Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:46, шпаргалка
История психологии: ее предмет и задачи.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры.
Он соотносил развитие отдельного организма с развитием всего живого мира. При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биогенетическим законом.
Аристотель делал вывод о том, что и растительная,
и животная души смертны, т.е. появляются
и исчезают одновременно с телом.
Казалось бы, исходя из этих рассуждений, Аристотель должен
был прийти и к идее смертности разумной
души. Но тогда ему пришлось бы сделать
вывод о том, что все знания, которые есть
в душе, формируются только в процессе
жизни человека, умирая вместе с ним. Однако
не только педагогический опыт, но и та
научно-исследовательская деятельность,
которой он занимался, доказывали, что
человек не может существовать в мире,
не используя тех знаний, которые были
накоплены до него. Если бы люди не могли
передавать друг другу знания, им пришлось
бы изобретать, открывать заново уже открытые
кем-то законы. Аристотель пришел к естественному
для того времени выводу о существовании
врожденного знания, т. е. о бессмертии
и нематериальности разумной души.
Эти рассуждения привели к появлению весьма значимого в концепции Аристотеля понятия нус (всеобщий разум). Нус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. При рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения, что схоже с позицией Платона и Сократа. Нус - это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно.
Исследования Аристотеля привели его
к созданию первой в психологии развернутой
теории познания, в которой не только раскрывается
специфика каждого этапа, но и анализируется
процесс перехода от единичного знания,
знания даже не о предмете, но о каком-то одном его свойстве, к
обобщенному суждению и понятию.
Для объяснения этого перехода Аристотель
ввел понятия общего
чувствилища и ассоциаций. Первым этапом познания, по Аристотелю,
становится ощущение, которое он понимал
как активный процесс взаимодействия
органов чувств с внешним миром. На следующем
этапе - памяти - психика сохраняет те первичные
знания, которые она получила при восприятии
внешнего мира. При этом Аристотель, выделив
несколько видов памяти, подчеркивал,
что первичная переработка опыта начинается
уже на данной ступени. Эта переработка
возможна потому, что следы впечатлений
хранятся в общем чувствилище. В общем
чувствилище происходит и первое сравнение
и соотнесение между собой полученных
в чувственном опыте знаний. Он писал,
что для того, чтобы отличить горькое от
синего, необходимо иметь эталоны того
и другого, а кроме того, эталоны цвета
и вкуса как таковых. Сличение и переработка
осуществляются в чувствилище при помощи
ассоциаций. Так впервые в психологии
появляется понятие об ассоциациях как механизмах
психической жизни, механизмах познания. Аристотель выделял несколько видов
ассоциаций - по сходству, контрасту и
смежности в пространстве и времени. Благодаря
ассоциациям в общем чувствилище появляются
первые обобщенные образы окружающего
- представления и схемы. Эти образы человек
может подвергнуть дальнейшей обработке,
используя, например, воображение и фантазию.
Выделяя два вида мышления (в современной классификации -логическое и интуитивное), Аристотель фактически раскрывал два способа получения знания. Логическое мышление завершает сенсуалистический путь познания, в то время как интуитивное помогает актуализации знаний из врожденной, разумной части души. Однако интуитивное мышление Аристотель, как и Платон, сводит в основном к репродукции, актуализации тех знаний, которые уже имеются у человечества. А творческое мышление, получение принципиально нового знания, основывается на собственном опыте, переработанном человеком.
К важным частям психологической системы Аристотеля относится проведенное им разграничение теоретического и практического разума. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Если результатом теоретического мышления является накопление знаний, то практическое мышление направлено на руководство поведением.
Исследуя проблему регуляции поведения, Аристотель пришел к выводу о том, что возможна двойная регуляция - как эмоциями, так и разумом. Он, так же как Платон, был убежден, что истинную свободу и ответственность может дать только разумная регуляция, но его опыт (как теоретический, так и медицинский и педагогический) показывал, что бороться с эмоциями бесполезно. Аристотель впервые выделил несколько видов эмоций, разделив чувства и аффекты по степени их влияния на поведение. Чувства, с его точки зрения, могут быть осознаны разумом и потому не обязательно сказываются на поведении, придавая нашим разумным поступкам лишь некоторый эмоциональный контекст. В то же время положительные чувства помогают совершать определенные действия, в то время как отрицательные, наоборот, мешают. В отличие от чувств аффектыкак наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел к очень важному для психологии выводу о роли катарсиса(очищения). Он писал, что аффект нельзя победить в том случае, если он уже наступил, но можно предупредить его, очиститься от аффекта, т. е. от накопившегося эмоционального напряжения. Это очищение, разрядку можно вызвать специально, и роль искусства как раз и заключается в подобном катарсисе. При чтении книги или особенно при восприятии пьесы зрители идентифицируют себя с ее героями, переживая вместе с ними их проблемы, страдая и радуясь вместе с ними. Это и является катарсисом, так как собственные переживания сливаются с переживаниями героев и переносятся на них. Так, эмоциональное напряжение человека снижается при слезах радости или печали, вызываемых пьесой.
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. Окончание средневекового периода связывают, как правило, с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Говоря о взаимоотношении между религией и наукой, нельзя игнорировать эти изменения, обойти как то положительное, что пришло в психологию с богословием, так и отрицательное влияние церковного диктата. Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.). При появлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами.
Этап патристики (4-11века) – это этап упрочнения христианской церкви, появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из новых реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Патристика - учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. Патристика связана с именами Августина Аврелия, Флавия Климента, Иоанном Златоустом.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Родился в 354 году в Северной Африке, городе Тагасте. Обучался риторике в Карфагене. В Милане становится профессором риторике. Там же под влиянием епископа заинтересуется христианством. Он избирает путь священнической деятельности. Возвращается в Африку, где принимает сан священника и с 396 года становится епископом. Августин оказал огромное влияние на патристику. Он обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. Оставил большое количество произведений (Основные – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Торице»). Августин проанализировал множество положений христианства и систематизировал религиозное знание. Из философов высоко ценил Платона, принял его положение о существовании бестелесных идей. Но он отказался от того, что мир идей – особый мир, отделенный от Мировой Души. Идеи Платона – мысли творца перед актом творения. Богу присуща бестелесность, невещественность, бесконечность в пространстве. Бог это Воля и Высшее благо. Творение перманентно, не имеет начала и конца, это непрерывная серия актов. Августин обосновал креационизм, положение о творении природы и материи Богом. Всемогущество божества было доведено до фатализма, предопределенности действий и судьбы людей. Бог вечен и неизменен. Бог сотворил время, вещи меняются во времени. Но прошлое не обладает действительным существованием, как и будущее, а настоящее – лишь миг. Все они только в душе, т.е. субъективны. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени, он только вечное настоящее. Человек как тело смертен, но духовно способен приобщиться к Богу. Все вещи и люди – несовершенные копии божественных идей. Они стремятся к идеальному, но отягощены материальным, поэтому идеального состояния достичь не способны.
Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметься и рассогласование между ними. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, выполнению заповедей. Свободы нет, когда воля и разум стремятся к возвышению над людьми и Богом. Августин выдвигал положение: познай себя и собственную душу; Бога –через душу, душу – через Бога. Чем лучше человек, познает себя, тем ближе он становится к Богу. Одно из главных препятствий на этом пути – отсутствие полной искренности перед собой и Богом. Зло – уклонение от Бога. Оно не существует само по себе, а представляет собой недостаток добра. Согласно Августину после смерти некоторые души некоторых людей могут быть спасены. Бог сам выбирает того, кто избежит погибели, с рождения это предрешено. Августин советует людям жить так, чтобы самим определять по событиям жизни, что мы принадлежим к избранным.
В истории человечества по Августину происходит борьба между градом Божьим и градом Земным. Один град составляет людей, которые желают жить по духу, другой из желающих жить по плоти. Град Земной – мир себялюбцев, зла, в нем господствует похоть. Град Божий – мир добра, где все по любви служат друг другу. Церковь представляет град Божий на Земле, ее власть выше светской, поэтому монахи должны подчиняться. Земной град – политически образования. Спасение возможно только в лоне церкви.
***
Считая душу орудием, которое
правит телом, он утверждал, что ее основу
образует воля, а не разум. Тем самым он
стал основоположником учения, названного
впоследствии волюнтаризмом(от лат. voluntas - воля). Индивидуальная
воля, согласно Августину, зависит от божественной
и действует в двух направлениях: управляет
движением души и обращает ее к себе самой.
Все изменения, происходящие с телом, становятся
психическими благодаря волевой активности
субъекта. Так, из отпечатков, которые
сохраняют органы чувств, воля создает
воспоминание. Все знание заложено в душе,
которая живет и движется в Боге. Оно не
приобретается, а извлекается из души
опять-таки благодаря направленности
воли. Основанием истинности этого знания
служит внутренний опыт: душа поворачивается
к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью
собственную деятельность и ее незримые
продукты. Значит, мера истины - в нашем
самосознании. Как бы ни было сильно сомнение,
не приходится сомневаться в том, что мы
живем, двигаемся, существуем, имеем суждения,
сомневаемся. Таким образом, даже сомневающийся
обладает истиной, в которой он не сомневается,
и для ее обретения нет необходимости
выходить за пределы души. В некоторой
степени эти рассуждения Августина спустя
время продолжил Р.Декарт, утверждавший,
что сомнение есть доказательство нашего
существования.
Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего,
но обладающем высшей истинностью, имела
у Августина теологический смысл, поскольку
предполагалось, что истинность даруется
Богом. Богом даруется и воля - источник
активности человека. В .споре с Пелагием
(ученым, современником Августина) он доказывал,
что человек самостоятельно, без помощи
Бога не может прийти к нравственности,
к высшему счастью и постижению Благодати.
Августин, как и Пелагий, отстаивал положение
о свободе воли, даруемой человеку Богом.
Для объяснения этого противоречия Августин
доказывал, что человек еще на заре своего
существования не смог распорядиться
свободой, дарованной ему Богом. Поэтому
после Адама и Евы человек должен ограничивать
собственную свободу, направляя свою волевую
активность на постижение веры. Под верой
Августин понимал мысль, сопровождаемую
согласием с ней. Но само это согласие
осуществляется разумом. Таким образом,
хотя веру Августин ставил выше разума,
оценку ее содержания он все же оставлял
за разумом. Но воля, как говорилось выше,
предшествует разуму, познанию, т. е. человек
сначала решает что-либо узнать, а затем
приступает к исследованию. При этом главные
ответы дает исследование себя, а не окружающего.
Вслед за Плотином Августин сосредоточился
на вопросе о познаваемости субъектом
собственных психических актов и состояний,
отличном от восприятия предметов посредством
внешних органов чувств, остановив внимание
на проблеме самосознания. В то же время
он ввел понятие о врожденной активности
души как основе развития души. Именно
активность, направляя и трансформируя
познание и поведение человека, является
основой его воли. В дальнейшем эта идея
Августина реализовалась в концепции
саморазвития психики, в которой утверждалось,
что генезис психики не зависит от внешнего
воздействия и направляется собственной,
врожденной активностью, устремленной
на развитие. Важным моментом в работах
ученого было и резкое осуждение насилия
над ребенком, стремления взрослых жестко
управлять его поведением и направлять
его интересы. Августин утверждал, что
волевая активность направляется только
Богом, причем это управление производится
при помощи самосознания, т. е. осознания
человеком своих возможностей и стремлений.
Такой путь саморазвития был описан и
самим Августином в его «Исповеди», полной
глубоких размышлений об отношении личности
к другим людям. Эта работа стала путеводной
нитью для интроспективной психологии
последующих веков, так как в ней впервые
говорилось о познавательной активности
души, независимой от тела, но использующей
его в качестве орудия, и доказывалась
непогрешимость внутреннего опыта. Показав
коллизии становления личности, Августин
в этой работе создал в европейской культуре
традицию «исповедей» как сочинений, воссоздающих
процесс осмысления индивидом своей жизни
и стремления к самосовершенствованию.
В 12-13 века стали появляться первые светские
университеты, сначала в Болонье, а затем
в Париже. Открывались и светские школы,
т. е. грамотными уже были не только монахи,
но и аристократия, купцы и ремесленники.
Усиление городов с их самоуправлением,
для которого необходимо высокое мастерство
и выполнение цеховых правил, требовало
и новой культуры, нового самосознания
человека. Появилась и сильная светская
власть, которая подчинила себе церковную.
Именно в это время и зародилась схоластика,
которая в этот момент была достаточно
прогрессивным явлением, так как предполагала
не только пассивное усвоение старого,
но и активное разъяснение и модификацию
готового знания, развивала умение логически
мыслить, приводить систему доказательств
и строить свою речь. со временем схоластика
начала тормозить развитие новых знаний,
приобрела догматический характер и превратилась
в набор силлогизмов, которые не позволяли
опровергнуть старые, неправильные или
неверные в новой ситуации положения.
Точно так же и церковь, бывшая в VI-X вв.
во многом хранительницей знаний, становилась
тормозом на пути развития науки. В стремлении
сохранить за собой приоритетные позиции
церковь препятствовала развитию новых
концепций, которые противоречили ее многочисленным
догмам, причем со временем этих противоречий
становилось все больше, а неприятие возрастало.
Именно в позднем Средневековье приобретала
все большее значение инквизиция, которая
пыталась отстоять прежние позиции церкви
во власти и науке. Расширение прав науки
привело к тому, что к XIII в. теория двух
истин, несколько перефразированная в
томизме - теории, разработанной известным
богословом Фомой Аквинским, - была призвана
уже защитить веру от научных доказательств.
Стараясь примирить науку и веру, Фома
Аквинский писал о том, что они имеют, действительно,
две разные истины, но в том случае, если
истина науки противоречит истине веры,
наука должна ей уступить.
Фома Аквинский (1225-1274)
Центральная фигура в схоластике. Родился на юге Италии, в Аквино. С пяти лет обучался в монастыре бенедиктинцев, потом в Неаполитанском университете. В 1244 году стал монахом доминиканского ордена и продолжает учебу в парижском университете. Становится магистром теологии, профессором. В 1259 отозван папой в Рим, преподавал в разных городах Италии. Возвращается в Парижский университет, занимается научной деятельностью. Приспосабливает взгляды Аристотеля к католицизму. В 1273 завершает легендарный труд – «Сумма теологий». В 1272 возвращается в Италию, преподает, в 1274 умер. Причислен к лику святых в 1323 году. Также написал «О существовании и сущности», «О единстве разума против аверроистов».