Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".
Поэтому, особенно при проверке надёжности тестов мощности (например, интеллектуальных тестов) и достижений, предпочтение следует отдавать третьему методу, поскольку он предполагает лишь однократное тестирование. Третий метод оценки надёжности включает два различных приёма расчёта: разделение тестовых задач на две части, например по принципу "чётные и нечётные", и расчёт коэффициента консистентности задач теста.
Валидность (или обоснованность) всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивости) получаемых результатов относительно измеряемых свойств объектов, то есть относительно предмета измерения. Отличие понятия "валидности" от "надёжности" измерения удобно раскрывать с помощью различения "объекта" и "предмета" измерения.
Надёжность - это устойчивость процедуры относительно объектов. Надёжность не обязательно предполагает валидность. В психологии довольно часто возникает такая ситуация, когда исследователь вначале предлагает определённую процедуру измерения, показывает её надёжность – способность устойчиво различать объекты, но вопрос о валидности остаётся открытым.
Устойчивость теста относительно объектов (испытуемых) является необходимым, но не достаточным условием его устойчивости относительно измеряемых атрибутов (свойств) объектов. Надёжность является необходимым, но не достаточным условием валидности. Отсюда понятно основное соотношение психометрики:
валидность < надёжность.
Это означает, что валидность теста не может превышать надёжности теста.
Данное соотношение, однако, неверно трактовать как указание на прямо пропорциональную связь валидности и надёжности. Повышение надёжности отнюдь не обязательно приводит к повышению валидности. В терминах Анны Анастази валидность определяется репрезентативностью теста относительно измеряемой области поведения.
При проверке устойчивости распределения общая логика основывается на индуктивном рассуждении: если "половинное" (полученное по половине выборки) распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то можно предположить, что это целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.
Таким образом, доказательство устойчивости распределения означает доказательство репрезентативности тестовых норм.
+ билет № 7
17К пользователям,
являющимся профессиональными
Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять
на практике общие теоретико-
б) отвечает за решения, принимаемые
на основе тестирования, обеспечивая
их соответствие репрезентативности и
прогностической валидности методики.
Он предупреждает возможные
в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) в подборе методик
в комплексную программу
д) параллельно с использованием
методик ведет научно-
е) обеспечивает тщательное
соблюдение всех требований для проведения
стандартных методик
ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, неуполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве;
к) сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.
Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная кооперация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.
специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования:
а) предварительно проконсультироваться
с психологами, работающими в
данной практической отрасли, о том,
какие именно методики могут быть
применены для решения поставле
б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;
в) берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны;
г) пользователь соблюдает все этические нормативы в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;
д) не использовать методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие паралл. исп-я высокопрофесс. экспертных методов
е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.
14 15 Область применения и специфика целей ПД Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.Цели:
1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.
2. Конструирование
Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни.
Области практического использования результатов психодиагностической работы:
1. В целях оптимизации
процессов обучения и
2. Психодиагностика является
важной составляющей
Профессии:
1. с абсолютной профессиональной пригодностью (наличие специальных природных задатков). Обязателен профессиональный отбор (диагностика).
2. с относительной
профессиональной пригодностью. Профессиональную
пригодность можно
3. В клинико-консультативной
и психотерапевтической работе (поиск
причин возникновения
4. Судебная практика
в рамках проведения судебно-
Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.
Практические
области применения психологии: психология
труда, инженерная, социальная, педагогическая,
медицинская, юридическая, военная
и спортивная психология – при
создании и применении психодиагностических
методов находят в
Тестирование проводится в сфере профессиональной деятельности в качестве вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров. В клинической психологии и психологическом консультировании применяется тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться со своими трудностями или проблемами.
В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования взаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияние возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.
18 Роль психодиагностики в контексте психологического консультирования.
Представления психологов-консультантов о том, нужна ли им психодиагностика и как они могут ее использовать в своей практической работе, разнообразны, но в целом довольно скептичны. Одна из причин этого - отсутствие интереса к подобным вопросам со стороны специалистов по психодиагностике, которые, как правило, не считают своей непосредственной задачей проблемы адаптации психодиагностики к конкретным практическим задачам и ситуациям психологического консультирования. В результате психолог-консультант имеет в своем распоряжении набор качественных инструментов при отсутствии четкого представления о том, зачем они ему нужны. Поэтому набор остается невостребованным, или используется недостаточно эффективно, или вообще не по назначению.