Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:27, шпаргалка

Краткое описание

Акцентуация характера человека - крайний вариант психической нормы с яркими поведенческими проявлениями
Валидность методики - способность методики выявлять то психическое качество, которое соответствует внешнему критерию
Деловое общение - процесс передачи информации аффективно-оценочного и когнитивного характера
Дистанция власти - психологическое расстояние между руководителем и подчиненными
Знание, умение и навыки - психические образования, возникающие в результате познавательной деятельности
Коммуникативный барьер - преграды передачи информации между субъектами делового общения

Вложенные файлы: 1 файл

словарь пихология.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

РОБОТИЗАЦИЯ {психологический аспект) (от чешек, robot — антропоморфные (человекоподобные) машины)—использование интеллектуальных робототехнических комплексов, функциональные особенности к-рых состоят в достаточно гибком реагировании на изменения в рабочей зоне. В таком комплексе выделяют три основные взаимосвязанные подсистемы: восприятие, представление знаний, планирование и исполнение действий. Подсистема представления знаний является ведущей и обеспечивает функции их накопления, корректировки и использования в решении задач. Подсистема восприятия обеспечивает прием информации из рабочей зоны и может быть реализована на основе нескольких видов сенсоров: тактильного, локационного, силомоментного, визуального и звукового. Подсистема планирования и исполнения действий осуществляет актуальное преобразование обобщенного плана действий в последовательность операций требуемой амплитуды и скорости. Приведенная структура функций свидетельствует о потребности разработчиков робототехнических комплексов иметь достоверные психологические знания об аналогичных процессах, реализуемых человеком. Все психологические явления, выявленные в экспериментальных исследованиях сенсорно-познавательных процессов, построения движений, находят применение в новых разработках. В свою очередь, проблемы Р. оказывают влияние на содержание психологических исследований. Это объясняется тем, что успешно действующие робототехнические комплексы предоставляют психологам ценный эмпирический материал для разработки новых концептуальных моделей аналогичных психических процессов. (С. 345. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

РОДЖЕРС Карл Рэнсом (1902— 1987) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом  структуры  личности   считал концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном «Я», а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, «полностью функционирующей» личности — ее открытость дл» опыта, соответствие к-рого Я-концеп-ции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я. Разработанная Р. система психотерапии, получившая название индеректив-ной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия. Доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у клиента «внутреннего локуса оценки», лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом («Центрированная на клиенте терапия», 1954). (С. 346. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

РОЛЬ (в социальной психологии) (от франц. role) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (см. Интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в к-рую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. В западной социологии и психологии получили распространение различные ролевые концепции личности, общий методологический недостаток к-рых — игнорирование объективных социально-исторических условий, в конечном счете определяющих требования и ожидания к ролевому поведению человека. В этих концепциях личность предстает как набор не связанных между собою разрозненных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно   к  ее   внутреннему

миру, причем игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889 - 1960) советский психолог и философ.  Разработал деятельностный подход в   философии, психологии и педагогике:  человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.)  («Основы  общей психологии», 1946). Основными особенностями деятельности Р. считал: социальность - деятельность осуществляется только субъектом (человечеством,  группой людей, личностью); деятельность как взаимодействие субъекта с объектом  является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной; деятельность всегда творческая и самостоятельная. Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а лишь опосредствованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). Это частное проявление разработанного Р. всеобщего принципа детерминизма: внешние причины действуют только через  внутренние  условия того, на кого или на что эти внешние воздействия оказываются («Бытие и сознание», 957). С этих позиций Р. и его учениками создана теория мышления как деятельности и как процесса (см. Психическое как процесс). При объяснении любых психических  явлений  личность выступает как целостная система внутренних условий, через к-рые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. д.). В личности есть компоненты разной меры общности и устойчивости: например, существуют общие для всех людей свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей на Земле,  и, напротив, есть психические свойства людей, к-рые могут изменяться в зависимости от этапов социально-экономического развития об-ва (мотивация и др.). С учетом этого Р. разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии, раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей. (С. 347. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

РУКОВОДИТЕЛЬ - лицо, на к-рое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. (С. 348. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ  (от лат. actualis — действительный, настоящий)— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В нек-рых направлениях современной западной психологии С. выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Однако понятие С. не получило в западной психологии адекватной трактовки, поскольку личность считается способной к С. только при ее свободе от требований общества. В действительности же подлинная С. предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. (С. 350. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПРИНЦИП  — теоретико-методологический принцип психофизиологии, в соответствии с к-рым причиной поведения являются не воздействия внешней среды сами по себе, а живой организм, в поведении к-рого эти воздействия представлены в снятом виде. Не означая отказа от причинности как таковой, С. п. позволяет выделить специфические особенности детерминизма в деятельности живого организма. С. п. связан с утверждением принципов активности и системности, согласно к-рым организм не стремится нивелировать воздействия внешней среды, а целенаправленно и активно в ней действует. С. п. определяет цель деятельности как процесс свободного выбора, в ходе к-рого из системы с неограниченным числом степеней свободы возникает «полносвязная система с единственной степенью свободы» (А. А. Ухтомский). (С. 350. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С.— относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития личности. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами С. являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы С. входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение. (С. 350. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМОВНУШЕНИЕ (аутосуггестия)— процесс внушения, адресованный самому себе, при к-ром субъект и объект внушающего воздействия совпадают. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Произвольное С. достигается посредством вербальных (словесных) самоинструкций или мысленного воспроизведения определенных ситуаций, однозначно связанных с требуемым изменением психического или физического состояния (см. Аутогенная тренировка). Эффективному произвольному С. способствуют психическая релаксация, богатое воображение. Непроизвольное С. характеризуется некритическим отношением субъекта к собственным идеям, концепциям, оценкам, отсутствием сомнений в их правильности и достоверности, снижением контролирующих функций сознания. Следствием этого иногда оказывается ригидность (отсутствие гибкости) психической деятельности. С. может проявляться в нарушениях функционирования различных систем организма в результате субъективного ожидания определенного расстройства и уверенности, что оно обязательно наступит или уже наступило (см. Ятрогения). Противоположное явление наблюдается в случае плацебо-эффекта. С. может применяться в качестве метода самоуправления в психотерапии, спорте, педагогике. (С. 350. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМОКОНТРОЛЬ — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие С. определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. человека, как компонента саморегуляции, в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например в стрессовых ситуациях. (С. 351. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМОНАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. Интроспективная психология). Результатом С. является в ряде случаев самоотчет — описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из к-рых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете. (С. 351. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМООБЛАДАНИЕ - способность  человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В С. проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. С.— показатель эмоциональной и социальной зрелости личности. (С. 350. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются коллективистское самоопределение и профессиональное самоопределение. (С. 351. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

САМООРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ - научное направление, возникшее в 50—60-е гг. XX в. на основе статистической физики (И. Пригожий, Г. Хакян), общей теории систем, кибернетики (Г. фон Ферстер, X. Матурана) и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы С. обнаруживаются в физических, химических, биологических и социальных системах, причем в высокоорганизованных системах они воплощаются с наибольшей полнотой. В психологии С. к. может быть распространена на широкий спектр объектов — от психофизиологии до социальной психологии. В первые десятилетия XX в. в психологии и психофизиологии возникли направления, в определенной степени предвосхитившие появление С. к. и имеющие с ней ряд общих теоретико-методологических принципов (гештальт-теория, теория доминанты А. А. Ухтомского, концепция построения движений Н. А. Бернштейна). Существенной особенностью самоорганизующихся систем является их способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов психотерапии. (С. 351. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского).

 Психология. М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

 

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego — я и centrum -— центр круга) — неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к нек-рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Корни Э. лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрений, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление Э. осуществляется на основе последовательного развития способности к децент-рации. Э. проявляется наиболее ярко в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12— 14 годам; тенденция к нек-рому усилению Э. отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды Э.: 1) познавательный Э., характеризующий процессы восприятия и мышления; 2) моральный Э., свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3) коммуникативный Э., наблюдаемый при передаче субъектом информации другим людям и заключающийся в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т. п. Преодоление Э. в каждой из этих сфер может осуществляться относительно  независимо  друг  от  друга.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"