Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа
Краткое описание
Фрейд предположил, что невроз – это болезнь не нервов, а психики, т.е. источником неврозов являются не повреждения или функциональные разлады нервной системы, а мучительные впечатления и переживания. Поэтому исцеление может быть достигнуто посредством коррекции сознания и психики пациента, а не лекарствами, массажем и т.п. Придя к такой мысли, Фрейд стал разрабатывать новую теорию строения и функционирования психики, опираясь при этом на свой психотерапевтический опыт1.
Содержание
Введение 3 1. Особенности возникновения невроза: его виды и генезис. 6 1.1. Невроз и его основные формы: анализ основных видов неврозов. 6 1.2. Страх и тревога в генезе неврозов. 10 1.3. Возникновение школьных неврозов. 12 2. Профилактика и коррекция школьных неврозов. 16 2.1. Обследование школьников с неврозами. 16 2.2. Диагностика адаптации учащихся в школе по методике «Школа зверей» 17 2.3. Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов. 24 Заключение 24 Список использованной литературы
Ипохондрический невроз - патологическое
состояние с необоснованно повышенным
вниманием к своему здоровью и убежденностью
в наличии тяжелого неизлечимого заболевания.
Эта форма болезни может вытекать из других
форм неврозов, например, фобического
невроза, или возникать самостоятельно
в психотравмирующих ситуациях определенного
характера. Лечение должно быть комплексным
и индивидуально ориентированным. Необходимо,
провести анализ психотравмирующей ситуации
и по возможности.
Выбор адекватной терапии осуществляется
в зависимости от характера невроза и
с учетом характерологических особенностей.
При проведении психотерапии необходимо
учитывать реальные возможности больных
и наличие соответствующих социальных
условий. Формирование новых интересов
и ценностей не должно идти вразрез с основными
жизненными установками больного.
1.2. Страх
и тревога в генезе неврозов.
Страх - одно из ведущих клинических
проявлений при неврозах. Невротическим
можно определить страх, который или не
оправдывается конкретной угрозой, или
не соответствует ей по степени значимости,
но всегда имеет определенную психологическую
подоплеку своего происхождения (мотивацию).
Классической моделью
невротического страха являются
также фобии. В отличие от невротического
реальный страх возникает при
конкретной внешней опасности, являясь
выражением инстинкта самосохранения
.
Страх классифицируется
как ситуативно и личностно обусловленный;
острый (в том числе пароксизмальный) и
хронический (постоянный); инстинктивный
и социально опосредованный; боязнь и
тревожность как состояния, соответствующие
страху и тревоге; реальный (при конкретной
угрозе) и воображаемый (на уровне представлений).
По степени выраженности страх
делится на ужас, испуг, собственно страх,
тревогу, опасения, беспокойство и волнение.
Страх может быть и выражением
веры эмоционально чувствительных и впечатлительных
детей в наличие тех опасностей, которые
олицетворяют сказочные образы или образы
страха, внушенные взрослыми. Подобный
страх ослабевает и сходит на нет, по мере
накопления реального жизненного опыта
и развития самосознания.
Возросшее чувство ответственности проявляется
и в нарастании страха смерти родителей
(у 98% мальчиков и 97% девочек в 9 лет). Соответственно
"эгоцентрический" страх смерти себя,
продолжая еще быть относительно выраженным
у мальчиков, заметно уменьшается у девочек.
Связанные со страхом смерти страхи нападения,
пожара и войны выражены так же интенсивно,
как и в старшем дошкольном возрасте.
Подростковый возраст. Ведущими
страхами в этом возрасте являются страхи
смерти родителей практически у всех мальчиков
(к 15-летнему возрасту и всех девочек к
12-му году жизни) и страх войны (90% - в 13 лет
у мальчиков и 91% - в 12 лет у девочек). Оба
страха тесно связаны между собой, поскольку
война несет в себе реальную угрозу смерти
родителей.
Другая группа выраженных и
опять же взаимосвязанных страхов - это
страхи собственной смерти (63% - в 13 лет
у мальчиков и 70% - в 11 лет у девочек). Нападения
(54% - в 13 лет у мальчиков и 70% - в 11 лет у девочек),
пожара (52% - в 10 лет у мальчиков, 80 и 79% -
в 10 и 11 лет у девочек).
Таким образом, начиная со старшего
дошкольного возраста, большинство детей
боятся своей смерти и смерти родителей,
нападения, пожара и войны. У мальчиков
в подростковом возрасте достигает максимальной
выраженности страх заболеть (а также
заразиться - у 39% в 13 лет). У девочек - страхи
стихии (у 52 и 50% в 11 и 12 лет), высоты (у 45%
в 14 лет) и замкнутого пространства (у 35%
в 14 лет). Не достигают максимума в данном
возрасте, но достаточно выражены у девочек
страхи животных (у 51% в 14 лет), глубины
(у 50% в 11 лет) и опоздания (у 70% в 10 и 11 лет).
У девочек подростковый возраст
более насыщен страхами, чем у мальчиков,
отражая их большую склонность к страхам
вообще. Тем не менее, среднее число всех
«страхов» как у них, так и у мальчиков
заметно уменьшается в подростковом и
младшем школьном возрасте по сравнению
с дошкольным.
Заслуживают внимания данные факторного
анализа страхов по всему изученному возрасту
от 3 до 16 лет. В факторе, обладающем наибольшим
весом (61% у мальчиков и девочек), максимальные
факторные нагрузки у страха перед засыпанием
и страха темноты. Очевиден универсальный
характер этих страхов, являющихся своеобразным
фоном или условием для проявления других
страхов, в том числе сказочных персонажей
и чудовищ.
1.3. Возникновение
школьных неврозов.
Для большинства детей уже само
поступление в школу становится сложным
испытанием. Многое зависит от того, как
ребенок справляется с трудностями, какие
способы решения проблем, связанных с
вхождением в школьную жизнь, выбирает
он сам, к сожалению, часто эти проблемы
остаются неразрешимыми. А при отсутствии
помощи со стороны школьного психолога,
педагога, родителей у таких детей и возникают
различные формы «школьных неврозов».
Мы рассматриваем «школьный
невроз» не в узко медицинском, а в более
широком - психолого-педагогическом - аспекте.
Диапазон их проявлений достаточно велик,
что затрудняет выделение четких критериев
диагностики. Наши наблюдения и опыт практической
работы с младшими школьниками показывают,
что можно выделить несколько групп детей.
Первая группа – дети с явными
отклонениями в поведении. Они вызывающе
ведут себя на уроках, ходят по классу
во время занятий. Грубят учителю, «неуправляемы»,
проявляют агрессивность по отношению
не только к учителям, но и к одноклассникам.
Учатся, как правило, плохо. Самооценка
завышена. Чаще всего учителя относят
их к педагогически «запущенным» или даже
к умственно отсталым.
Вторая группа - успевающие
школьники, которые удовлетворительно
вели себя на уроках, но в результате перегрузок
или эмоциональных потрясений вдруг начинают
резко, буквально на глазах, меняться.
Появляется депрессия, апатия. Учителя
говорят о таком ученике, что ею как будто
подменили. Ребенок отказывается ходить
в школу, начинает грубить, огрызается.
Третья группа - школьники, у которых при
внешнем, кажущемся благополучии (хорошая
успеваемость, удовлетворительное поведение)
наблюдаются различные признаки эмоционального
неблагополучия: боязнь отвечать у доски,
а при устных ответах с места - тремор рук.
Говорят очень тихо, часто плачут, всегда
в стороне. У таких школьников - повышенный
уровень тревожности, их самооценка, как
правило, занижена, они очень ранимы. Наиболее
характерным для этой группы детей является
фобический синдром (навязчивое переживание
страха с четкой фабулой). Основные признаки
патологических страхов - их беспричинность,
длительность существования.
Рассмотрим причины отклонений
в поведении ребенка. И механизмы психологической
зашиты на конкретном примере.
Миша Н., 7 лет, детский сад не
посещал. При поступлении в школу, по словам
матери (педагога по образованию), хотел
учиться, был хорошо подготовлен. Первое
полугодие проучился нормально, однако
учительница часто делала замечания -
отвлекается на уроках, невнимателен и
т.д. Миша, мальчик достаточно воспитанный,
вдруг стал огрызаться, иногда грубить
учительнице. Мать сначала не придавала
этому большого значения. Но поведение
сына постепенно ухудшалось, а после того
как учительница назвала его при всем
классе «идиотом», мальчик набросился
на нее с кулаками. Разговор в кабинете
директора только усугубил конфликт. Ребенок
окончательно замкнулся, отказывался
ходить в школу. Мать все-таки отводила
его, но он либо безучастно сидел на уроках,
либо вел себя вызывающе: ходил по классу,
укусил обзывающую его девочку. Перед
каждым словом в диктанте написал приставку
«не», а диктант не сдал учителю. Ко всем
взрослым стал относиться с недоверием,
отказывался разговаривать с ними. Мать,
обеспокоенная поведением сына, решила
по совету педагогов отвести его к психиатру.
Мальчик, когда понял, куда его привели,
стал кричать: «Я не больной!» После чего
совсем замкнулся, стал вялым и апатичным.
Посещение любого кабинета (и в школе,
и в поликлинике), вид любого врача, учителя
вызывал у него бурную реакцию протеста,
он бился в истерике и кричал.
Этот случай интересен еще и
тем, что психолог не мог начать сразу
работу с ребенком, ибо мальчик отказывался
даже просто побеседовать с ним. Поэтому
на первоначальном этапе вся коррекционная
работа строилась опосредованно, через
родителей и педагогов. По мнению учителей,
обучавших Мишу, мальчик очень импульсивный,
ранимый, неспособный контролировать
себя. Классный руководитель считал его
умственно отсталым, не способным обучаться
в нормальной школе.
Из рассказа матери следовало,
что Миша до поступления в школу развивался
нормально. Семья полная. У мальчика есть
младшая сестра, которую он очень любит.
В семье так сложилось, что мать более
привязана к сыну, а отец - к дочери. Отец
очень редко занимался сыном и даже в критический
момент, когда возник конфликт в школе,
не счел нужным обращать на это внимание.
Он считал, что учителя и мать все усложняют.
Таким образом, в семье мальчик не испытывал
мужского влияния. Мать - женщина очень
тревожная, при этом педантичная, - старалась
привить сыну прежде всего послушание,
аккуратность, доброту, честность. Предъявляла
достаточно высокие требования к его успеваемости.
Ранимый и впечатлительный ребенок старался
выполнять все требования матери и учителей,
чтобы соответствовать образцу «хорошего
ученика», который он создал под влиянием
значимых взрослых. Для Миши, по всей вероятности,
школа являлась в первую очередь местом
для утверждения своего «Я».
Виной всему произошедшему
стало:
Во-первых, неправильное воспитание
в семье - отвергающее со стороны отца,
гиперсоциальное со стороны матери. При
таком воспитании у ребенка развиваются
эгоцентризм и аффективность, приводящие,
с одной стороны, к претенциозности, а
с другой - к неуверенности в себе.
Во-вторых, причина «невроза»
в непонимании учителем ситуации. Ведь
педагог начальной школы является для
учеников значимым взрослым, его понимание
и авторитет оказывают огромное влияние
и а формирование взаимоотношений в классе.
Ученик нуждался в особом, доброжелательном
подходе, ему были необходимы постоянное
одобрение и поддержка. Учителю же казалось,
что похвала может лишь повредить ребенку,
и, скупясь на одобрение, он оказался слишком
щедрым на замечания.
В-третьих, определенную роль
в формировании пато -характерологических
черт характера Миши сыграли и сверстники,
в их среде мальчик чувствовал себя неуверенно
и одиноко.
Вот так и возникла невротическая реакция
на трудности, с которыми он столкнулся
в школе. Как помочь ему? Прежде всего,
следует оставить ребенка в покое, и начальные
этапы психокоррекции проводить с родителями.
Родителям необходимо увидеть в собственном
ребенке самостоятельную личность, при
пять его таким, какой он есть. Важно, чтобы
они осознали, что очень часто требуют
от детей то, что те заведомо (в силу возрастных,
конституциональных, психологических
особенностей) не могут выполнить.
2.0.Профилактика
и коррекция школьных неврозов
2.1. Обследование
школьников с неврозами.
Базой нашего исследования
явилась школа № 125 г. Москвы. Нашими респондентами
были дети в возрасте от 7-15 лет с неврозами.
В процессе эксперимента мы
использовали интервью. Оно проводилось
с 50 детьми с неврозами. По возрасту опрошенные
разделены на группы: 6-7, 7-10, 10-12 и 12-15 лет.
Ответы ранжировались по типу: "да"
("согласен"), "трудно сказать"
("не знаю" или "когда как"), "нет"
("не согласен"). При изложении данных
положительный (утвердительный) ответ
объединит "да" и "трудно сказать".
Неспособность вовремя защитить
себя, дать сдачи, выявлена у 63% мальчиков
и 40,5% девочек (различия достоверны). Отсутствие
защиты не уменьшается, а увеличивается
с возрастом, причем это выражено больше
у мальчиков (от 45% у младших школьников
до 100% в 12-15 лет, у девочек - соответственно
у 45 и 67%).
Склонность легко обижаться
выявлена у 55% мальчиков и 47% девочек. С
возрастом обидчивость, как и беззащитность,
возрастает. Различия по нозологическим
формам неврозов незначительны.
Таким образом, с возрастом
у детей с неврозами происходит не уменьшение,
как у здоровых сверстников, а увеличение
таких характеристик личностного реагирования,
как ранимость (обидчивость), неспособность
защитить себя, отрицательное восприятие
внешнего облика.
Перейдем к интервью, касающимся
отношений в школе. Неудовлетворенность
школьными достижениями отмечается у
50% мальчиков и 41% девочек, максимально
нарастая в возрасте 12-15 лет. Более часто
неудовлетворенность успехами встречается
при обсессивном неврозе, отражая не столько
фактическое положение дел с учебой, сколько
повышенное чувство долга и обязанности,
желание учиться еще лучше.
Из школьных предметов к трудным
для усвоения мальчики относят русский
язык (у 49%), девочки - математику (у 35%). Затруднения
по математике отмечаются у 31% мальчиков,
русскому языку - у 23% девочек.
Каждый второй учащийся 4-8-х
классов хотел бы заменить одного или
нескольких учителей, почти всегда женщин,
с которыми у них не сложились отношения.
Стремление перейти в другой
(параллельный) класс хочет 20% детей. Данные
интервью показывают, что, несмотря на
ряд возрастных особенностей, у детей
с неврозами заметны неблагоприятные
изменения в формировании личности. В
немалой степени они являются следствием
длительно протекающего болезненного
расстройства, препятствий на пути самоутверждения,
своевременной реализации своих возможностей
и потребностей.