Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование 

какой бы то ни было познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган  чувств. Орган 

чувств – анатомо-физиологический  аппарат, расположенный на периферии  тела или во

внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных

раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа

чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами.

 

 

35. Виды ощущений

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию  непосредственного контакта рецептора  с раздражителем, 

вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов  на поверхности тела, в мышцах  и сухожилиях или 

внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая,

тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение

голода, жажды).

3. По времени возникновения в  ходе эволюции животного мира  выделяют древнюю и 

новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом  зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим 

строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через 

хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к

дистантным рецепторам, так как  зрение дает знания о предметах и  явлениях,

находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения.

Чувствительные окончания слухового  нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее

ухо собирает звуковые колебания, а  механизм среднего уха передает их улитке. В 

основе возбуждения чувствующих  окончаний улитки лежит принцип  резонанса:

различные по длине и толщине  окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют)

при определенном числе колебаний  в секунду.

Обонятельные ощущения относятся  к дистантным. Раздражителями, вызывающими  обонятельные

ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую 

полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении  органа чувств

с самим предметом. Органом вкуса  является язык. Выделяют четыре основных

качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации

этих четырех ощущений, к которым  присоединяются мускульные (движение языка), и 

возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью

организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при

насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных  анализаторных 

систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности

относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность

неравномерно распределена по всему  телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов

– на ладони, на кончиках пальцев и  на губах.

 

 

36. Закономерности ощущений

К закономерностям ощущений относятся  пороги чувствительности, адаптация,

взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать  ощущения.

При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда  перестают 

возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный

раздражитель вместо ощущения данного  вида вызывает боль. Следовательно, ощущения

возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой

раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и  силой раздражителя существует обратная

зависимость: чем большая сила нужна  для возникновения ощущения, тем ниже у

человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для  каждого 

человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю,

проявляющееся в понижении или  повышении порогов. В жизни явление  адаптации хорошо

известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему 

холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой.

Подобное наблюдается во всех видах  чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы

под влиянием деятельности другой анализаторной  системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной 

анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные –

понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а 

также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений. Контраст –  изменение интенсивности и качества ощущений под 

влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном

действии двух раздражителей возникает  одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного  контраста. После холодного слабый

тепловой раздражитель кажется  горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность

к сладкому.

 

Явление синестезии. Синестезия –  возбуждение возникшими ощущениями одной 

модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в 

центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением,

например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать  ощущение

холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

 

 

37. Сенсорная организация личности

Одну из существенных черт индивидуальности составляет сенсорная организация

личности. Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень 

развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.

Особенностью сенсорной организации  человека является то, что она складывается

прижизненно. Сенсорное развитие –  результат длительного жизненного пути личности.

Отсюда следует: чувствительность – потенциальное свойство человека. Реализация

его зависит от обстоятельств жизни  и тех усилий, которые приложит человек к их

развитию.

Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной

сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций –  зрения и слуха.

Тактильная, вибрационная и обонятельная чувствительности становятся в этих

условиях ведущими в развитии личности.

Более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более  высокие – в 

другой, выделение ведущей модальности (вида чувствительности) характеризуют 

индивидуальные особенности человека. Они формируются в деятельности и, в свою

очередь, определяют ее успешное выполнение.

Анатомо-физиологические предпосылки  развития уровней чувствительности связывают 

сенсорную организацию личности с  задатками специальных способностей, таких как 

способность к музыке, живописи и  др. Для всестороннего развития личности необходимо

целенаправленное воспитание различных  систем чувствительности каждого человека.

В трудовой деятельности человека большое  значение имеет выделение ведущей 

афферен-тации в системе дистантных рецепторов: зрительного, слухового, обонятельного,

а также контактных: осязания и  вкуса. Высокое развитие чувствительности

необходимо в любом труде. Так, высокое развитие кинестезической  и тактильной

чувствительности значительно  облегчает физический труд, делая  движения более точными,

рассчитанными и менее напряженными. Эта же чувствительность является основой  творческой

деятельности в массе других профессий.

Условия трудовой деятельности приводят к тому, что у человека складывается

система чувствительности с выделением ведущего анализатора.

Система дистантных рецепторов не существует изолированно от других систем

чувствительности. В системе дистантной рецепции человека ведущим рецептором обычно

выступает зрение. Его преимущественное развитие тормозит проявление высоких  уровней

чувствительности в других дистантных рецепторах. Однако необычные условия  жизни 

могут перестроить соотношение  в дистантной системе чувствительности.

 

 

38. Понятие о восприятии

Процесс восприятия протекает в  связи с другими психическими процессами личности:

мышлением (мы осознаем то, что перед  нами находится), речью (называем предмет 

восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что  воспринимаем),

волей (в той или иной степени  произвольно организуем процесс  восприятия).

В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на

наши органы чувств формируется  предметность восприятия.

Восприятие характеризуется целостностью. Каждая часть, входящая в образ 

восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется

им. Сам образ восприятия также  зависит от особенностей составляющих его частей.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем  его как единое целое, имеющее  определенную

структуру. Мы воспринимаем не систему  четырех отрезков прямых линий или  определенную

совокупность штрихов, кружков, а  видим сразу же квадрат, окружность, треугольник.

Гештальтпсихологи объясняют целостность  восприятия не свойствами объективной 

целостности предметов и явлений, а внутренними свойствами «духа», его изначальными

целостными структурами. Они утверждают, что в акте восприятия совершается  своеобразное

формообразование, придается целостность  и структурность отражаемым предметам.

Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим  в 

отражательной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии в процессе

восприятия хаотичность, беспорядочность  мира преобразуется в определенные

структуры, заключается в определенные формы, в результате чего предметы и 

выступают как целые.

Виды восприятия. Восприятие различается в зависимости от преобладающей роли того

или иного анализатора в отражательной  деятельности.

Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры,

выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального

концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей

путем ощупывания).

Любое восприятие определено деятельностью  перцептивной системы, т. е. не одного,

а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из

анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или  явления.

Наблюдаются проявления сложных видов  восприятия, если одинаково интенсивно

мобилизуются несколько различных  анализаторов. В сложных видах  восприятия важнейшая 

роль принадлежит моторике.

Восприятие различается также  и в зависимости от воспринимаемого  объекта. Говорят 

о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии

человека человеком.

 

 

39. Свойства восприятия

Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком 

многообразии, что он не может все  их воспринимать и на них реагировать 

одновременно. Из огромного числа  воздействий лишь некоторые мы выделяем с

большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует 

избирательность восприятия. В избирательности  раскрывается активность процесса

восприятия как проявление отражательной  деятельности личности.

Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей

личности.

Предмет и фон в восприятии. Предмет  и фон восприятия динамичны. То, что  было

предметом восприятия, может за ненадобностью  или по завершении работы слиться  с 

фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия.

Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением  внимания с 

одного объекта на другой, что  обусловлено перемещением очага  оптимальной 

возбудимости по коре больших полушарий  головного мозга.

Особенности соотношения предмета и фона учитываются при выборе формы, окраски,

буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков.

Контрастность, необычность предметов  позволяют быстро выделить их из фона.

Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок

отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности.

Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его 

интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"