Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

двух или нескольких людей, выполняющих  совместное действие (совместимость в силе,

выносливости и др.).

В основе психофизиологической совместимости  лежат особенности анализаторских

систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает

взаимоотношения людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в

пределах той или иной анализаторной  системы оказывается решающей.

Социально-психологическая совместимость  предполагает взаимоотношения людей  с 

такими личностными свойствами, которые способствуют успешному  выполнению социальных

ролей. В этом случае не обязательно  сходство характеров, способностей, но

обязательна их гармония.

Социально-идеологическая совместимость  предполагает общность идейных взглядов,

сходство социальных установок  и ценностей.

Конфликты и межличностные отношения. Конфликт – это противоречие, возникающее

между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Противоречия в межличностных  отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие

из них разрешаются мирным путем. Другие вызывают противоборство и разрешаются в

нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают 

реже, чем в общностях, срок существования  которых невелик. Это связано  с тем,

что в длительно существующих общностях  под влиянием отсева и взаимопознания

достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются  в 

конфликтной ситуации. В группах  и коллективах, находящихся в  стадии становления 

и развития, противоречия нередко  заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут

выступать психофизиологическая и  социально-психологическая несовместимости. А 

конкретнее: появление в этих общностях  лиц с трудными характерами –  заносчивых,

капризных, с преувеличенной самооценкой  и притязаниями, завистников, сплетников.

Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания.

В конфликтной ситуации деловые  и личные взаимоотношения оказываются  настолько 

запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося

положения порой отыскивается на путях  администрирования.

 

 

26. Массовые социально—психологические  явления и их роль в общении  и межличностных 

отношениях

Массовидные психические явления, преломляясь через ближайшую  социальную среду – 

коллектив, группу, оказывают влияние  на личности, их общение и взаимоотношения.

Общественное мнение – единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни,

коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает 

функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное  мнение

опирается на информацию, передаваемую «из уст в уста» (слухи). Общественное мнение,

отражающее господствующую идеологию, социально-экономический уклад общества,

государства, вырастает на данных массовой информации: прессы, радио, кино, телевидения,

собраний, митингов и т. д.

Общественное мнение порой имеет  широкие масштабы: страну, континент, весь мир. О 

таких проблемах международной  жизни, как война и мир, экономические вопросы,

складывается определенное общественное мнение у многих миллионов людей.

Коллективное переживание. Тождество  эмоционального состояния людей, входящих в 

социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно  может 

захватить большие массы людей.

Праздники вызывают у людей приподнятое  настроение. Стихийные бедствия –  печаль

многих тысяч людей. Таким образом, коллективные переживания могут  быть положительными

и отрицательными по содержанию. Глубоко  отрицательным переживанием большой силы

является паника. Иногда она захватывает  множество людей, дезорганизует, нарушает

ритм жизни и работы, ломает устоявшиеся  отношения.

Соревнование. Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе которого

возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга,

составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т. е. его  содержание

связано с нуждами, запросами общества. Чем содержательнее основа соревнования,

тем оно ценнее: повышается качество учебы, качество и количество выпускаемой

продукции, спортивных результатов  и т. д.

Подражание. Сознательное или неосознанное копирование образца называется

подражанием. В общественной жизни  оно занимает важное место. Так, школьник

подражает полюбившемуся герою  фильма, перенимает его манеру поведения, мимику,

жесты. Распространение моды целиком  основано на подражании. Одежда, прически,

мебель в квартире, манеры общения  – все это может явиться  объектом для подражания.

Подражание как массовое социально-психологическое явление так или иначе преломляется

в общении. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей,

составляющих группу, коллектив.

 

 

27. Понятие о деятельности

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем  независимо

от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности,

невозможно раскрытие богатства  духовной жизни человека: глубины  ума и чувств,

силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность – категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность,

проявляющаяся как биологическое  приспособление организма к требованиям  окружающей

среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание

ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит

перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений.

Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны  познаваемой 

деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и

структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность как 

важнейшая характеристика психического отражения личности закладывается  и реализуется 

в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. Анализируя учебную 

деятельность школьника, учитель  делает вывод о его способностях, об особенностях

мышления и памяти. По делам и  поступкам определяют характер отношения, чувства,

волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является

личность в деятельности.

Любой вид деятельности связан с  движениями независимо от того, будет  ли это 

мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции

станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Огромны прижизненные возможности  развития движений человека. Они включены в 

различные виды труда, обслуживают  межличностные отношения. Упрочившиеся системы

движений начинают выражать некоторые  индивидуальные особенности личности.

Двигательные способности у  людей различны. Они тесно связаны  с двигательными 

задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности 

доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического

восприятия.

Система движений, направленных на предмет  сцелью его присвоения или изменения,

называется действием. В отличие  от движений, которые связаны с  моторной функцией

организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от

предметов, созданных предшествующими  поколениями, с которыми сталкивается

человек.

 

 

28. Знания, умения, навыки и привычки

Знания человека о мире возникают  первоначально в виде образов, ощущений и

восприятий. Переработка чувственных  данных в сознании приводит к образованию 

представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в  памяти. Как бы

ни были общи представления и  абстрактны понятия, главное их назначение – 

организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих

потребностей производства, прокладывая  путь будущей практической деятельности,

раскрывают возможности воздействия  человека на природу и общество и в конечном

счете всегда включаются в регулирование  деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и  умения.

Об их соотношении высказываются  различные мнения. Одни исследователи  считают,

что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше

навыков. Причиной этих расхождений  является многозначность слова «умение».

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство

человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения,

идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или 

иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает  после 

выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе

знаний в результате подражания действиям или самостоятельных  проб и ошибок

вобращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных

навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем  совершеннее машины, которыми нужно управлять,

тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате

наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена  квалифицированно, если человек овладел  навыками.

Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности

человека нельзя путать с навыком  у животных, являющимся формой их поведения.

Навык у животных формируется как  механизм их приспособления к среде  путем проб и 

ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На

первоначальном этапе овладения  деятельностью действия и движения, интегрируемые 

в навыке, выступают несвязанными.

Привычка – потребность совершать  действия. Если навык формируется  путем 

сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со

стороны человека. Навык позволяет  мастерски совершать действие, но он не

стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления  действий.

 

 

29. Виды деятельности

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении

всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются  по

конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям

мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда –

создание общественно значимого  продукта. Это может быть урожай, выращенный

фермером, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок,

проведенный учителем.

Игра не создает общественно  значимого продукта. В игре начинается формирование

человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает  ее

умственно, физически, эстетически  и лишь на конечном этапе освоения профессии

связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд – процесс  создания

человеком материальных и духовных ценностей общества.

В психическом развитии ребенка  игра выступает прежде всего как  средство овладения 

миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития

происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя

замещения, упрощения. В игре имитируется  действительность, что позволяет  ребенку 

впервые самому стать субъектом  деятельности.

Учение и труд протекают в  обязательных для человека организационных  формах. В 

точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с 

планом и заданной продуктивностью  изготовляются продукты труда. В  учении наблюдается 

та же самая картина. Занятия  начинаются в соответствии с расписанием, и на

протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов  деятельности связаны и с различной  их мотивацией.

Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса

игры.

Учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями,

необходимыми в конечном счете  для выполнения трудовой деятельности, для воспитания

гражданской зрелости. В учебной  деятельности участвуют непременно два лица:

учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это 

прежде всего процесс активного  овладения знаниями, умениями и навыками под 

руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания,

преподаватель учит их мыслить и  наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик

овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать

знания.

 

 

30. Понятие о внимании

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"