Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:14, шпаргалка
Предмет истории психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие к-ой она изучает.
10. Особенности развития психологии в средние века.
Эпоха Средневековья не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом считают падение Римской империи (V век). Окончание связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, т.к. официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе нек-ую нишу для исследования. При появлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, к-ые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. На этапе апологетики еще одной причиной борьбы между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, к-ая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах. После упрочения господства христианской церкви, к V–VI вв., появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать нек-ые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из новых реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый этап – патристика, т.е. учение отцов церкви, в к-ом богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII–XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. Последующие 3 века (примерно до X в.) историки часто и справедливо называют годами мрака. Фактически единственным очагом стабильности, культуры, надежды на лучшее будущее в то время была церковь, она же объединяла в единое целое разрозненные и враждующие между собой племена. В этот период и зародилось противостояние церковной и светской власти, к-ое было характерно для Средневековья. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Единственными грамотными людьми были монахи. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. В это время стали появляться первые светские университеты, сначала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы, появилась и сильная светская власть, к-ая подчинила себе церковную. Именно в это время и зародилась схоластика, к-ая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, т.к. предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, точно так же и церковь, бывшая в VI–X вв. во многом хранительницей знаний, становилась тормозом на пути развития науки. Именно в позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, к-ая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке. В XII–XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название деизм, к-ое утверждало, что существуют 2 души – духовная (ее изучает богословие) и телесная, к-ую изучает психология. Т.О., появился предмет для научного изучения. К XIV–XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обращавшихся к психологич.проблематике – Р. Бэкон, X. Вивес, Х. Уарте, У. Оккам. Однако в светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности, а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, к-ые яв-ся преимущественным содержанием сознания.
11. Фома Аквинский и его учение о душе.
Учение Ф.Аквинского принято называть томизмом. Работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Согласно Ф.Аквинскому постижение Бога возможно через его творения, а не наоборот. Эта точка зрения позволила Ф. Аквинскому построить систему христианской философии, опирающуюся на философию Аристотеля. По Аристотелю возникновение различных вещей в природе происходит путем превращения возможности в действительность. Причем возможность совпадает с материей. При этом Аристотель различает материю как абсолютно бесформенное и неопределенное начало бытия и материю определенную, оформленную. Неопределенное начало бытия Аристотель называл «первой материей», а оформленную в виде камня, железа и т. п. — «второй материей». «Вторая материя», по Аристотелю, постоянно трансформируется, т. е., утрачивая свою форму, перестает быть тем, чем она была. Но «первая материя», не может ни возникнуть, ни исчезнуть. А в рез-те мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве. Последнее, а именно то, что мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с христианской космологией. Но бесконечное существование мира во времени несовместимо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных препятствий на пути приспособления аристотелизма к христианству. Выход был найден Фомой, и заключался он в том, что возможность из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возможность, или «первая материя» Аристотеля, у Фомы становится рез-том божественного творения. Так в учение Аристотеля была введена идея креационизма, т. е. творения мира из ничего, соответствующая сути христианского вероучения. Особое место в учении Ф.Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, к-ые он, будучи великим систематизатором схоластики, излагает в ясной и системной форме. И все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям. Ф.Аквинский трансформирует позицию Аристотеля, приспосабливая ее к христианскому вероучению. Что касается ч-ка, то его разумная душа у Ф.Аквинского яв-ся сугубо индивидуальной, а не общей для всех душой, как это было у Аристотеля. И это вполне понятно в свете христианской доктрины личного спасения. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого ч-ка его особой, неповторимой душой, к-ая не погибает со смертью тела. Т.О., он утверждает, что душа не зависит в своем существовании от тела и что она продолжает жить по смерти тела.
Томизм - это одна из попыток теоретически представить, как возможно противоречивое единство души и тела в их земном существовании на фоне последующего автономного бытия души в существовании посмертном.
12. Развитие психологии в арабском мире.
С VIII по XII в. большое кол-во психологич.исследований проводилось на Востоке. Важное значение имел факт, что арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. Известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Не ограничиваясь общими соображениями о зависимости явлений от физических (оптических) факторов и законов, Ибн аль-Хайсам экспериментально изучил бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при всём этом эффекты, явление контраста и др.
Большое значение для психологии имели работы другого арабского мыслителя - Ибн Сины ( Авиценна), к-ый был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины. В своих философских трудах, Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, к-ая имела огромное значение для развития не только психологии, но и др.наук в средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Т.О., перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории 2 истин доказывалось, что сущ-ют 2 независимые, как параллельные прямые истины - вера и знание. Соответственно складывалось 2 учения о душе - религиозно-философское и естественнонаучное. Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения поведения живых существ и их проявлений, с к-ми имеет дело практическая медицина, было изложено в трактате Ибн Сины «Канон врачебной науки». Этот трактат на протяжении нескольких столетий был популярен не только на Востоке, но и в странах Зап.Европы. В Европе этот трактат затмил труды великих врачей древности Гиппократа и Галена. Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физич. развитием организма и его психологич.особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию. Особое место отводилось чувствам, аффектам, к-ые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые форм-ют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических ф-ций.
Арабский мыслитель - Ибн Рушд (Аверроэс). Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения, к-ое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи Средневековья. Особо отметим мысль Ибн Рушда о том, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, к-ые ч-к испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окр.мира от св-в нервной системы. Главный вывод, Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивид. душа ч-ка тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии ч-ка. Ибн Рушд подчеркивал, что возможности ч-ка в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому ч-ку. Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Ибн Рушда. Он также подчеркивал, что способность к мышлению яв-ся потенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света, так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд, воздействуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.
13. Развитие
психологии в эпоху
В какой-то степени проблемы, к-ые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии, математике, физике, философии и общественных. В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, т.к. вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, к-ая наряду с изучением познания была ведущей в то время.
Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио. Он организовал первое общество естествоиспытателей, к-ое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития. Телезио также считал, что главной целью природы яв-ся сохранение достигнутого состояния. Т.О., можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.
О необходимости развивать естественнонаучный подход к исследованиям психики писал ученый Хуан Луис Вивес. В своей работе «О душе и жизни» обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэнсисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной д-ти важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания яв-ся не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.
Не меньше значение для психологии имела и книга психолога - Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивид. различий в способностях с целью профессионального отбора. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Анализируя разнообразные науки и искусства, X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ д-ти полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда.
В период Возрождения психологич.исследования возвратились к проблемам, к-ые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей ч-ка, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое. Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.
14. Ф. Бэкон и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.
Уже в конце XVI - начале XVII в. в психологической науке оформляются 2 основных подхода в теории познания, связанные с именами выдающихся мыслителей - Ф.Бэкона и Р.Декарта. Первый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориентацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же олицетворял рационалистический подход.
Фрэнсис Бэкон. В 1597 г. опубликовал первый вариант своих «Опытов или наставлений нравственных и политических», к-ые принесли ему литературную известность. В своих незаконченных работах, сформулировал основные идеи и положения, к-ые получили свое окончательное оформление в «Новом Органоне» - второй части проекта его жизни, «Великого Восстановления наук», к-ый так и остался незавершенным. В этих работах Бэкон сформулировал основы направления, к-ое получило название эмпиризм. В отличие от сенсуализма, с к-ым оно непосредственно связано, в эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т.е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов. Задачу науки ученый видел в покорении природы и усовершенствовании ч-ка. Для достижения этого Бэкон разработал программу перестройки всей системы научного знания, основной целью к-ой была борьба с сакральностью, догматизмом и схоластикой. Эмпиризм Бэкона не просто чувственное восприятие, а опыт, основанный на эксперименте, именно это дает основание считать ученого основателем эмпирической, экспериментальной науки.