Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".
Преимущества использования психодиагностики в консультировании.
- Объективность данных,
их относительная
- Быстрота получения информации. Психодиагностические методики создаются для того, чтобы за сравнительно краткий промежуток времени (обычно от нескольких минут до часа) сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи.
- Возможность дополнительной
оценки. Основная исходная информация
психодиагностического
- Возможность получения
надежных и достоверных
Основные задачи,
которые может выполнять
1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальная в следующих ситуациях.
а) Определение необходимости психологической помощи. Когда необходимо сравнительно быстро решить вопрос о тех, кто больше других нуждается в помощи из группы людей (безработные, соматически больные, при массовых психодиагностических обследованиях в школе, в организации, лица, пережившие природное бедствие и др.).
б) Определение формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений.
в) Оценка эффективности психологической помощи. Для решения данной задачи сопоставляются результаты выполнения клиентом тестов и методик в начале и в конце работы с ним. Положительная динамика сравниваемых показателей свидетельствует об эффективности проведенной работы.
2. Получение содержательной информации. При решении данной задачи особенно велико как разнообразие используемых методов (практически любые методы из "арсенала" психодиагностики, тестовые и экспертные), так и разнообразие информации, которая может быть получена.
С помощью психодиагностики могут быть выявлены:
- Проблемы, имеющиеся у клиента, например, неудовлетворенность работой или озабоченность здоровьем.
- Возможные причины выявленных проблем.
- Конфликты и противоречия.
- "Уязвимые места", т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей (даже если в настоящее время эти проблемы не выражены).
- Ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним.
Основной функцией психодиагностики становится выдвижение гипотез для клинициста, гипотез, которые как правило проверяются с помощью других (не связанных с психодиагностикой) данных и методов.
3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации.
Укажем некоторые из таких задач.
а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах. В подобной ситуации выполнение психодиагностической методики может стать способом структурировать процесс взаимодействия с клиентом. Экспертные методики, предполагающие такое взаимодействие, в подобной ситуации уместнее тестовых.
б) Повышение доверия. Данную задачу удается выполнить, если при обсуждении результатов психодиагностического обследования клиент слышит то, что он расценивает как верное, интересное, важное для него и вместе с тем, неочевидное, такое, о чем, по представлению клиента, нельзя догадаться на основе предшествующего взаимодействия.
в) Углубление представления клиента о себе.
г) Создание и укрепление мотивации для психологической помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы.
19 ПД при экспертизе
метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку. Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств – это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов – дело самого исследователя
ПРОФЕССИОГРАММА - описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ - метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. П. обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. П. охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, информационная П., нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная П., направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая П., обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующая П., используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
Известно, что в каждой конкретной сфере деятельности экспертиза имеет свои специфические задачи, методику, критерии, организацию и процедуру проведения. Однако представляется возможным выделение ряда общих признаков, объединяющих разнообразные специальные виды экспертизы и позволяющих рассматривать ее как достаточно самостоятельный вид профессиональной деятельности.
Первый такой признак связан с характером инициирования. Потребность в проведении экспертизы возникает в реальной профессиональной деятельности при решении задач, требующих специальных (экспертных) знаний. Инициирование экспертизы осуществляется заказчиком, имеющим общей целью использование экспертного знания для решения определенных экспертных задач.
В качестве объекта экспертизы выступает реально выполняемая профессиональная деятельность, в ходе которой возникают затруднения, проблемы, вопросы, для разрешения которых необходимо привлечение эксперта как носителя специального знания.
Вторая особенность любой экспертизы заключается в требованиях к уровню специальной подготовленности эксперта. Общепризнанно, что статус эксперта предполагает высокий уровень профессионализма. Высокий профессионализм экспертов является необходимым условием и основанием объективности экспертного заключения.
И третья принципиальная особенность экспертизы связана с характером использования экспертного заключения. Несмотря на всю значимость и авторитетность такого заключения, оно имеет сугубо рекомендательных характер может быть принято полностью, частично или отвергнуто инстанцией, принимающей решение.
20 Метод интервью и виды — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
21 Проекция— (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом.
23 Рисунок как средство психодиагностики
Рисунок как средство психодиагностики (в клинической психологии) — совокупность методов, использующих различного рода изображения в исполнении клиента в психодиагностических целях (диагностика индивидуально-психологических особенностей клиента). К наиболее распространенным рисуночным методикам относятся (Т. Лаак, 1988): а) спонтанный рисунок, сделанный по собственной инициативе; б) свободный рисунок, выполненный по неопределенной инструкции; в) копирование, срисовывание реального объекта; г) завершение рисунка, дорисовывание некоторых предварительно изображенных элементов; д) конструирование, выполнение изображения с помощью выбора и сложения из набора готовых элементов.
В России исследования с применением рисунка в качестве тестового материала были начаты в 1909 году отечественным психоневрологом Г. И. Россолимо. Изучение элементарных изобразительных способностей проводилось с целью выявления индивидуальных различий в норме и патологии на различных группах обследуемых.
В 1920—1930 гг. клинические исследования с использованием рисуночного метода были проведены Л. С. Выготским (1927). А. Р. Лурия (1935) предложил пиктограмму в качестве метода опосредованного запоминания, который заключается в том, что для запоминания слов или выражения человек должен сам придумать образ, пригодный для запоминания, и нарисовать его. Этот метод нашел широкое применение при изучении различных расстройств мышления и памяти и активно используется сейчас в психологических исследованиях.
Среди психологов-практиков рисуночные методики приобрели особенно большую популярность в 1950—1960 гг. Авторы обзорных работ в этой области исследований отмечают, что использование рисунка человека в клиниках и больницах США по частоте применения уступало лишь тесту пятен Роршаха.
Особое внимание в рисуночных методиках уделяется рисованию человеческой фигуры как одному из самых устойчивых и легко актуализируемых архетипов. Определение показателей изображенной человеческой фигуры носит качественный и количественный, формальный характер. Среди факторов, которые поддаются формализации: абсолютный и относительный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, заданный фронтальный или профильный угол восприятия изображения, положение рук, изображение одежды, наличие фона, "висит ли фигура в воздухе" или стоит на земле. Специальное внимание обращается на такие детали рисунка, как отсутствие различных частей тела, диспропорция, штриховка, качество и распределение деталей, направления движений и другие особенности стиля. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждому из основных частей тела: голове, чертам лица, волосам, шее, плечам, груди, торсу, бедрам и конечностям. Подчеркивается принцип полового диморфизма, согласно которому учитывается ряд характерных особенностей графических изображений для представителей обоих полов (например, для женщин характерно более частое по сравнению с мужчинами изображение волос, зрачков, бровей, одежды в рисунках человека).