Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:46, шпаргалка
История психологии: ее предмет и задачи.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры.
Важной заслугой /Декарта стало открытие рефлекса. Признавая существование двух независимых субстанций - души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Источник движения находится не в душе, а в самом теле, в его конструкции, организации, которая «запускается», как любая машина-автомат, внешним толчком. Таким образом, согласно Декарту, душа наделена собственной активностью, направляющей процессы мышления, познания, а основная функция тела - это движение, которое рассматривается как рефлекс. Сам термин рефлексв работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги. Прохождение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохождением крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нервами, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела. Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся «животные духи» - наиболее подвижные и легкие частицы крови, которые отфильтровываются от других частиц в мозге (тела, «не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро»). Через поры в мозге животные духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы, благодаря чему тело способно совершать разнообразные движения. Таким образом, прослеживая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма -механистический детерминизм. Обсуждая возможность изменить течение рефлекса, т.е. возможность обучения и формирования желательного поведения, Декарт использовал понятие ассоциация, введенное еще Аристотелем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны прежде всего с работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации и на поведение, говоря о связи между двумя действиями или действием и образом предмета. Так. выстрел, который приводит к естественному движению - убежать, скрыться, может при обучении изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом к атаке, а у охотничьей собаки - к поиску дичи. Такое изменение поведения не связано с влиянием души и происходит потому, что ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки, деформируют клапаны (поры) мозга в результате натяжения определенных «нитей». Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении и попадают в другую мышцу, вызывая соответственно другое движение.
Исследование страстей было предметом последней работы Декарта «Страсти души». Страдательные состояния или страсти в его теории рассматриваются как результат взаимодействия с предметами окружающего мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в таком виде, т. е. эти страсти душе навязываются, она их не может изменить. В то же время, составляя одну из сторон взаимодействия человека с внешним миром, страсти как составляющая когнитивной оценки окружающего зависят от точности и истинности этой оценки. Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, которые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от нее. Основное назначение или функцию страстей Декарт видит в том, «что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело; так, чувство страха вызывает желание бежать, а чувство отваги - бороться...» Страсти «приучают душу желать признанного природой полезным и никогда не менять своего желания...» Таким образом, эти страсти представляют собой источник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохранению, поведения. Единственным местом, где душа соединяется с телом, является в концепции Декарта шишковидная железа (гипофиз). Воздействие души на протекание рефлекса заключается в том, что своим желанием она заставляет колебаться железу, направляя перемещение животных духов так, чтобы вызвать нужное действие (поведение), которое соответствует этому желанию. Тем самым душа изменяет направление рефлекса, делая поведение волевым и целенаправленным.
Бенедикт
(Барух) Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме в семье
зажиточного еврейского купца. Готовя
сына в раввины, родители отдали его в
религиозное училище, где будущий философ
проявил выдающиеся способности. Не закончив
обучения, Спиноза был вынужден уйти из
училища и помогать отцу в ведении торговых
дел. Не удовлетворенный догматическими
толкованиями Библии и Талмуда, на которых
было построено обучение в училище, молодой
Спиноза обратился к изучению латыни,
математики, естествознания, медицины
и передовых философских учений. Наибольшее
влияние в этот период оказали на него
произведения Декарта. Опасаясь влияния
на молодежь взглядов Спинозы, который
позволял себе критику иудейского учения
и не соблюдал религиозных обрядов, совет
раввинов еврейской общины стремился
образумить молодого человека, подвергнув
его «малому отлучению», и даже пытался
подкупить его. После неудавшейся попытки
убийства Спинозы руководство общиной
прибегло к крайней мере -«великому отлучению
и проклятию». В 1656 г. Спиноза был проклят
и изгнан из общины. вынужденный покинуть
Амстердам, поселился в деревушке близ
Лейдена, где занимался наукой, зарабатывая
средства к существованию шлифованием
линз.
Приблизительно в 1658-1660 гг. Спиноза создал
свое первое философское произведение
- «Краткий трактат о Боге, человеке и его
счастье»; в нем содержались основные
положения его учения, которые впоследствии
получили развитие в главном труде Спинозы
- «Этика». В этот же период он начал работу
над «Трактатом об усовершенствовании
разума», который остался незаконченным.
Несмотря на уединенный образ жизни, Спиноза
поддерживал контакты с выдающимися учеными
своего времени - Р. Бойлем, Х.Гюйгенсом,
переписывался с Лейбницем, с которым
встретился за год до своей смерти. В 1673
г. курфюрст Карл Людвиг предложил Спинозе
место профессора в Гейдельбергском университете,
от которого ученый отказался, предпочтя
привычное спокойствие и не желая сковывать
себя неопределенными границами обещанной
ему свободы философских занятий. Спиноза
умер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной
болезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме
друзья ученого издали посмертные сочинения
Спинозы, куда вошли «Этика», «Политический
трактат» и др. Уже через несколько месяцев
«Посмертные Сочинения» были запрещены
и не переиздавались до начала XIX в.
Как и Декарт, Спиноза стремился построить объективную, достоверную науку, основу которой он видел в математике. Он избрал геометрию с ее четкой и строгой доказательностью для обоснования своих философских и психологических взглядов.
Преодолевая дуализм Декарта, Спиноза
утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы,
которая является и единственной реальностью.
В учении Спинозы Бог не стоит над природой
или вне ее, он растворен в ней и отождествляется
с ней. Эти идеи объясняют пантеизм Спинозы.
Субстанция обладает бесконечным числом
атрибутов (свойств или характеристик).
Человеческий ум способен познать только
два - мышление и протяжение (распространенность).
Таким образом, душа и тело, мышление и
протяжение рассматриваются Спинозой
как два свойства единой и неделимой субстанции.
Отсюда его вывод о единстве и целостности
человека, сущностями которого являются
душа и тело. При этом монизм Спинозы сохраняет
идею параллелизма, высказанную Декартом:
«Ни тело не может определять душу к мышлению,
ни душа не может определять тело ни к
движению, ни к покою, ни к чему-либо другому».
Поскольку субстанция одна, она остается
одной и той же, понимаем ли мы ее под атрибутом
мышления или под атрибутом протяжения.
Например, круг, существующий в природе,
и идея этого круга есть одна и та же вещь,
только выраженная разными способами.
Соответственно, познавая природу или
познавая себя, мы познаем одну и ту же
связь причин, один и тот же порядок или
закон. Таким образом, формулируя свою
седьмую теорему «Порядок и связь идей
те же, что порядок и связь вещей», Спиноза
утверждал принципиальную познаваемость
мира.
Сущность человеческой души, по теории
Спинозы, состоит именно в познавательной
деятельности и связана с наличием в душе
понятий, или идей: «...идея есть первое,
что составляет бытие человеческой души».
Он выделял три вида идей, или три ступени
процесса познания:
- мнение или воображение - знание о конкретных
вещах, основанное на чувственном опыте
субъекта. Это идеи неадекватные, смутные
и искаженные, они не являются истинными,
поскольку субъективны и не отражают внутреннюю
природу вещи;
- рассудок или разум - знания, полученные
на основе умозаключений, логических рассуждений.
Это общие понятия (прежде всего математические),
адекватные идеи, ясные и отчетливые. На
этой ступени человеческая душа постигает
внутреннее сходство и различие вещей;
- интуитивное знание - истинное, объективное
знание о сущности вещи. Это идеи, которые
содержатся в разуме и открываются нам
рефлексивно, с помощью интеллектуальной
(интеллигибельной) интуиции.
Согласно воззрениям Спинозы, «познание
второго и третьего рода необходимо истинно»,
только с его помощью мы можем отличить
истинное от ложного. Это адекватное познание
рассматривает вещи не в отдельности,
а в их необходимой связи, открывая законы
мира, субстанции. Как и все представители
рационализма, Спиноза утверждал приоритет
именно интуитивного знания, интуиции,
связывал с ней безграничные возможности
познания человеком себя и окружающего
мира.
Критерий истинности и достоверности
знания Спиноза, как и Декарт, видел в самом разуме. Таким образом, то, что
истинно и достоверно, одновременно являлось
для Спинозы и объективным: «Разум заключает
в себе достоверность...»
Большой вклад внес Спиноза в изучение
проблем свободы воли и природы человеческих
чувств. Все писавшие до него о страстях
человека делали их предметом насмешки
или сожаления. В отличие от них Спиноза
не хотел ни осуждать, ни высмеивать человеческие
поступки и страсти, но стремился понять
их на основании законов природы.
Он рассматривал ненависть, гнев, зависть
и другие аффекты не как недостатки, а
как тягостные, но неотъемлемые свойства
человеческой природы. Под аффектами Спиноза
понимал состояния тела и идеи этих состояний,
которые увеличивают или уменьшают активность
человека. Он выделял три вида аффектов
- влечение или желание как проявление
сущности человеческой природы и стремления
к самосохранению. Желание отличается
от влечения своей осознанностью: «Желание
есть влечение с осознанием его», хотя
принципиальной разницы между ними Спиноза
не отмечал, поскольку влечение остается
одним и тем же, вне зависимости от того,
осознается оно человеком или нет. Второй
и третий виды аффектов - это аффекты удовольствия
и неудовольствия (радость и печаль). Удовольствие
увеличивает способность человека к действию,
неудовольствие уменьшает.
Кроме этих трех, Спиноза не признавал
других аффектов, считая все остальные
производными от них. Он утверждал, что
видов аффектов столько, сколько существует
видов объектов, со стороны которых мы
подвергаемся воздействию. Отсюда аффект
(как и страсть), в понимании Спинозы, это
пассивное, страдательное состояние, связанное
с неадекватными или смутными идеями.
Разницу между страстью и аффектом он
видел в степени их интенсивности. Поскольку
все, что способствует самосохранению,
необходимо вызывает удовольствие, полезно
и не может быть не нравственно, то все
радостные чувства облегчают человеческое
существование, в то время как огорчения
и страдания затрудняют его. Отсюда Спиноза
делал вывод: человек активен и естественным
образом стремится к тому, что вызывает
удовольствие, и отвращается от всего,
что причиняет ему страдание. Помимо пассивных,
природных страстей Спиноза выделял аффекты
удовольствия и желания, связанные с активным
состоянием души, ее стремлением к познанию
истинных или адекватных идей. Поскольку
ограничение способности души к мышлению
или познанию вызывает неудовольствие,
то познание как проявление активности
души связано только с аффектами удовольствия
и желания.
Таким образом, результатом взаимодействия
человека с объектами окружающего мира
становятся, с одной стороны, знание об
этих объектах, с другой - отношение к ним.
Эта эмоционально-рациональная двойственность
свойственна всем нашим страстям - и активным,
и пассивным. Разница в том, что стимулом
в развитии пассивных аффектов становятся
события внешнего мира, а знания о них
остаются смутными и неадекватными. В
активных же аффектах стимулом для их
возникновения является сама душа, которая
в результате приобретает отчетливые
понятия.
Согласно учению Спинозы, человек подвержен
аффектам, поскольку он - часть природы.
Он не может не подчиняться ее порядкам
и законам и бессилен перед ними. Спиноза
подчеркивал непреодолимую силу, которую
страсти приобретают над людьми, раскрывал
ошибочность утверждения о том, что люди
сами выбирают свои страсти. Это бессилие
человека перед своими страстями Спиноза
называл рабством: «...мы различным образом
возбуждаемся внешними причинами и волнуемся,
как волны моря, гонимые противоположными
ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе».
Таким образом, поведение человека, по
мысли Спинозы, жестко детерминировано
аффектами, причем эта детерминация внешняя,
а не внутренняя.
Люди осознают свои желания, но не знают
истинных причин своих поступков, поэтому,
считал Спиноза, свобода воли является
фикцией, вымыслом и как таковая не существует.
Душа не может быть абсолютной причиной
своих действий - к тому, чтобы хотеть или
не хотеть, она должна побуждаться какой-либо
внешней причиной. Под волей Спиноза подразумевал
способность души утверждать или отрицать
истинность или ложность чего-либо, а не
способность желания. Поскольку сущность
души составляют идеи или понятия, которые
содержат в себе утверждение или отрицание,
Спиноза утверждал: «Воля и разум - одно
и то же».
Однако, отрицая свободу воли, Спиноза
утверждал возможность свободы человека,
связывая ее с необходимостью и противопоставляя
принуждению, насилию. Если человек окружен
другими людьми и различными предметами,
если он, взаимодействуя с ними, подвержен
аффектам, поскольку является частью природы
и подчиняется ее законам, в чем же тогда
Спиноза видел его свободу? Свободу Спиноза
связывал с безграничными возможностями
человеческого познания. Познание причин
аффектов, понимание ограниченности своей
свободы делают человека свободным. Спиноза
писал, что надо «не осмеивать человеческих
поступков, не огорчаться ими или не клясть
их, а понимать». Так рационализм Спинозы
привел его не к отрицанию эмоций, но к
попытке их объяснения.
Таким образом, свобода в теории Спинозы
- это познанная необходимость. Поэтому
если четвертую часть «Этики» Спиноза
назвал «О человеческом рабстве, или о
силе аффектов», то пятая часть «О могуществе
разума, или о человеческой свободе» -
это гимн возможностям человека. Познавая
свои состояния, составляя ясные и отчетливые
идеи своих аффектов, человек обретает
власть над ними и становится свободным,
т.е. Спиноза связывает эмоции с волей,
говоря о том, что поглощенность страстями
не позволяет человеку понять причины
своего поведения, а потому он не свободен.
В то же время осознание причины страстей
открывает перед человеком границы его
возможностей, показывая, что зависит
от его воли, а в чем он не свободен, но
зависит от сложившихся обстоятельств.
При этом разумная жизнь, жизнь в согласии
с разумом, становится синонимом добродетельной
жизни, т.е. нравственная деятельность
растворяется в деятельности познания,
при этом нравственность вытекает из человеческой
природы, а не является продуктом свободы.
Таким образом, согласно Спинозе, нравственность
есть внутренняя сущность человека, вытекающая
из его познавательной, разумной деятельности.
Действовать по добродетели означает
для Спинозы «действовать, сохранять свое
существование по руководству разума
на основании стремления к собственной
пользе». Основанием нравственности является
стремление к самосохранению, а так как
рассудок не может приписывать человеку
ничего противного природе, то, согласно
естественному праву, все полезное дозволено.
Поэтому Спиноза призывал воспитывать
людей таким образом, чтобы они жили в
согласии с разумом. Идеалом для Спинозы
был мудрец, свободный человек, который
достигает душевного удовлетворения в
бесконечном процессе познания себя, природы
и вещей. Этот путь достижения мудрости
труден, считал Спиноза, поэтому он доступен
только избранным.
Таким образом, в концепции Спинозы можно
выделить три основных положения - это
понятие единой субстанции, свойствами
которой являются протяжение и мышление;
рационалистическая вера в силу человеческого
духа, его возможность познать истину;
распространение механистических принципов
на духовные явления и страсти и отрицание
свободы воли. Эти положения, его теория
познания и этика повлияли на взгляды
других психологов, определив многие положения
современной психологии эмоций.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и математики. Лейбниц был одним из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрел счетную машину, производящую сложные вычислительные действия с большими числами, и насосы для выкачивания воды из рудников. Он занимался проблемами минералогии и геологии и опубликовал в 1691 г. одну из первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли «Протогея». Его интересовали теория денег, монетные системы, вопросы истории, языкознания, физики, политики и экономики. Им была написана первая история брауншвейгской династии.
Значительное место в системе его научных
интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде
всего теория познания, что нашло отражение
в его трудах - «Новые опыты о человеческом
разуме» (1705), «Монадология» (1714).
С позиций последовательного рационализма,
опираясь на законы и методы математики,
которые позволяют выделить составляющие
единицы и изучить их свойства, он дал
новое объяснение мирозданию, психическим
функциям человека, отношению между духовным
и телесным.
Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного
механизма, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе
центры жизненных сил. Таким образом, не
разделяя положения Спинозы о единой субстанции,
Лейбниц говорил о существовании множества
субстанций, названных им монадами(от греч. monos - единое). Как единицы строения
мира монады Лейбница аналогичны «архе»
античных психологов. Однако в отличие
от материальных атомов монада Лейбница
представляет собой идеальную единицу,
это духовная субстанция, обладающая психической
активностью.
В своих трудах, в том числе и в работе
«Монадология» (1714), Лейбниц писал о том,
что основными свойствами монады являются
восприятие (перцепция) и стремление. Говоря
о том, что вся природа - это своего рода
россыпь духовных единиц, Лейбниц тем
самым отвергал мнение, согласно которому
психическое есть сознательное, т. е. постигаемое
благодаря способности субъекта сосредоточиться
на своем «Я». Он категорически утверждал:
«Убеждение в том, что в душе имеются лишь
такие восприятия, которые она осознает,
есть ее величайшее заблуждение». Тем
самым психическое явление и его представленность
на уровне сознания были разделены. Представление
о психическом расширялось, так как в его
сферу включалось не только сознание,
но и бессознательное.
Душа в теории Лейбница - это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа-монада обладает способностью к апперцепции, т.е. обладает сознанием и самосознанием, и представляет собой высший уровень развития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга по своим свойствам и не существует двух совершенно тождественных монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой, замкнутой единицей, которая, по определению Лейбница, «не имеет окон». Это положение, с точки зрения ученого, доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и со стороны другого лица.