Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:27, шпаргалка
Акцентуация характера человека - крайний вариант психической нормы с яркими поведенческими проявлениями
Валидность методики - способность методики выявлять то психическое качество, которое соответствует внешнему критерию
Деловое общение - процесс передачи информации аффективно-оценочного и когнитивного характера
Дистанция власти - психологическое расстояние между руководителем и подчиненными
Знание, умение и навыки - психические образования, возникающие в результате познавательной деятельности
Коммуникативный барьер - преграды передачи информации между субъектами делового общения
АССОЦИАНИЗМ - одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно к-рому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований; 2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте. А. был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельм-гольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80~90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббин-гауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т. д.) (см. также Ассоциативный эксперимент). (С. 28, Словарь, Петровский).
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. associatio — соединение, experimentum — опыт) — проективный тест (см. Тесты проективные), предложенный швейцарским психологом К. Г. Юнгом для выявления скрытых аффективных комплексов. А. э., первоначально разрабатывавшийся применительно к задачам психиатрии, позднее стал применяться для исследовательских и психодиагностических целей (см. Психодиагностика). Тест требует от испытуемого возможно более быстрой реакции на предъявляемое слово первым пришедшим на ум словом. Заторможенность этой реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, общее поведение испытуемого (немотивированный смех, жалобы, покраснение и пр.) рассматриваются как указания на наличие эмоционально окрашенных представлений, сообщение о к-рых является для испытуемого нежелательным. Конкретный характер самого комплекса может быть установлен при интерпретации содержания ответов; этой цели служат, например, предварительная группировка наиболее симптоматичных реакций и расширение их содержания с помощью «свободных ассоциаций». А. э. часто используется как групповой тест. Для проведения любых его форм необходимо выяснить характер обычных, наиболее частых ответов на каждое слово списка, т. е. провести А. э. на достаточно репрезентативной, представительной выборке испытуемых, говорящих на данном "языке. Помимо отдельных слов в качестве «раздражителей» в А. э. могут быть использованы числа, бессмысленные слоги, незнакомые слова, рисунки, цветные пятна, звуки и т. д.
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при к-рой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Понятие об А. сложилось в философских учениях древнего мира. От констатации факта А. (например, восприятие предмета вызывает образ его владельца) психологическая мысль перешла к его объяснению процессами внутри организма. Это придало понятию об А. детерминистский смысл (см. Детерминизм в психологии): возникновение в сознании образа без обычно вызывающего его внешнего раздражителя относилось за счет закрепившейся в прошлом опыте связи телесных процессов, к-рые, согласно Аристотелю, могут сближаться и образовывать прочные соединения контраста. Когда один из членов сочетания возникает в душе, он «автоматически» вызывает скрытые в организме остальные. Термин «ассоциация идей» ввел Дж. Локк, противопоставивший А. связям на основе разума. Понятие об А. стало ключевым для многих психологических систем XVIII—XIX вв. (см. Ассоцианизм). Психофизиологической основой А. является условный рефлекс. Словарь Петровский). (С. 28, Словарь, Петровский).
АССОЦИАЦИЯ (в социальной психологии) - группа, в к-рой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: 1. Просоциальные А., в к-рые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности; в случае включения этих А. в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. 2. Асоциальные А., где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства легко превращаются в корпорации.
КорпорациЯ (от лат. Объединение, сообщество) – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения опосредуются асоциальными, а зачастую и антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация индивида в корпорации осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. (С.178, Словарь Петровский).
ДЕЦЕНТРАЦИЯ (от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum — средоточие) — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д.— одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное (см. Интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Существенное снижение способности к Д. может служить признаком развивающейся невротизации личности, тогда как исходно недостаточное развитие этой способности является важным фактором в генезисе нек-рых психических заболеваний, в частности шизофрении (С. 99).
ДЕТЕРМИНИЗМ (в психологии) (от лат. Determinare - определять) - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д., а именно: системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. Длительное время оно ориентировалось на механический Д., к-рый представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учение о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. Возник биологический Д., открывший поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если механический Д. представлял психику побочным явлением, то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности, В дальнейшем, когда было установлено, что тот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д., получивший однако неадекватную трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В Вундт) (С. 97 Словарь, Ярошевский).
ПЕРСОНАЛИЗМ (в психологии) (от лат. persona — личность) — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему самоусовершенствованию и все психические процессы рассматривает с точки зрения достижения этой цели. П. дает идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат persona - личность, лицо и facere - делать) - наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним П.— олицетворение.
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Впервые понятие П. д. было выдвинуто в советской психологии (А. В. Запорожец, 1941). Близкие взгляды развивали зарубежные психологи. Генетическая связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящей слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, происходит непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверка и коррекция образа (Ю. Б. Гиппеырейтер). Развитие П. д. сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, и процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Эти изменения обусловлены формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия, к-рые позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в относительно более элементарный процесс опознания. Сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка или основных геометрических форм. Усваивая сенсорные эталоны, ребенок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает как точность, так и произвольность сенсорно-перцептивных процессов. (С.272, Петровский А.В., словарь).
ПЕРЦЕПЦИЯ — см. Восприятие.
ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). Термин П. с. ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д.
Позже под П. с. стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) непассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта П. с. сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных (см. Атрибуция каузальная). В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологии.
В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение П.С. началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли П. с. в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных групп). Первоначально (в 50-х гг. XX в.) выделялись три класса социальных объектов: другой человек, группа и социальная общность; в качестве субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже (в 70-х гг.) появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три относительно самостоятельных класса процессов П. с: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В советской социальной психологии первые исследования в области П. с. были посвящены восприятию и оценке человека человеком (А. А. Бодалев, 1965). Введение в исследования П. с. принципа деятельности позволило представить социальную группу как субъект деятельности и на этом основании — как субъект восприятия (Г. М. Андреева, 1977). Было выделено восемь вариантов П. с: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы, восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы, восприятие группой своего члена и члена другой группы, восприятие группой другой группы (или групп). Тем самым в исследования П. с. вводится «групповой контекст» (принадлежность к своей или «чужой» группе), а также учитывается принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: формирование нормативов и эталонов П. с, структурная типология межличностного и межгруппового восприятия, восприятие статуса индивида в группе, точность и адекватность восприятия людьми друг друга, закономерности и эффекты межгруппового восприятия и т. д. (см. Эффект первичности; Эффект недавности (новизны); Эффект ореола).(С.273 Словарь.).
ПИАЖЕ Жан (1896 - 1980) - швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах («Речь и мышление ребенка», 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу к-рого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей «логику чувств» и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем П. пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсо-моторный интеллект), к-рые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (см. Интериоризааия), возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и доопераци-ональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (к-рую П. датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам («Психология интеллекта», 1946). Принципы операциональной концепции интеллекта П. считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.
РИБО Тэодюль (1839—1916) — французский психолог. Придавая огромное значение патопсихологическому методу при установлении закономерностей нормальной психики («Болезни памяти», 1881; «Болезни воли», 1883; «Болезни личности», 1885), установил один из законов памяти (закон регрессии памяти Рибо). В работах, посвященных анализу внимания, воображения, эмоциональной памяти, развития общих понятий и др., ориентировался на принципы и методы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах и моторных началах психики, ее социальной природе. Будучи противником метафизики и идеализма, Р. развил ассоцианистскую концепцию, имевшую материалистическую направленность. Это имело важное значение в; эпоху становления психологии как самостоятельной объективной биологической науки. Р. одним из первых на Западе признал ряд положений рефлекторной теории И. М. Сеченова при объяснении сущности и нейрофизиологических механизмов психической жизни.