Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 02:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История психологии" .

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ (История психологии).doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем  знаниям, навыкам или умениям, которые  уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.

53. Вклад Михаила Григорьевича Ярошевского в развитие психологии. Обзор любой работы М.Г Ярошевского.

Михаил Григорьевич  Ярошевский (22 августа 1915, Херсон — 22 марта 2002, Москва) — российский психолог и  историк отечественной науки, доктор психологических наук, профессор, почетный академик РАО, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, Москва.

Сферы исследований: история  науки (в частности, психологии), психолингвистика, теория и методология психологии, психология творчества.

Основные труды Я. относятся  к области истории и методологии  психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и  исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических  знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению — социальной психологии науки (Психология науки / в соавт., М., 1998.).

Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным  подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонен-тный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Я. направления - исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку (Наука о поведении: русский путь, М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980-1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе.

Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных  пособий, где подробно представил теоретическое  и категориальное содержание психологической  науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития

54.Общий обзор современных (ХХ века) зарубежных и отечественных теорий.

Становление советской  психологии. Корнилов Константин Ник. 1879 – 1957 гг. Родился в Тюмени, поступил в Омск. семинарию. Прошел путь унижений и оскорблений. (Чулпанов оказ-ся более прозорливым). Корнилов = доклад «Психология и марксизм» зачитан в 23 г. – выразил необх. поворота психологии к практике социалистич. жизни. В 30е гг. был смещен с должности. Гл. ошибка – непонимание им сущности соц. обусловленности сознания, поведения чел. Социалистический труд. Получил степень доктора пед. наук – без защиты диссертации. Потом (40е гг.) снова стал дир. своего инст. Блонский Павел Петр. 1884 – 1941 гг. Род. в Киеве, в семье мелкого чиновника. Окончил гимназию с золотой медалью, поступил в университет, познак-ся с Чулпановым – в Москву. Преподавал психологию и педагогику в гимназии. Писал статьи на злободневные темы – про перестройку педагогики – нужны нов. формы и методы, нов. пед. процесс. Много публиковался в журналах «Вестник просвещения», «Вестник восп.».  Благодаря близости с Крупской = имел большое влияние в «строительстве нов. школы» - так его воспр-ли иностранцы. «Труд. школа», «Реформа науки». Публиковался в США, Германии. Он был наиболее читаемым автором того периода. Реформа науки! = большой вклад в педагогику. «Труд. шк.» - интересно, развивает идеи Погровского, Бухарина – обучать детей навыкам труда. «Реформа науки» = о новом понимании предмета психологии. Размыто. Наука о повед. чел. – о его движ-х, ф-х и т.д. Блонский понимал повед. как Бехтерев – рефлекс. Тезисы: «Науч. психология есть соц. псих.», «Чел. – хомотекникус» (технич. чел., владеющий орудием). Повед. чел. не может быть иным как соц-м + с генетич. т. зр. деят. чел. = деят. такого животного, кот. пользуется орудием (у Выготского та же идея – знак = орудие психики). Важна его хар-ка детских возрастов – в период педологии. Его периодиз-я не получила распространения – была связ. с биологич. признаками – развит. зубов, состав. крови. В 28 он стал отходить от педологии еще до ее запрещения. Посл. его период посвящен   исключит. психологии. «Очерки детской сексуальности» - пытается спорить с психоанализом о периодиз. дет. возр. Один из орг-ов (в 20х гг.) сов. психоаналист. общества. «Память и мышление» = в противополож. традиц. пониманию памяти (различ. виды – моторная, вербальная и т.д.) развернул свое (стал устанавл. генетич. связь между видами памяти – это все ступени ее разв.). На высш. этапе память сближается с мышлением. К концу жизни болел туберкулезом.  Деятельностный подход – знамя сов. психологии. Деят. с т. зр. марксистского подхода.  Ломов Борис Федорович. Совместная деят-ть, отстаивал категорию общения. Занимался эргономикой. Запорожец Александр Владимирович. Внес значит. вклад в теорию деят. своими онтогенетич. иссл. – развитие индивида. В истоках любого познават. процесса лежат предметн. действия. «Сенсорный эталон» - все раздражители внеш. мира не просто вопр-ся нами, а классифицируются опр. образом. Перцептивные действия. Гуманистическая (личность) и трансперсональная (измененное сост. сознания) психология, НЛП. Предметная деят., совместная деят., проблемы общения. Щедровицкий = методологич. деят. – рефлексия собств. деят. Совр. теории. Западн. – с фрейдизма (гуманист., трансперс., НЛП, последние направления). Отечеств. – под знаком теории деят. Она приобретала различные направления по мере развития: 1. Предметн. деят. (Леонтьев). 2. Совместн. деят. (Ломов). 3. Методологич. деят. (Щедровицкий). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"