5
Особенности поведения тревожных детей. 6
Методы диагностики тревожности. 8
Экспериментальное исследование тревожности. 9
Определение вида исследуемой тревожности. 9
Методы диагностики школьной тревожности. 11
Выбор метода диагностики школьной тревожности. 15
Ход проведения диагностики школьной
тревожности по методике Б.Филлипса. 17
Результаты диагностики школьной тревожности. 20
Факторы, способствующие появлению и
развитию школьной тревожности. 29
Рекомендации по работе с тревожными детьми. 29
Заключение 31
Список литературы 32
Продолжение таблицы 3.5.
№ вопроса |
Ключ |
Ответы | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
36 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
—• |
+ |
+ |
+ |
+ |
— • |
37 |
— |
+• |
+• |
+• |
+• |
+• |
— |
+• |
+ • |
+ • |
+ • |
38 |
+ |
—• |
—• |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
39 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
—• |
+ |
— • |
— • |
40 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
+• |
+ • |
— |
+ • |
41 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
42 |
— |
— |
— |
+• |
+• |
— |
+• |
— |
— |
— |
— |
43 |
+ |
+ |
+ |
—• |
—• |
+ |
—• |
—• |
+ |
+ |
— • |
44 |
+ |
+ |
—• |
—• |
+ |
—• |
+ |
+ |
+ |
+ |
— • |
45 |
— |
— |
— |
— |
+• |
— |
+• |
+• |
— |
+ • |
+ • |
46 |
— |
— |
+• |
+• |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
+ • |
47 |
— |
— |
— |
— |
— |
+• |
— |
— |
— |
— |
— |
48 |
— |
— |
+• |
+• |
— |
+• |
— |
+• |
+ • |
— |
+ • |
49 |
— |
— |
— |
— |
— |
+• |
— |
— |
+ • |
+ • |
+ • |
50 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
51 |
— |
— |
+• |
+• |
— |
+• |
— |
— |
— |
— |
+ • |
52 |
— |
— |
+• |
+• |
— |
— |
— |
+• |
— |
— |
— |
53 |
— |
— |
+• |
+• |
— |
+• |
— |
+• |
— |
— |
+ • |
54 |
— |
— |
— |
+• |
— |
— |
— |
+• |
— |
— |
+ • |
55 |
— |
+• |
+• |
+• |
— |
+• |
— |
+• |
— |
+ • |
+ • |
56 |
— |
— |
+• |
+• |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
+ • |
57 |
— |
— |
— |
+• |
— |
+• |
— |
— |
— |
— |
— |
58 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
+• |
— |
— |
— |
Число несовпадений |
8 |
26 |
34 |
10 |
24 |
14 |
26 |
13 |
16 |
38 | |
Число несовпадений в % |
13,8 |
44,8 |
58,6 |
17,2 |
41,4 |
24,1 |
44,8 |
22,4 |
27,6 |
65,5 |
Примечание: ответы, не совпадающие с ключом теста, в таблице помечены знаком “•”.
В соответствии с данной таблицей можно сделать вывод, что средний уровень тревожности в целом не превышает допустимого показателя в 50%. Лишь у двух учеников: Карпычевой Лены и Лапшовой Даши полученные результаты говорят о наличии повышенного уровня тревожности.
Диаграммы соотношений уровня тревожности и спокойного состояния
Таблица 3.6. Распределение ответов по соответствующим факторам тревожности.
№ |
Наименование фактора |
Ключ |
Число совпадений по каждому респонденту |
Средний показатель |
Средний показатель в % | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||||
1 |
Общая тревожность в школе |
23 |
2 |
14 |
16 |
3 |
13 |
0 |
11 |
4 |
7 |
12 |
8,2 |
37,3 |
2 |
Переживание социального стресса |
11 |
0 |
1 |
7 |
3 |
2 |
7 |
3 |
0 |
2 |
10 |
3,5 |
31,8 |
3 |
Фрустрация потребности в достижение успеха |
13 |
4 |
8 |
5 |
4 |
2 |
4 |
5 |
6 |
2 |
7 |
4,7 |
36,2 |
4 |
Страх самовыражения |
6 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
5 |
3 |
3 |
6 |
3,2 |
53,3 |
5 |
Страх ситуации проверки знаний |
6 |
1 |
4 |
5 |
1 |
4 |
0 |
2 |
1 |
5 |
2 |
2,5 |
41,7 |
6 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
5 |
0 |
3 |
2 |
0 |
3 |
1 |
4 |
1 |
1 |
4 |
1,9 |
38,0 |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
5 |
0 |
2 |
2 |
0 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1,3 |
26,0 |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
8 |
1 |
6 |
5 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3,1 |
38,8 |
Руководствуясь данными этой таблицей, были сделаны следующие выводы:
10.У Лапшовой Дарьи была выявлена высокая тревожность в целом, и соответственно по большинству факторов. Она показала максимально высокие показатели тревожности переживания социального стресса и страха самовыражения. Кроме того, на лицо страх не соответствовать ожиданиям окружающих и присутствие проблем с учителями.
Таким образом, по каждому фактору какое-то количество учеников показали результаты выше средней величины. Распределение завышенных показателей по факторам тревожности представлено в таблице 3.7.
Таблица 3.7. Распределение ответов учеников по факторам тревожности.
№ |
Наименование фактора |
Количество человек, имеющие показатели выше средней величины |
1 |
2 |
3 |
1 |
Общая тревожность в школе |
4 |
2 |
Переживания социального стресса |
3 |
3 |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
2 |
4 |
Страх самовыражения |
2 |
5 |
Страх ситуации проверки знаний |
4 |
6 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
4 |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
1 |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
3 |
Как видно из таблицы в большей мере учеников тревожит:
Кроме того, хотя страх самовыражения в большей мере был выражен у двух учеников, это единственный показатель, который имеет достаточно равномерное распределение результатов по каждому ученику и поэтому можно судить, что ситуации, требующие демонстрации своих возможностей, самораскрытия также вызывают тревогу у учеников.
По обобщенным результатам исследования можно сделать следующие выводы:
3.6. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.
Кроме диагностики школьной тревожности с учениками была проведена беседа на данную тему в свободной форме. Ученики по желанию рассказывали о своей боязни той или иной ситуации, связанной со школой. На основании этой беседы были выявлены следующие факторы, способствующие появлению и развитию школьной тревожности:
3.7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.
На основании проведенного исследования и полученных результатов были разработан небольшой свод общих правил по работе с тревожными детьми:
1. По возможности избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивать ребенка с окружающими.
3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращаться к ребенку по имени.
6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
8. Быть последовательным в воспитании ребенка.
9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Использовать наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижать ребенка, наказывая его.
Данные правила, возможно, не смогут помочь при уже появившейся тревожности, но в некоторых случаях частично предотвратят её появление.