Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:14, шпаргалка
Предмет истории психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие к-ой она изучает.
В первой четверти XIX в. известный австрийский врач и анатом Ф.А.Галль выступил с исследованиями по морфологии мозга. Он впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества, к-ое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой и кору с нижележащими отделами. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей их 27, каждая из к-ых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по к-ой можно определить способность ч-ка. Френология Галля как учение о связи строго локализованных способностей ч-ка со строением черепа яв-ся ложным направлением, хотя в свое время эти идеи вызывали определенный интерес, в том числе в России. Она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, к-ый до этого казался однородной массой. Идеи локализационизма натолкнулись на сопротивление со стороны фактов. Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Г.Гельмгольц. В теории ощущений Гельмгольц проявлял непоследовательность, колебался между материализмом и идеализмом. Исходя из правильного положения о том, что наши представления, ощущения яв-ся рез-том воздействия предметов на нас, соотношение ощущения с вызвавшим его предметом мыслилось Гельмгольцем не по типу отражения и описывалось в терминах символа иероглифа, знака. Важной частью исследований Гельмгольца явилась его теория восприятия. Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, к-ое выступает для ч-ка как непосредственно данное, яв-ся на самом деле продуктом опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом яв-ся бессознательным и напоминает ту работу, к-ую мы производим в процессе мышления, когда делаем умозаключение: мы как бы сопоставляем наше впечатление меньшая посылка с какой-то частью прошлого опыта большая посылка, а затем делаем вывод о том, что же имеет место в данный момент. Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на существование механизмов, к-ые хотя и не выступают в самонаблюдении, но составляют действительное содержание таких явлений, как я вижу, я слышу и др.
24. И. Мюллер и его доктрина специфической энергии органов чувств.
Согласно основному положению этой доктрины, чувствительность каждой возбуждаемой стимулом системы, качество ощущения, вызываемого раздражителем, зависят не от свойств действующего внешнего агента, а от свойств «специфической чувствительности субстанции органов чувств». «Энергии света, темноты или цвета, – писал Мюллер, – не принадлежат внешним предметам, причине возбуждения, они присущи самой субстанции зрения». И. Мюллер первый утверждал, что любое раздражение зрительного нерва вызывает зрительное ощущение. Мы знаем теперь также, что температурные рецепторы реагируют, например, на химическое раздражение ментолом или давление, инициируя ощущение холода, а слуховой нерв можно раздражать электрическим током и получить слуховое ощущение. Перечисление подобных примеров можно продолжить. И сегодняшнее обращение к взглядам Мюллера обусловлено несомненным его влиянием на последующие исследования ученых, его глубоким пониманием того, что качество каждого сенсорного раздражителя зависит от активности и специфических свойств определенного сенсорного образования. Фактически в настоящее время, несмотря на более чем 150-летнюю историю вопроса, изучение сенсорной специфичности продолжается и еще далеко от своего окончательного разрешения.
25. Исследования
Э. Вебера в области
Большой вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета Э.X.Вебер. Он работал главным образом над осязанием («Об осязании»). Вебер различал в кожных ощущениях 3 рода ощущений: давления, или прикосновения, температурные, а также локализации. Для изучения этого последнего он изобрел специальный прибор — эстезиометр, или циркуль Вебера, и с его помощью проводил экспериментальные исследования осязания. Он установил экспериментально, что при действии двух раздражителей на кожу, они различаются как разные в том случае, если отстоят друг от друга на известном расстоянии, причем это расстояние различно для разных участков кожи, т. е. что кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения. В объяснение этого факта он соединил принципы нативизма и генетического подхода. Самые известные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, к-ые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено Фехнером.
26. Работы Г.
Гельмгольца по измерению
Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Г.Гельмгольц. В 1850 г. в статье «Измерение скорости нервного возбуждения» он опубликовал рез-ты экспериментальных исследований, в к-ых показал, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет примерно 120 м/сек. В 1849 г. другой великий физиолог, друг Гельмгольца Дюбуа-Реймон, к-ый исследовал электрические явления в мышце и нерве, показал, что нервный процесс — это не движение животных духов, а не что иное, как электрическая волна.Этот вывод приближал к пониманию физиологического процесса возбуждения и вместе с исследованиями Гельмгольца о скорости нервного возбуждения способствовал материалистическому пониманию нервного процесса и психики. В 1851 г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью к-го можно было исследовать глазное дно. С этого времени Гельмгольц занимается зрением. Он принимает теорию Юнга о цветовом зрении и развивает ее. Из всех исследований, направленных на изучение зрения, рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика». Здесь представлены физика света, анатомия и физиология органов зрения, а также психологические феномены, к-ые сопровождают физиологические процессы зрения. Здесь же Гельмгольц сформулировал теорию восприятия, теорию бессознательных умозаключений. В 1863 г. выходит еще одна большая работа Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях». Здесь даются физическая хар-ка звука, анатомия и физиология органов слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Так, к 60-м годам XIX в. благодаря работам Вебера и Гельмгольца три органа чувств — осязание, зрение и слух — получили капитальную разработку.
В теории ощущений Гельмгольц
проявлял непоследовательность, колебался
между материализмом и
Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, к-ое выступает для ч-ка как непосредственно данное, яв-ся на самом деле продуктом опыта. Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца имеет большое значение и не только для понимания восприятия: она указывает на существование механизмов, к-ые хотя и не выступают в самонаблюдении, но составляют действительное содержание таких явлений, как «я вижу», «я слышу» и др. Объективно все это выявляет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии. Гельмгольц оставил интересные психологические заметки по творческому мышлению, вниманию и др. вопросам. Но они имеют более частное значение.
27. Работы Ф. Галля в области френологии.
В XIX в. развернулись исследования
по анатомии и физиологии мозга. Они
углубляли представления о
ФРЕНОЛОГИЯ - учение о связи психических особенностей ч-ка или животного с наружной формой черепа. В XIX в. френология пользовалась большой популярностью как метод психодиагностики.
28. Теория эволюции Ч. Дарвина.
Существуют вопросы, на к-ые ответы важны для всего человечества, ведь на них основано его мировоззрение. Одним из таких вопросов яв-ся происхождение самого ч-ка. В этом случае возможно 2 ответа – теория эволюции Дарвина и креационизм. По своей сути, они полностью противоположны. В основе креационизма лежит идея, согласно к-ой все живое на земле, в том числе и ч-к, было создано высшей силой – Богом. Все фундаментальные законы (закон сохранения энергии, второе начало термодинамики) сопоставимы с этой теорией. Если же учитывать идеологические соображения, то, безусловно, не смотря на свои философские и научные противоречивости, доминирующие положение в науке и образовании занимает теория эволюции Дарвина. Она приобрела огромнейшее значение за годы существования, но это ничуть не оправдывает ее недостатки. Теория еще с момента своего появления и до сегодняшних дней привлекала внимание многих известнейших ученых. Теория Дарвина предполагает, что все жизненные формы возникли как следствие воздействия механических природных явлений. Для подтверждения этого ученый обосновал 2 главных принципа. Во-первых, гены организма могут изменяться только случайным образом. В последующем, если такие случайные изменения приводят к благоприятным для особи свойствам, то организм продолжает жить, а также передает их потомству. В противном случае, когда изменения неблагоприятны, особь обречена на вымирание. Этот случайный и бесконечный процесс отбора, по мнению Дарвина, и лежит в основе эволюции жизни. Поэтому он легко назвал ч-ка потомком приматов, немного усложненным с точки зрения биологии, но все-таки животным. Дарвин считал, что ч-к – сумма биологических случайностей, полученных на протяжении нескольких миллионов лет.
Существует 2 главных способа опровержения любой научной теории: соответствие материальным свидетельствам и наличие правдоподобной философской концепции. У Дарвина ни то, ни другое до конца не обосновано. Теория эволюции Дарвина предполагает, что жизнь сама себя создала, но такое утверждение идет в разрез с основными положениями науки и здравого смысла. Кроме того, материализм Дарвина полностью исключает человеческое сознание. Ученый утверждает: разум – это процесс распознавания импульсов мозга или ощущений, основанных на пяти чувствах. Другими словами разум яв-ся исключительно биологической машиной, управляемой ранее сложившимися законами. В итоге, идея о "самосознании" или "разуме" становится метафорой, иллюзией, религиозным мифом. Джон Экклз, посвятивший свою жизнь изучению человеческого мозга, пришел к выводу, что наличие мозга не свидетельствует о наличии мышления и сознания. Это говорит о серьезных недостатках теории применимо к духовной составляющей ч-ка. Более того, ни одна из наук даже не регистрирует сознание, ведь оно обладает духовной сущностью, но не физической. Т.О., теория эволюции Дарвина, основанная на материализме, должна либо объяснить этот факт, либо опровергнуть, аргументируя, что людям оно не свойственно.
29. Появление психофизики,
психометрии и их влияние на
развитие психологии как
Важнейшим источником, на
базе к-го формировалась