Так, у детей с ЗПР специалисты
отмечают низкий уровень развития восприятия
по сравнению с нормально развивающимися
сверстниками. Таким детям требуется
гораздо больше времени на прием
и переработку сенсорной информации,
что приводит к ограниченности
и фрагментарности знаний об окружающее
мире. Они не всегда узнают и зачастую
смешивают сходные по начертанию буквы,
цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются
ими как одинаковые. Пространственные
представления у детей с ЗПР тоже недостаточно
сформированы, им сложно ориентироваться
в пространстве. Это затрудняет освоение
геометрического материала, работу на
уроках изобразительного искусства, ручного
труда.
Внимание детей с ЗПР характеризуется
неустойчивостью, низкой концентрацией
и затрудненным переключением с
одного объекта на другой. Они с
трудом переходит от одной формы
деятельности к другой, не способны
распределять и концентрировать
внимание в условиях, когда выполнение
задания осуществляется при наличии
одновременно действующих речевых
раздражителей. Часто неустойчивость
внимания ',и снижение работоспособности
у детей с ЗПР имеет индивидуальные фор«ы
проявлйЖяОВ развитии памяти тоже наблюдаются
явные отклонения. Сохранность непроизвольной
памяти преобладает над произвольной,
причем материал очень часто воспроизводится
в искаженном виде. У детей низкий уровень
самоконтроля при заучивании и воспроизведении
материала. С большим трудом происходит
овладение сложными видами памяти.
Специалисты в характеристике детей
с ЗПР центральное место отводят
своеобразию развития познавательной
деятельности. При поступлении в
школу у детей с ЗПР мыслительные
операции не сформированы на словесно-логическом
уровне. Наиболее доступные задания для
них - задания на аналогии, особенно в том
случае, если им предложен образец или
они обладают определенным житейским
опытом в этой области. Все мыслительные
процессы отличаются инертностью. Особенно
это проявляется при решении задач, требующих
самостоятельного поиска способа решения.
Деятельность детей с ЗПР отличается общей
неорганизованностью, недостаточной целенаправленностью,
низкой активностью.
Потребности в общении у этой
группы значительно снижена. Это касается
общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Они не стремятся обратить за помощью
ко взрослому, даже если испытывают сильные
затруднения, зачастую просто оставляют
ее. Им не важна оценка их действий в развернутой
форме, и достаточно услышать просто похвалу
и т. п. Контакты детей с ЗПР со сверстниками
отличаются простотой и малой продуктивностью.
Все это свидетельствует о социальной
незрелости детей с задержкой психического
развития.
31. ИСКАЖЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ(ПОНЯТИЕ СИНДРОМА РДА,ПРИЧИНЫ
ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ)
Аутизм как симптом встречается
при довольно большом количестве
психических расстройств, однако в
некоторых случаях он проявляется
довольно рано -в первый год жизни, занимает
ведущее место в клинической картине и
оказывает тяжелое негативное влияние
на последующее психическое развитие
ребенка. В этом случае говорят о синдроме
раннего детского аутизма (РДА), особом
варианте нарушения психического развития.
При РДА отдельные психические функции
развиваются ускоренно, тогда как другие
- патологически замедленно. При аутичном
расстройстве личности, как правило, отмечаются
качественные нарушения в сфере социального
взаимодействия и ограниченные повторяющиеся
стереотипные модели поведения, интересов
и видов деятельности.
Частота встречаемости аутизма
за последние годы составляет 15-20 случаев
на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков
встречается в 4 раза чаще, чем у
девочек. В ходе исследований было выявлено,
что частота аутизма с течением времени
имеет явную тенденцию к росту и не зависит
от национального, расового и других факторов.
Это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий
характер РДА как тяжелого психического
расстройства. Аутизм встречается гораздо
чаще, чем слепота и глухота вместе взятые,
данные статистики о распространенности
этого заболевания не всегда однозначны.
Причины аутизма до конца не выяснены.
Общепризнанной считается большая роль
генетических факторов в этиологии РДА.
Механизм наследования аутизма тоже до
конца не ясен. Ясно одно, что он не моногенный,
т. е. развитие РДА зависит не от одного,
а от группы генов. Это означает, что генный
комплекс обеспечивает передачу не самой
патологии, а лишь предрасположенности
к ее развитию и реализуется лишь при наличии
«провоцирующего» фактора, который может
быть как экзогенного, так и эндогенного
происхождения. К экзогенным факторам
относятся инфекции, интоксикации, травмы,
психотравмы; к эндогенным- конституциональные
особенности, возрастной кризис и др. Эта
точка зрения лучше других позволяет объяснить
большое клиническое многообразие РДА.
Более 50 лет в связи с этиологией
аутизма рассматривается органическое
поражение центральной нервной
системы. Как показывают исследования,
у большинства детей с диагнозом
РДА обнаруживаются признаки органического
поражения ЦНС, однако их происхождение
установить довольно сложно. В рамках
психоаналитического подхода а США
и Западной Европе рассматривается психогенный
фактор. В отечественной литературе есть
указания на то, что психогенный аутизм
возможен, но четких характеристик этих
форм нет. По современным представлениям
психогенный фактор может:
1)
быть манифестным для всех форм РДА;
2)
служить причиной вторичной аутизации
при сенсорных дефектах и других вариантах
депривацион-ного психического развития;
3)
вносить вклад в формирование
третичных образований РДА при
достаточном уровне интеллекта
и самосознания.
16. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ
СЛУХА
К категории слабослышащих относятся
дети, слух у которых снижен, но на
его основе возможно самостоятельное
развитие речи. У слабослышащего ребенка
происходит частичное нарушение деятельности
одного из самых существенных анализаторов,
этим он значительно отличается от нормально
развивающегося ребенка. Психическое
развитие такой группы детей протекает
с отклонениями от нормы. Физический недостаток
(нарушение деятельности слухового анализатора)
приводит к нарушению многих функций и
сторон психики, определяющих ход дальнейшего
развития ребенка, у которого зачатки
речи только сформировались, а мышление
в своем развитии не продвинулось от наглядно-образного
к словесно-абстрактному. Нарушенным становится
взаимодействие слухового анализатора
с речедвигательным. Это мешает нормальному
становлению речевых механизмов, при дальнейшем
развитии приводит к недоразвитию речевой
деятельности и препятствует формированию
речи.
У категории детей с нарушением
слуха и вследствие этого с
речевым недоразвитием изменяется
ход общего развития. Речевое недоразвитие
- это вторичный дефект, который
возникает и существует как функциональный
на фоне аномального развития психики
в целом. Это становится главной
сложностью социального взаимодействия
слабослышащего ребенка. Зачастую создается
неправильное впечатление, что слабослышащий
ребенок может полностью понимать
I речь. Когда же становится ясным, что
ребенок не ' понимает смысла сказанного,
это расценивается какс «^интеллектуальная
недостаточность. Конечно, на развитие
познавательной деятельности накладывается
отпечаток основного дефекта, выражающийся
в бедности речевого запаса и искаженном
характере речи. У этой категории детей
часто обнаруживаются следующие особенности:
1)
недостатки произношения;
2) ограниченный
запас слов;
3)
недостаточное усвоение звукового
состава слова, которое находит
свое отражение не только в
неточностях произношения, ной в
ошибках при написании слов;
4)
неточное понимание и неправильное
употребление слов и понятий;
5)
нарушения грамматического строя
речи;
6)
ограниченное понимание как устной
речи, так и читаемого текста;
7)
сниженный запас сведений и
представлений об окружающем
мире;
8)
расстройства эмоционально-волевой
сферы, проявляющиеся в заторможенности,
излишней робости, застенчивости,
нежелании отстаивать свои интересы,
идти на контакт с окружающими.
У детей с нарушениями слуха
возникают проблемы общения как
со взрослыми, так и со сверстниками. Далеко
не все дети умеют на должном уровне пользоваться
жестовой речью или читать с губ. Они с
трудом идут на контакт, особенно со взрослым
человеком. Поэтому речь педагога или
родителя должна быть не быстрой, размеренной,
состоять при этом из коротких и ясных
предложений. Очень помогает таким детям
выразительная эмоциональная речь с использованием
жестов, мимики, особой интонации, а общий
эмоциональный фон должен быть мягким
и благожелательным, вызывать у ребенка
с нарушением слуха желание общаться и
сотрудничать.
19. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
По степени нарушения зрения
различают больных с абсолютной
слепотой на оба глаза и больных,
у которых имеются светооощущение
или остаточное зрение. При абсолютной
(тотальной) слепоте полностью утрачиваются
зрительные восприятия, а остаточное зрение
позволяет воспринимать свет, цвет, силуэты,
контуры предметов. Таким образом, слепыми
или незрячими называют подкатегорию
лиц с нарушением зрения, у которых полностью
отсутствую зрительные ощущения, имеются
светоощущение или остаточное зрение,
и, кроме того, лиц с прогредиентными заболеваниями
и сужением поля зрения с остротой зрения
до 0,08. Большое значение имеет время наступления
слепоты. Чем раньше произошло нарушение
зрения, тем большее влияние на развитие
ребенка оказывают вторичные дефекты.
Категория слепых детей отличается своеобразием
в психофизическом развитии. Вообще психофизическое
развитие слепых детей имеет те же закономерности,
что и развитие детей с нормальным зрением,
но отсутствие ряда зрительных образов,
визуальной ориентировки не может не сказываться
на социальном опыте ребенка, его понимании
окружающего мира.
Потеря зрения, анализатора, поставляющего
наибольшую часть информации о мире,
формирует своеобразие интеллектуальной,
эмоционально-волевой сферы ребенка,
его характера в целом. В первые
месяцы жизни слепой ребенок пассивен
в своих реакциях и попытках изучения
окружающих предметах, «комплекс оживления»
у него отсутствует. Поэтому уже в этом
возрасте необходимо стимулировать познание
|мира другими способами, искать оптимальный
для данного ребенка компенсаторный путь,-иначе
окна всю жизнь останется в социальном
тупике. Так как зрение в значительной
степени управляет развитием моторики
и обусловливает общение с окружающими,
то крайне необходимо стимулировать функциональное
развитие разных органов чувств. Только
при условии грамотно построенной работы
родителей и тифлопедагогов с ребенком
можно скорректировать отклонение в развитии
ребенка.
У слепых детей отмечаются трудности
в игре и много-численные бытовые
проблемы, которые зачастую вызывают сложные
переживания и негативные реакции. Игровая
деятельность слепых детей бедна, для
игры они часто используют неподходящие
предметы. Большое значение имеет обучение
ребенка игре, правильному взаимодействию
с окружающими. Ведущую роль при этом играет
голос, его звуковая окраска, так как слепые
не способны видеть невербальное сопровождение
речи. Неправильное воспитание ребенка
в семье приводит к тому, что он не способен
к самообслуживанию, эгоцентричен, требователен
и капризен. Родителям необходимо сделать
все возможное, чтобы слепой ребенок как
можно меньше зависел от взрослых и мог
вступать в нормальные социальные контакты
с ровесниками. При малейших трудностях
в процессе обучения он может проявлять
негативные реакции по отношению как к
педагогу, так и к сверстникам или замыкаться
в себе. В связи с наличием дефекта у слепого
ребенка резко сужен контакт с другими
детьми и со взрослыми. Но чтобы адекватно
понять реальную действительность, слепым
детям необходим большой конкретный опыт.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
К слабовидящим относят категорию
лиц с нарушениями зрения, острота
зрения которых составляет от 0,05 до
0,2 на лучше видящем глазу с
коррекций обычными очками. У этой группы
детей зрение остается ведущим анализатором,
однако зрительное восприятие сохранено
лишь частично и не является полноценным.
У них нарушено цветоощущение, а цветовые
характеристики воспринимаемого оттенка
слишком бедны. Обзор окружающей действительности
сужен и неточен. В связи с этим зрительное
восприятие и впечатления ограничены,
а представления имеют качественное своеобразие.
У слабовидящих детей при наличии косоглазия
затруднено бинокулярное зрение. При резко
выраженной дальнозоркости или близорукости
ребенок не способен выделить признаков,
необходимых для характеристики предмета.
Остаточное зрение слабовидящего ребенка
оказывает существенное влияние на его
дальнейшее развитие, формирование познавательной,
игровой, трудовой деятельности и всей
личности в целом. Поэтому необходимо
прилагать максимальные усилия для его
сохранения, т. е. нужны регулярная диагностика,
консультирование у офтальмолога, психолога,
тифлопедагога.
При воспитании слабовидящего ребенка
в семье необходимо создать условия,
соответствующие его возможностям.
При общении со слабовидящим ребенком
необходимо комментировать свои действия,
чтобы он приучался соотносить название
совершаемых действий с их словесным
обозначением. Создание неоправданной
опеки или чрезмерно щадящего
режима может отрицательно сказаться
на характере ,