Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 12:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
43.Самосознание. Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.
Развитие самосознания. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Стадии (или этапы) развития самосознания: Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. На формирование самосознания влияют . Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности. Компоненты самосознания: Компоненты самосознания по В. С. Мерлину: сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Функции самосознания. Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения. Значение самосознания. Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. В социальных науках. В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире. В философии. В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
44.Понятие и строение человеческой деятельности. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара. Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности. Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер. Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных,—умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода, различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных. Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
45.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Деятельность осуществляется в системе отношений человека с другими людьми. В деятельности человек выражает свое отношение к вещам, к людям, в деятельности человек формируется как личность. Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный процесс. под влиянием обучения и воспитания деятельность принимает целенаправленные сознательные формы. В первые дни после рождения у ребенка наблюдаются врожденные простейшие рефлексы. На их основе формируется импульсивное поведение. На третьей неделе – простейшие условные рефлексы, на их основе развивается исследовательское поведение. В годовалом возрасте на основе обучения формируется практическое поведение, направленное на освоение способов действия с общественными предметами и коммуникативные формы поведения, проявляющиеся сначала в невербальной (крик, мимика, жестикуляция и т.д.), а затем в вербальной форме. Освоение речи создает предпосылки для отделения образов от вещей и действий, выделения их значений и оперирования ими для регуляции поведения. Ориентировочная и исследовательская деятельность, практическое и коммуникативное поведение, другие формы деятельности человека появляются и начинают развиваться только через определенное время. Они имеют свои сроки возникновения, темпы формирования и созревания, связаны с генетическими программами, анатомическим созреванием организма, совершенствованием нервной системы. Все они возникают и развиваются на основе практического опыта, в результате взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Поведение человека обусловлено историческим развитием общества. Простейшей формой деятельности человека, возникающей на основе практического коммуникативного поведения, является игра. У ребенка игра выступает формой реализации его активности. Источником игры является подражание и опыт. Ребенок в игре осваивает человеческие способы употребления вещей. Вместо реальных вещей выступают их заменители – игрушки. Отношение к игрушке как к изображению настоящей вещи у ребенка возникает связис включением в его игровую деятельность слова. В игре ребенок овладевает значениями вещей и явлений, оперирование этими значениями. Игра развивает осознавание выполняемых действий как операций, формирует осознавание себя не как субъекта предметных действий, а как носителя социальной роли – субъекта человеческих отношений. В жизни ребенка наступает время, когда целью его деятельности становится освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая деятельность называется учением. Она ставит такие задачи как а) усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для выполнения всех форм деятельности. продуктом усвоения являются основы научных знаний об окружающей действительности; б) освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности. продуктом освоения являются навыки; в) овладение способами использования информации (умения). Учение есть специфическая человеческая деятельность. учение формирует необходимые знания для жизни человека в обществе и управления своей жизнью. Труд представляет собой деятельность, направленную на производство общественно-полезных продуктов. Благодаря труду человек производит продуты и определенные отношения с другими людьми. Труд связан с изготовлением и применением орудий. Труд превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и в личность – по отношению к людям. Развитие деятельности как внешней, так и внутренней определяет развитие психики. Жизнь или деятельность не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на одном этапе ведущими и определяют развитие психики, а другие – нет. Каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим типом деятельности. Ведущей, Леонтьев А.Н. называет такую деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения психических процессов или психических особенностей личности на данной стадии развития человека. Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками. Во-первых, - это такая деятельность, в форме которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, эта такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – воображение, в учении – теоретическое мышление и т.д.) В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит основные психологические изменения личности.
46.Общение как обмен информацией . До сих пор, обсуждая психологию и поведение человека, мы отвлекались от того факта, что человек живет не один, а в обществе среди многих других людей и постоянно общается с ними. Без учета этого факта трудно понять и объяснить психологию и поведение отдельно взятого человека, поскольку многие свои индивидуальные особенности он приобретает именно благодаря общению и взаимодействию с окружающими людьми. Правда, эти люди влияют на психологию и поведение отдельно взятого человека не напрямую, а через систему человеческих отношений. С окружающими людьми у человека всегда складываются определенные отношения, и именно они оказывают наиболее существенное влияние на данного человека. Если бы мы могли знать и точно описать те отношения, которые у человека сложились на протяжении его жизни со всеми людьми, с которыми ему приходилось общаться, то все или почти все стало бы для нас понятным в его психологии и поведении. Если бы мы смогли спрогнозировать, с кем конкретно и какие і ношения в жизни сложатся у данного человека, то этого было бы достаточно чтобы с высокой степенью точности предсказать, какой личностью этот человек со временем станет. Общение как взаимодействие . До сих пор, обсуждая психологию и поведение человека, мы отвлекались от того факта, что человек живет не один, а в обществе среди многих других людей и постоянно общается с ними. Без учета этого факта трудно понять и объяснить психологию и поведение отдельно взятого человека, поскольку многие свои индивидуальные особенности он приобретает именно благодаря общению и взаимодействию с окружающими людьми. Правда, эти люди влияют на психологию и поведение отдельно взятого человека не напрямую, а через систему человеческих отношений. С окружающими людьми у человека всегда складываются определенные отношения, и именно они оказывают наиболее существенное влияние на данного человека. Если бы мы могли знать и точно описать те отношения, которые у человека сложились на протяжении его жизни со всеми людьми, с которыми ему приходилось общаться, то все или почти все стало бы для нас понятным в его психологии и поведении. Если бы мы смогли спрогнозировать, с кем конкретно и какие і ношения в жизни сложатся у данного человека, то этого было бы достаточно чтобы с высокой степенью точности предсказать, какой личностью этот человек со временем станет.
47. виды общения. Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией[2].
Виды общения.В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности. Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения. Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение). Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания. В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды: Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение. Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности. Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
48.Понятие о группах. Классификация групп. В коллективе и под его влиянием происходит становление личности - состоит ее направленность, формируются общественная активность, воля, создаются условия для саморегуляции и развития способностей. Однако не каждое общность людей, в которую входит личность, можно назвать коллективом. Нужно различать понятия "группа" и "коллектив". Группой можно назвать любое объединение людей независимо от того, какого характера связи оказываются между ее членами. Группы можно разделить на большие и маленькие, реальные, условные, официальные, неофициальные и референтные. Большие и малые группы могут быть реальными или условными. Реальные группы - это объединение людей на почве реальных отношений - деловых или личностных. Так, реальной группой являются ученический класс, семья, круг знакомых и т.д. Условная группа объединяет людей по какой условным признакам - возрасту, полу, национальности и др. Члены условной группы не поддерживают между собой реальных контактов и даже могут не знать друг друга. Официальная (формальная) группа создается как структурная единица на основании штатного регламента, инструкций и других документов. Формальными являются студенческая группа, семья, военное подразделение, производственная бригада. Деловые отношения между ее членами определяются должностными обязанностями каждого и регулируются определенным распорядителем. Неофициальная группа - это общность людей, возникшая нерегулируемому путем, стихийно на основании общности интересов ее членов, симпатий, единства взглядов и убеждений или по другим мотивам. Так, неофициальным есть группы лиц, дружат между собой, поклонники туризма, рыбалки и т.д. Референтная (эталонная) группа - это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы и ценности которой является образцом для личности, и за ними она формирует свои жизненные идеалы, сверяет действия и поступки. Личность может быть членом группы, которая одновременно возникает для нее как референтная. В этих условиях гармонизируются отношения с группой, создаются психологически комфортные условия для успешного развития личности в определенном направлении. Референтная группа иногда существует для личности вне реальной, если она ориентирована на идеалы, ценности, взгляды другой группы. Тогда эталоном для нее есть другой пример. Такое состояние может существенно сказаться на внутриколлективных отношениях, усложнять взаимоотношения членов группы. Если у человека несколько референтных групп, это порождает у нее конфликтные состояния. Объединение людей в реальные группы может основываться на общности их деятельности, обусловленной единством потребностей, интересов, стремлением достичь каких значимых результатов. Высшей формой организации группы является коллектив. Коллектив - это группа людей, объединенных совместной деятельностью и имеют единые цели, подчиненные целям общества. Существенным признаком коллектива является общественная значимость целей и задач, на реализацию каких направлены усилия его членов. Это дает основания рассматривать коллектив как важнейшую ячейку общественного организма. Выполнения общей социально ценной и личностно значимого деятельности способствует установлению и развитию коллективистских отношений, формированию коллективизма как особого качества личности, выявляет ее солидарность с целями и программами деятельности коллектива, готовность активно отстаивать их. Поведение человека, что согласуется с действиями коллектива, направленная на их поддержку, расценивается как коллективистское. Поведение личности может быть конформно. Конформность в поведении проявляется в том, что человек пассивно приспосабливается к окружению, не производит собственного активной позиции, а пытается вести себя согласно мнению других людей, приспосабливаться к их требованиям.