Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
С целью получения учениками полной и реалистичной картины определенного процесса или явления используется системный подход. И хотя объем получаемых в специальной школе знаний гораздо меньше, тем не менее он представляет собой определенную систему естественных и гуманитарных знаний, в то время как трудовое обучение позволяет использовать их на практике.
Принцип научности в обучении.
Умственно отсталые дети с их особенностями
познавательной деятельности не в состоянии
усвоить программу массовой общеобразовательной
школы. Поэтому в течение долгого
времени специалистами
Принцип доступности.
Этот принцип тесно связан с
принципом научности в
Принцип наглядности обучения.
В ходе многочисленных исследований была доказана большая роль наглядного материала в процессе обучения. Без него усвоение материала становится неполным, особенно у умственно отсталых учащихся, абстрактное мышление которых развито слабо.
Принцип прочности усвоения знаний.
Этот принцип считается одним из самых важных в процессе обучения в специальной школе. Он состоит в том, чтобы определенный минимум знаний, умений и навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. В дальнейшем этот минимум должен стать базой, на которой необходимо формировать или углублять знания, умения и навыки, являющиеся необходимыми для успешной социальной реабилитации и интеграции.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Индивидуализация обучения в специальной
школе приобретает особую важность
в связи с тем, что психофизические
причины аномального развития ребенка
способствуют углублению индивидуальных
особенностей его личности. Принцип
дифференцированного подхода
ПРИНЦИП РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Одним из главных условий успешной коррекцион-но-педагогической помощи в современной специальной педагогике является обеспечение наиболее раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. До 60-х г. XX в. необходимость особой индивидуальной помощи обнаруживалась в момент поступления ребенка в школу или в процессе выявления причин его стойкой неуспеваемости. Как правило, это было связано с отсутствием:
1) системы
обязательного дошкольного
2) тесного
взаимодействия и
3) у
родителей информации о
В отличие от специальной педагогики прошлого столетия современное специальное образование предусматривает:
1) максимальное
сокращение разрыва между
2)
предоставление специальных
ПРИНЦИП КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ педПРОЦЕССА
В основе принципа коррещионно-компенсирующей направленности лежит идея о возможной компенсации того или иного дефекта. Так как причина первичного дефекта связана с органическим поражением ЦНС или сенсорных анализаторов, то восстановление утраченных функций практически невозможно. Однако можно в значительной степени ослабить действие вторичных дефектов за счет использования психолого-педагогических средств коррекции и компенсации. Поэтому процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями развития строится с опорой на сохранные функции. Как подсказывает практика, компенсаторные возможности человеческого организма велики и разнообразны. У специальных психологов и педагогов существует большой набор различных компенсаторных подходов, которые позволяют оказывать помощь человеку в самых тяжелых и, казалось бы, безвыходных ситуациях. И хотя такая компенсация с точки зрения общепринятых норм кажется очень необычной, она позволяет лицам с нарушениями в развитии включится в образовательное пространство. Категория лице нарушением функционирования зрительного анализатора в процессе взаимодействия с окружающим миром опирается на сохранный слух и осязание. При поражении органов слуха происходит опора на зрение, кинестетическое и тактильно-вибрационное восприятие. При комплексном дефекте, т, е. когда у одного ребенка отмечается сочетание сразу нескольких нарушений, компенсаторный процесс идет по альтернативному пути. Ни для кого не является новостью умение слепых читать с помощью кончиков пальцев, для глухих - читать по губам обращенной к ним речи или общаться с помощью жестовой речи. Категории лиц, утративших способность действовать руками, работают и обслуживают себя, используя функции других частей тела.
Принцип коррекционно-компенсирующей
направленности предполагает построение
образовательного процесса с использованием
сохранных анализаторов и функций
в соответствии со спецификой природы
дефекта. Дополнительные возможности
для компенсации утраченных или
неполноценных функций
СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОАДАПТИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В процессе специального образования
коррекция и компенсация
Преодолеть изолированность
1)
общепринятых корм поведения
и жизнедеятельности (
2)
элементарных гигиенических,
3) социокультурных, философских и нравственно-этических навыков.
Для преодоления «социального выпадения»
ребенка с ограниченными
В рамках специального образования
занятия, имеющие социально адаптирующую
направленность, способствуют формированию
психологической
ПРИНЦИПА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В основе принципа деятельностного подхода в обучении лежит понятие «ведущая деятельность». В становлении и развитии личности ребенка большое значение отводится предметно-практической деятельности. В системе специального образования предметно-практическая деятельность является эффективным средством обеспечения коррекционно-компенсирующего развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Кроме того, предметно-практическая деятельность является пропедевтическим этапом необходимых элементов образования. Рассматриваемый принцип применим к любой категории детей с нарушениями в развитии. Он реализуется как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, на уроках по общеобразовательным предметам, коррекционных и индивидуальных занятиях.
В ходе многочисленных исследований было доказано, что предметно-практическая деятельность является мощным коррекционным, компенсирующим и педагогическим средством в работе с детьми с отклонениями в развитии. В процессе предметно-практической деятельности развиваются такие высшие психические функции, как мышление, память, речь, эмоции и др. У этой категории детей отсутствуют такие структуры: житейский опыт, практические умения и навыки. В отличие от нормально развивающихся детей у детей с отклонениями в развитии отсутствует багаж понятий, необходимых для усвоения общеобразовательных предметов. То, чему обычного ребенка можно научить при помощи словесных инструкции, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе специально организованной и направляемой педагогом деятельности.
В своей реализации предметно-практическая деятельность опирается на сохранные возможности ребенка, на его так называемые пути здоровья. В специальном образовательном учреждении получили распространение различные виды предметно-практической деятельности. Дети могут работать как в группе, так и индивидуально, как под руководством педагога, так и самостоятельно. Особое воспитательное и коррекционное значение имеет коллективная предметно-практическая деятельность. Это может быть работа парами, бригадами, инициативными группами и т. п. Она создает естественную среду для речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Развитие мотивированного общения способствует овладению всей системой родного языка: фонетической, грамматической, лексической синтаксической и др. Вслед за овладением языком следует овладение различными мыслительными операциями, включение в различные ситуации общения и социального взаимодействия. Таким образом, предметы, которыми оперируют дети с отклонениями в развитии, становятся источником устойчивой мотивации деятельности. В процессе предметно-практической деятельности они узнают о назначении этих предметов, способах действия с ними, получают недостающую информацию об окружающем их предметном мире.
ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА,
Принцип дифференцированного и
индивидуального подхода
Групповая форма обучения основана на знании общих возрастных и психолого-педагогических особенностей развития детей. Ведь без знаний основных особенностей мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы той или иной группы учащихся невозможно преподать им определенный материал в доступной им форме и при этом быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содержание. Однако любой ученик, кроме общих свойств, имеет и свои индивидуальные. У ребенка, имеющего проблемы в развитии, индивидуальные особенности личности усугубляются, поэтому индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность и требует от педагога более пристального внимания к каждому своему ученику.
Принцип дифференцированного подхода в обучении в специальной школе реализуется в двух направлениях. В соответствии с одним из направлений класс разделяют на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Как правило, таких групп бывает три; сильная, средняя, слабая. Проделав такую процедуру, педагог планирует деятельность учеников на уроке, дает дифференцированное задание на дом.
До 60-х гг. XX в. в специальных школах принято было выделять еще и четвертую группу. К ней относили детей, которые стойко не усваивали программу спе* циальной школы, несмотря на все виды индивидуальной помощи. В этом случае речь заходила о диагностировании у такого ребенка более глубокой степени умственной отсталости - имбецильности и переводе его на индивидуальную форму обучения или определении в специальные учреждения закрытого типа системы социальной защиты. В соответствии с инструкциями комплектования классов в специальной школе, действовавшими в то время, учащиеся с диагнозом «умственная отсталость в степени имбецильности» считались необучаемыми и не могли там находится. В конце 60-х гг. XX в. так называемые им-бецильные классы были расформированы.
Второе направление принципа дифференцированного
подхода в обучении касается содержания
образования. Так, в зависимости
от географического положения