Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 12:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Общая психология".
49.Образование и развитие малой группы.Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества. Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появиться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развитии группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии. На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов. В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески. Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе. Социально-психологический климат группы представляет собой такое состояние ее психики, которое обусловлено особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Социально-психологический климат — это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого — объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к группе; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов; 9) высокая сплоченность всех членов группы (Парыгин БД, 1999).
Понятие коллектива. Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива. Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п. Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляемые к коллективу: 1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятельности); 2) иметь высокую мораль; 3) отличаться хорошими человеческими отношениями; 4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности; 5) быть способным к творчеству; 6) иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. О наличии коллективистских отношений в группе свидетельствуют следующие критерии (Р. С. Немов, 1995): 1) нравственность – взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали; 2) ответственность – каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован; 3) открытость проявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь; 4) коллективизм – забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив; 5) контактность – доверительные взаимоотношения между членами коллектива; 6) организованность – взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.; 7) информированность – четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности; 8) эффективность – качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач. Продвигаясь по пути своего становления, группа, как правило, двигается не по восходящей прямой, а по синусоидальной линии, испытывая то взлеты, то падения. А. Г. Кирпичник выявил следующую зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектива обязательно проходит через период временного спада. На начальном этапе наблюдается, как правило, подъем, энтузиазм, сменяющийся затем более или менее заметным спадом. При условии сохранения себя как группы опять следует подъем, хотя и не на ту высоту, на которой группа находилась первоначально. Временный психологический спад – это следствие перестройки межличностных отношений внутри группы. Первоначально она строится на эмоциональной основе, затем приобретают значение и деловые качества членов группы, которые не могут быть одинаковыми у всех. Все это неизбежно приводит к трениям во взаимоотношениях. В случае успешного преодоления этих трений группа выходит на более высокий уровень своего развития.
50. Методы исследования межличностных отношений в группе. Для оценки совместимости индивидуальных особенностей членов группы, при формировании команд могут использоваться методики из блока методов исследования психологических свойств и состояний личности +"Групповые роли". Методика диагностирует функционально-ролевые позиции в управленческой команде: председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей (критик), организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель. +Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер). Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональным проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. +Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения. +Диагностический опросник социально-психологического климата группы. Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы. +Изучение психологического климата коллектива. С помощью данной методики можно определить психологический климат группы с точки зрения индивида. И определить среднегрупповую оценку психологического климата, а также процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный. +"Какой у Вас тип коммуникабельности". Опросник позволяет определить тип коммуникабельности: экстраверт (человек коммуникабельный, контактный), интроверт (противоположность экстроверту) или амбаверт (среднее значение). +"Лидер" Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. +Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы Использование методики позволяет выявить, является ли данная конкретная функционирующая группа сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой групповой характеристики. +"Определение способов регулирования конфликтов" тест К. Томаса выявляет ведущую стратегию, стиль поведения в конфликтной ситуации, в ситуации разногласий: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество. +Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ОМО). У человека существуют три межличностные потребности: потребность включения - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество; потребность контроля - эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу; потребность в аффекте - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. +Опросник привлекательности труда (ПТР) К числу наиболее важных критериев оценки психологического климата следует отнести удовлетворенность, или привлекательность, работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива. +"Оценка конкурентоспособности фирмы". Методика предлагает оценить параметры, которые в своей совокупности помогут сделать заключение о конкурентоспособности фирмы. +"Оценка уровня общительности" тест В.Ф. Ряховского оценивает общий уровень общительности. +"Потребность в перестройке". С помощью данного теста можно определить необходима ли данной фирме перестройка производственного процесса или нет особой необходимости совершенствовать систему. +"Психологический климат". Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками, качественная сторона межличностных отношений. С помощью данного теста, который состоит из 12 вопросов можно достаточно быстро определить какой психологический климат преобладает. +Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы, измерения степени сплоченности-разобщенности в группе, выявления соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые), обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. +"Способы преодоления конфликта внутри малой группы". Тест позволяет оценить факторы, способствующие преодолеть назревший в группе конфликт. +Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации детей к школе (для педагогов и родителей). Схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе. +Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. +"Уровень конфликтности личности". Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты (при высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации). +"Уровень организационной культуры" (ОК). Показатели полученные с помощью данного теста могут свидетельствовать об уровне организационной культуры. А конкретные показатели по секциям: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль - могут подсказать направление неблагополучного положения. +"Формирование положительной групповой мотивации". Тест может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. +"Эффективность лидерства" опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.
51.Вербальные и невербальные способы общения . Средства общения подразделяются на вербальные и невербальные. К первым относятся устная и письменная речь. Невербальные средства - это своеобразный фон общения, т.е. тактильно-мышечные формы (прикосновения, пожатия рук), облик (выражение лица, манера держаться, одежда), жесты, позы, мимика, изображения (рисунок, фото, видео и т.д.). Невербальные средства общения часто помогают лучше речевых понять состояние партнера, расположить его к себе, выразить свое эмоциональное отношение. Часто применение невербальных средств, например, учет национальных особенностей поведения или специфики той или иной профессии, статуса или положения партнера помогают достичь делового успеха и являются не менее важными, чем аргументированность самого общения. В невербалистике существует и специальная типология взаиморасположения партнеров по общению, в том числе рекомендации по расположению собеседников за столом с учетом их роли и статуса. Большое значение в общении придается организации пространства общения, оказывающего наиболее благоприятное влияние на его атмосферу и результаты. При всем том, что деловое общение всегда индивидуально и в какой-то мере уникально, секретарю для выполнения своих профессиональных обязанностей может быть полезно знание факторов, определяющих успех делового общения.
Техники эффективного межличностного общения. Техника понимающего общения строится на установках, правилах и приемах реагирования, направленных на понимание и изучение партнера, его проблем и установление с ним открытого общения. Открытое общение возможно только в атмосфере доверия, которому способствуют установки субъекта: 1) на понимающее неоценочное реагирование на мысли, чувства, представления и высказывания партнера, которое не означает согласия с высказываемым, а является лишь проявлением желания непредвзято понять его; 2) на положительное принятие личности собеседника в независимости от его достоинств и недостатков, формирующее климат безопасности, открытости и доверительности; 3) на согласованность (конгруэнтность) собственного поведения при взаимодействии – согласованность между словами, жестами и внутренними чувствами, переживаниями в момент беседы – является «приглашением» партнера к «обмену доверием». Правила понимающего реагирования: 1) больше слушать, меньше говорить, следуя за высказываниями и эмоциями партнера; 2) воздержание от оценок; 3) не подталкивание партнера к обсуждению тех или иных вопросов; 4) реагирование на личностно значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера; 5) реагирование на чувства и эмоциональные состояния собеседника. В основе этих установок лежат основные психологические механизмы, реализующие ориентацию субъекта общения на понимание собеседника. Приемы понимающего реагирования: 1) неоценочные вопросы, проясняющие позицию собеседника; 2) выражение внимания и интереса с помощью простых фраз; 3) проверка правильности понимания путем перефразирования высказываний партнера; 4) выяснение мыслей и чувств собеседника, не выражаемых открыто; 5) интерпретация как вариант зондирования не полностью осознаваемых переживаний партнера; 6) зондирование и приведение партнера к осознанию причин эмоциональных состояний; 7) использование молчания как прием реагирования; 8) использование невербальных реакций;ь 9) подбадривания и заверения; 10) резюмирование. Техника директивного общения – строится на установках, правилах и приемах реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей. Данная техника ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать своих целей во взаимодействии с людьми с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками. Установки и правила директивного подхода: 1) прямое, открытое, и ясное выражение своих позиций, намерений и целей; 2) открытые активные действия по достижению своих целей; 3) высказывание прямого и открытого отказа выполнять действия, которые не будут служить вашим интересам; 4) решительная защита себя от агрессивного поведения партнера; 5) достижение своих целей с учетом интересов и целей партнера. Приемы директивного реагирования: 1) директивные вопросы с целью ориентации партнера на проблему, которая требует обсуждения; 2) ориентация партнера на осознание противоречий в рассуждениях и аргументах; 3) внесение предложений, разъяснений, советов и рекомендаций собеседнику в связи с реализацией его целей; 4) открытое выражение, в случае необходимости, сомнений по поводу высказываний собеседника, предлагаемых им планов и договоров; 5) открытое выражение согласия или несогласия; 6) убеждение партнера, т. е. стремление к осознанному принятию им предлагаемой позиции, становящейся его собственным мотивом поведения; 7) открытое объяснение своих дальнейших действий в случае отказа собеседника действовать в соответствии с запланированной тактикой.
52.Понятие о лидерстве. Типы руководителей. Существует различие между формальным лидерством -- когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством -- когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство -- это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство -- это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. три ставших классическими стиля управления: · · авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский); · · демократический (или коллегиальный); · · попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный). Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим. Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат. Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой -- «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего: результаты работы обычно низкие; люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный; нет никакого сотрудничества; нет стимула добросовестно трудиться; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;