Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа
Краткое описание
Фрейд предположил, что невроз – это болезнь не нервов, а психики, т.е. источником неврозов являются не повреждения или функциональные разлады нервной системы, а мучительные впечатления и переживания. Поэтому исцеление может быть достигнуто посредством коррекции сознания и психики пациента, а не лекарствами, массажем и т.п. Придя к такой мысли, Фрейд стал разрабатывать новую теорию строения и функционирования психики, опираясь при этом на свой психотерапевтический опыт1.
Содержание
Введение 3 1. Особенности возникновения невроза: его виды и генезис. 6 1.1. Невроз и его основные формы: анализ основных видов неврозов. 6 1.2. Страх и тревога в генезе неврозов. 10 1.3. Возникновение школьных неврозов. 12 2. Профилактика и коррекция школьных неврозов. 16 2.1. Обследование школьников с неврозами. 16 2.2. Диагностика адаптации учащихся в школе по методике «Школа зверей» 17 2.3. Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов. 24 Заключение 24 Список использованной литературы
2.2. Диагностика
адаптации учащихся в школе
по методике «Школа зверей».
Для многих детей адаптация
к школе является сложным испытанием.
Ребенок сталкивается с рядом проблем,
которые не в силах решить сам. В результате
у него могут возникнуть школьные неврозы.
Ранняя диагностика, коррекция и профилактика
школьных неврозов остаются актуальной
и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления
психолог, прежде всего сталкивается с
различными формами неадекватной психологической
защиты. Поскольку психологическая защита
формируется на неосознанном уровне, то
исследование ее механизмов может проводиться
с помощью проективных методик. Одна из
них – «Школа зверей». Она дает возможность
выявить школьные неврозы на начальной
стадии развития, выяснить причины и способы
коррекции
Однако эта методика может применяться
не только на этапе адаптации к школе,
но и на старшем возрасте – при работе
с выявлением трудностей учащихся на различных
уроках, в учебной деятельности и в общении
с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой,
так и в индивидуальной форме.
Предварительная
подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим
удивительное путешествие в волшебный
лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте
глаза. Представьте, что мы оказались на
солнечной лесной полянке. Послушайте,
как шумят листья над головой, мягкая трава
касается ваших ног. На полянке вы видите
«Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие
звери учатся в этой школе? А какой зверь
в ней учитель? Чем занимаются ученики?
А каким животным вы видите себя? Что вы
при этом чувствуете? Проживите эти чувства
в себе. Вы можете находиться еще некоторое
время в этой «Школе зверей», пока я буду
считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция
Ведущий. Вы побывали в «Школе
зверей». А теперь возьмите карандаши
и бумагу и попробуйте нарисовать то, что
видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на
свой рисунок и найдите то животное, которым
могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте
«х» или букву «я».
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему
краю листа трактуется как высокая самооценка,
как недовольство своим положением в коллективе,
недостаточность признания со стороны
окружающих. Положение рисунка в нижней
части – неуверенность в себе, низкая
самооценка. Если рисунок расположен на
средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются
по наличию или отсутствию выступов (типа
щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению
линий — все это защита от окружающих.
Агрессивная – если выполнена в острых
углах; со страхом или тревогой – если
имеет место затемнение контурной линии;
с опасением, подозрительностью – если
поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо
обратить внимание на нажим. Стабильность
нажима говорит об устойчивости, слабый
нажим – о проявлении тревожности, очень
сильный – о напряженности. О тревожности
может свидетельствовать разорванность
линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей,
соответствующих органам чувств – глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует
о неприятии информации, изображение ушей
(тем более больших и детально прорисованных)
говорит о заинтересованности в информации,
особенно касающейся мнения окружающих
о себе. Открытый, заштрихованный рот –
о легкости возникновения страхов. Зубы
– признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества
и взаимодействия персонажей показывает
особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих
в различные отношения друг с другом (играют,
изображены в учебной деятельности и т.д.)
и отсутствие разделяющих линий между
ними говорит о благоприятных взаимоотношениях
с одноклассниками. В противном случае
можно говорить о трудностях в построении
контактов с другими учениками.
6. Характер отношений
между животным-учителем и животным, изображающим
ребенка.
Необходимо проследить, нет
ли противопоставления между ними? Как
расположены фигуры учителя и ученика
по отношению друг к другу?
7. Изображение
учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения
учебной деятельности можно предположить,
что школа привлекает ребенка внеучебными
сторонами. Если же нет учеников, учителя,
учебной или игровой деятельности, рисунок
не изображает школу зверей или людей,
то можно сделать предположение, что у
ребенка не сформировалась позиция ученика,
он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона
говорят о благополучном эмоциональном
состоянии ребенка в школе. Мрачные тона
могут свидетельствовать о неблагополучии
и угнетенном состоянии.
На первом
рисунке отсутствуют негативные ассоциации,
связанные со школой, его размещение и
использование цветовой гаммы также говорит
о принятии ребенком школы.
На втором рисунке негативных
ассоциаций нет, цветовая гамма яркая.
Однако отделение учеников линиями друг
от друга может свидетельствовать о трудностях
во взаимоотношениях со сверстниками.
Очень высока оценка учителя. Ребенок
заинтересован в общении, но один заяц
не имеет рта, что косвенно может подтвердить
затруднения в налаживании контактов.
Третий рисунок не закончен.
Звери не разукрашены. Нет четкого различия
между учителем и учениками. Возможно,
что учителя вообще нет. Практически все
звери стирались ластиком и рисовались
вновь. Достаточно сильный нажим карандаша.
Лист помят. Можно предположить наличие
у ребенка тревожности, возможно связанной
со школой. В этом случае необходима дополнительная
работа с ребенком для прояснения ситуации.
Четвертый рисунок показывает
присутствие внутренней агрессии, так
как у зверей уши и грива имеют острые
углы. Кроме того, можно говорить о тревожности
(стирания). Вероятно, школа привлекает
ребенка вне учебными сторонами. Возможно,
ребенка беспокоят головные боли.
Пятый рисунок свидетельствует
о наличии негативных ассоциаций (учитель
– крокодил, ребенок – заяц). Ощущение
агрессии в классе (зубы, когти у учителя,
иглы и зубы у учеников). Четкое отделение
себя от учителя и других учеников. Проговорить
рисунок с ребенком как он чувствует себя
в школе . Возможно, существуют трудности
и в общении с одноклассниками.
Проведенные впоследствии наблюдения,
беседы, анкетирование на степень адаптации
к школе полностью подтвердили данные
методики «Школы зверей». На их основе
были разработаны и проведены тренинговые
занятия, адаптационный курс для первоклассников.
В результате проведенной работы многие
проблемы детей были устранены.
Таким образом, проективная
методика «Школа зверей» помогает выявить
трудности, возникшие у детей на раннем
этапе обучения, и вовремя устранить их.
2.3. Рекомендации
по профилактике и коррекции
школьных неврозов.
Практически все неврозы у школьников
сопровождаются нежеланием посещать школу.
Это бывает и при многих неврозах, и при
других психогенных расстройствах, о которых
мы еще много будем говорить.
Все это свидетельствует о том,
что психолог, учитель, родители «тревожного»
школьника должны быть озабочены не столько
стремлением снизить тревожность любыми
возможными средствами. У многих детей
диагностируются невротические реакции
(заикание, тики, ночной энурез, непроизвольные
движения типа сосания пальца, грызение
ногтей и т.п.), невротические переживания
предметно-фиксированного страха, выраженной
тревоги перед выполнением проверочных
и контрольных работ, сопровождающейся
резким учащением сердцебиения.
Вывод
Анализ данных профилактической
и коррекционной работы свидетельствует
о том, что необходимо иметь стратегию
работы с тревожным ребенком. Разумная
требовательность к организационным аспектам
учебного труда, внушение уверенности
и поддержка при постановке учебных задач,
пристальное внимание к процессу их решения,
своевременное оказание помощи, вовлечение
в активные творческие формы деятельности.
Необходимо использовать безоценочную
систему обучения детей со школьными неврозами.
Плохая оценка "толкает" ребенка
к более сильному переживанию, провоцирует
тревогу. Школьная отметка является слишком
обобщенной оценкой, чтобы точно измерить
поведение учащихся и стимулировать их
учебную деятельность. Более правильно
использовать дифференцированную систему
оценок (школьных отметок), в которых были
бы оценки за усилие, старание, прилежание
и оценки за качество результата-ответа.
Для борьбы с невротизацией
необходимо тесное сотрудничество педагога,
психолога и врача в деле профилактики
и лечения неврозов. Роль психолога здесь
весьма существенна: он осуществляет психодиагностику
личностных детерминант невротических
расстройств, коррекцию дисгармоний в
развитии личности ребенка, следствием
которых и становится невроз.
Термин «школьный невроз» употребляется
в основном в тех случаях, когда боязнь
школы, тревога существуют на неосознанном
уровне, проявляясь в виде соматических
симптомов (рвота, головная боль, повышение
температуры и т.п.) перед посещением школы.
Для профилактики и коррекции
«школьных неврозов» необходимы комплексные
меры. Это - ранняя диагностика развития
личности, учет возрастных и индивидуальных
особенностей и возможностей и, наконец,
постоянная работа с учителями и родителями
в системе психологической службы школы.
Список
использованной литературы
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной
психологии. – М., 1995, 165 с.
Асатиани М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. /Под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент, 1985.
Виш И. М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей школьного возраста. – Харьков: 2005. – 356 с.
Захаров А. И. Неврозы у детей
и подростков. – Л., 1988.
Ковалев В. В., Шевченко К. С.
Невроз навязчивых состояний у детей и
подростков. Методические рекомендации.
– М., 2001.