Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

тишкевич3.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

 

Этот вид патологии развивается чаще у девушек в период пубертатного криза (15-18 лет) и выражается в сознательном отказе от приема пищи с целью похудания. У больных формируется навязчивая мысль об избыточной массе тела (дисморфофобический этап болезни). Отказ от еды приводит к нарастанию физического истощения, которое может достигать степени кахексии. В тех случаях, когда больные не могут выдерживать длительного голодания, они искусственно вызывают у себя рвоту после каждого приема пищи. Дисморфофобическая стадия болезни характеризуется навязчивыми опасениями уродливости своего тела, отдельных его частей, при этом отмечается фиксация на «излишней полноте». Дисморфофобия может принимать также характер сверхценной или бредовой идеи, что приводит больных к мысли о необходимости исправления (коррекции) этого мнимого или явно переоцениваемого физического недостатка. Подобные больные склоны к диссимуляции, они стараются скрыть от окружающих (и родителей) не только мотивы своего поведения, но и сами приемы подобной коррекции, они стараются питаться отдельно от других членов семьи или прибегают к обману, различным способам отвлечения внимания от своих методов борьбы с «лишним весом». Они могут незаметно выплевывать уже пережеванную пищу, прячут ее, кормят ею кошку или собаку и т.д. При этом изучается полезность и питательность каждого продукта, больные подсчитывают принятые калории, отказываются от «вредной пищи», которая может дать прибавку в весе. Кроме резкого самоограничения в еде больные часто принимают слабительное, интенсивно занимаются физическими упражнениями. Самой распространенной разновидностью нервной анорексии является стремление больных к похуданию путем регулярного вызывания искусственной рвоты, многие из них используют «крайние меры», такие как введение желудочного зонда для полного очищения желудка от пищи. У таких больных в дальнейшем развивается булимия. Они поглощают большое количество пищи, но затем вновь вызывают рвоту.

 

Во многих случаях собственно самоограничение в еде может быть очень коротким по времени состоянием, почти не заметным для окружающих. Затем оно сменяется выраженными проявлениями булимии, которые выступают на передний план. У многих больных состояние нервной анорексии и нервной булимиисосуществуют. В дальнейшем у ряда из них булимия принимает характер навязчивого влечения, что чаще развивается на фоне гипертимии, переходящей в состояние гипомании. Аффективные колебания проявляются при нервной анорексии (первая стадия болезни) и нервной булимией (вторая стадия болезни) и обнаруживаются в виде депрессии, реже в форме эйфории. Течение нервной булимии длительное, 5 — 7 лет, в ряде случаев с неполными ремиссиями.

 

  1. Психология раннего и позднего созревания.

 

Поздним (pubertas tarda) считается половое созревание, наблюдающееся у девушек в 18—20 лет, у юношей в 20— 22 года. При данной патологии лечебные мероприятия должны быть направлены на улучшение условий быта, питания и введение мужских, женских половых гормонов и препаратов, содержащих гонадотропные гормоны гипофиза. Запаздывание полового развития и отставание в росте наблюдается при инфантилизме (см.). Недоразвитие полового аппарата и отсутствие половых признаков данного пола — гипогенитализл (см.) — обусловлены дисфункцией эндокринных желез и прежде всего гипофиза. 
Ранним (pubertas ргаесох) считается половое созревание, наступающее у девочек моложе 8 лет, у мальчиков моложе 10 лет и характеризующееся преждевременным появлением вторичных половых признаков, быстрым развитием половых органов и ускоренным ростом. У мальчиков это проявляется в ускорении роста, а затем раннем прекращении роста (что в дальнейшем ведет к низкорослости), быстром росте половых органов и появлении вторичных половых признаков (оволосение, низкий тембр голоса, выражена скелетная мускулатура). Возможны эрекции и поллюции. У девочек отмечается ускорение роста, а затем раннее прекращение роста, таз становится широким, увеличиваются размеры матки и яичников. Встречаются случаи менструаций в дошкольном возрасте. 
Раннее половое созревание в сочетании с ускоренным ростом, но резкой диспропорцией скелета, низкорослостью и умственной отсталостью определяется как macrogenitosomia praesox. 
С проблемой полового созревания тесно связан вопрос полового воспитания. Это система медико-педагогических воздействий на подростков с целью воспитания у них определенных норм поведения в сексуальной жизни. Задача полового воспитания заключается в создании физически здорового поколения, секс5тальная жизнь которого должна быть подчинена нормам морали нашего общества. Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек, раннее вовлечение их в общественную жизнь, сочетание обучения с производственным трудом, широкое развитие физической культуры и спорта среди молодежи создают базу для разумного родового воспитания.

 
11.Стадии когнитивного  развития по Ж. Пиаже. 

Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение  задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде. 
В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций. 
Сенсо-моторный интеллект (0—2 года) 
На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане. 
Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет) 
[Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет) 
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. 
Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям. 
[Подпериод конкретных операций (7—11 лет) 
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. 
Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут. 
Формальные операции (11—15 лет) 
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

 

 

12.Интеллект.  Модели интеллекта.

 

  • Интеллект (от intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.


 

v Факторные модели.

Есть  большое количество подходов к проблеме интеллекта. Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считается психометрический подход,в русле которого сформировались факторные модели интеллекта. Все модели объединяет общий методологический подход.  
В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами. Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые. Наибольшую известность в психологии и в области прикладного использования данных психологии получили наибольшую известность факторные модели Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Дж.Гилфорда и Р.Б.Кэттелла.

Ч.Спирмен, исследуя профессиональные способности, предположил, что успех в деятельности определяется взаимодействием некоего общего фактора, общей способности, и фактора (факторов), специфичных для конкретной деятельности. Общий фактор он назвал генеральным (G-фактор), а работающие на определенную деятельность – специальными способностями  
(S-факторы). Общий фактор часто скрыт (латентен). Для его выявления Спирмен создал специальный математический метод – факторный анализ. G-фактор определялся Ч.Спирменом как общая «умственная энергия», которой наделены все люди, но она в разной степени влияет на успех каждой конкретной деятельности. Многие ученые искали эквивалент G-фактору в традиционных психологических терминах. Главными претендентами были внимание, мотивация человека, скорость переработки информации др., но к единому мнению ученые так и не пришли. Для тестирования фактора “G” лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений, менее всего связанных с конкретной деятельностью.

Л.Терстоун, оппонент Ч.Спирмена, полагал, что не существует общего фактора, а определенный интеллектуальный акт протекает благодаря взаимодействию множества отдельных факторов. Сначала он выделил 12 факторов, затем список был сведен до семи: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивный фактор (нахождение правила и завершение последовательности). На основе этой теории было разработано большое количество тестов структуры способностей. Факторы, обнаруженные Терстоуном при дальнейших проверках, оказались зависимыми, что говорит в пользу иерархических моделей.

Самой «многофакторной» иерархической моделью интеллекта является модель, предложенная Дж.Гилфордом. Она является трехмерной, и в нее входят 120 факторов. К, более чем, 100 факторам подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Он ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления, как составляющих интеллекта. Конвергентное мышление (конвергентные способности) – способности правильно и быстро находить единственно верное решение; основная составляющая психометрического интеллекта. Под дивергентным мышлением(способностями) Гилфордом понимался процесс выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Эти способности являются основой креативного мышления. Концепция Дж.Гилфорда широко используется в США, особенно при работе с одаренными детьми, так как на ее основе созданы программы обучения, позволяющие педагогу рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей конкретного ребенка.

Модель Р.Б.Кэттелла, хотя и условно, может быть отнесена к группе иерархических моделей интеллекта. Он выделяет 3 вида интеллектуальных способностей. Общие способности, по Кэттелу, представлены «связанным» («кристаллизированным») и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые приобретаются человеком с раннего детства до конца жизни. Он является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Проявляется этот фактор при решении тестов, требующих обученности. Фактор «свободного интеллекта» абсолютно независим от степени приобщения к культуре. Он связан с деятельностью мозга.

Монометрический (одномерный) подход к интеллекту характерен для концепции Г.Ю.Айзенка. Он говорит о наличии «биологического интеллекта», «психометрического интеллекта» и «социального интеллекта». Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, является индивидуальная скорость переработки информации, т.е. время реакции выбора из множества альтернатив. По данным других исследователей уровень интеллекта характеризуется не просто скоростью мыслительных операция, а и способностью работать со множеством альтернатив.

v Когнитивные модели.

Они имеют  косвенное отношение к психологии способностей, так как представители  когнитивной психологии под термином «интеллект» подразумевают некую  систему познавательных процессов, которые обеспечивают решение задач. Когнитивно ориентированные исследователи очень редко обращаются к проблемам индивидуальных различий и прибегают в своих работах к данным измерительной психологии.

Наибольшая  известность среди моделей этого  направления принадлежит концепции интеллекта Роберта Стернберга,сформировавшего свою модель в последнем десятилетии 20 века. Ее обычно называют «теорией триумвирата в интеллекте». Автор в своей теории пытался представить взаимоотношения между интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и внешним миром индивида интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и опытом индивида. Стернберг - сторонник многообразия и сложности моделей интеллекта, он противник роли «скоростного» фактора в переработке информации для продуктивности интеллектуального процесса. Для объяснения природы интеллекта он обращается к экологическому и культурному обоснованию.

Интеллект Стернберг предлагает измерять в  тех областях, где задачи являются для индивида относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. Если задачи будут совершенно новыми, то они будут непонятными, а хорошо известные решаться на уровне автоматизмов и, следовательно, не потребуют интеллектуальных усилий.

v Модель ментального опыта.

Как часто  отмечается, в нашей современной отечественной психологии не слишком много оригинальных концепций интеллекта как общей способности. Одна из них принадлежитМ.В.Холодной, разработавшей теорию ментального опыта в рамках когнитивного подхода.

В представлении  М.В.Холодной интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. Понятие «ментального опыта» по своему содержанию близко содержанию понятия «кристаллизованного интеллекта» по Кэттеллу.

В структуру  ментального опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.

Таким образом, как  и другие представители когнитивного подхода, автор подходит к расширительной трактовке понятия интеллекта. Включает в систему интеллектуальных (когнитивных по своей природе) способностей многочисленные внешние факторы.


 

 

13.Тесты интеллекта. Факторы, влияющие  на результаты тестирования.

 

Помимо намеренных искажений результатов, о которых  речь пойдет ниже, имеются общие  факторы, влияющие на результаты тестирования вне зависимости от типа применяемого теста, это – тестовая искушенность и тестовая тревожность.

 

Тестовая искушенность, т.е. приобретение обширной практики выполнения тестов, дает лицу, обладающему такими навыками, определенные преимущества перед теми, кто участвует в тестировании впервые. Отчасти это связано с более позитивным отношением к тестированию и развившейся уверенности в себе, отчасти – с тем, что содержание и форма многих тестов перекрываются. Данная проблема обостряется в тех случаях, когда возникает необходимость интерпретации результатов тестирования, например, урбанизированной молодежи и аналогичных результатов, полученных при обследовании жителей сельских районов или компактно проживающих национальных меньшинств.

 

Тестовая тревожность, по крайне мере отчасти, может быть следствием недостаточной тестовой искушенности. В структуре тестовой тревожности выделяют 2 компонента: аффективный (эмоциональность) и когнитивный (озабоченность). Эмоциональный компонент охватывает чувства и физиологические реакции, такие как напряжение и увеличение частоты сердечных сокращений. Озабоченность включает негативные мысли (такие, как ожидание неудачи при выполнении теста и озабоченность последствиями провала), отвлекающие тестируемого от заданий теста и тем самым нарушающие его выполнение.

 

Отсутствие  мотивации к наилучшему выполнению теста проявляется обычно в хаотической, бездумной тактике реагирования на пункты. При этом – в силу законов вероятности – такой недобросовестный респондент набирает Nпр., близкое к Nотв./α, где Nотв. – общее количество отреагированных пунктов, α – среднее число альтернатив (вариантов ответа) в тестовом пункте. Как правило, это приводит к низкой результативности выполнения объективного теста и вытекающей из этого отбраковки кандидата. Однако при определенном сочетании условий подобная тактика может дать применившему ее лицу выигрыш, а именно:

  • в тесте установлен слишком жесткий лимит времени, который не соответствует либо относительно высокой трудности теста, либо чрезмерно большому количеству пунктов;
  • количество альтернатив в тесте относительно невелико.

Натаскивание  на выполнение теста (coaching) является значительно более серьезной проблемой: если описанная выше тактика хаотического реагирования дает лишь незначительный шанс на прохождение отбора, то результатом натаскивания должно стать, по замыслу прибегающего к ней кандидата, получение гарантированно высокой оценки профпригодности.


Тест бене, стенфорда,векслера.

Недостатки тестов IQ

Тесты IQ, также как и другие методы психологии, неоднократно подвергались более или менее разумной критике. Многие ученые обращали внимание на то, что такой способ определения уровня интеллекта не достаточно точен и эффективен.

Одним из основных недостатков, которым обладают тесты IQ, считается усредненность результатов. По мнению некоторых ученых полученные в ходе исследования итоги не могут признаваться объективными, поскольку они подсчитываются с оглядкой на ответы большинства. Но в современном обществе каждый человек признается уникальным, поэтому и логика его ответов может быть не совсем стандартной. Так, для высокообразованных представителей социума и творческих личностей ответы на вопросы теста IQ могут показаться более сложными, поскольку такие люди обычно более глубоко вникают в смысл задания, находя несколько вариантов его решения.

Еще одним недостатком  способа исследования считается  и то, что его результаты актуальны  на конкретный момент времени и не достаточно хорошо отображают перспективы  развития. Особенно такой минус тестов IQ заметен при проведении диагностики детей младшего возраста.

Представители точных наук часто акцентируют внимание на том, что задания в тестах IQ составлены не достаточно корректно. В  частности, некоторые авторы, из-за недостаточности математических знаний и логики, предлагают неправильные варианты ответов на вопросы. Кроме того, в тестах IQ обнаруживаются задания, разрешение которых неоднозначно.

 

 

  1. Возрастные изменения интеллекта.

 

 коэффициент интеллекта — показатель весьма чувствительный по отношению к средовым воздействиям, из которых одно из важнейших — это образование. Логично предположить, что по мере роста образовательного уровня во время активного развития индивида будет изменяться в сторону повышения и IQ. Однако многие исследования показывают, что в период развития индивида успешность выполнения тестов интеллекта остается неизменной. 

Увеличение  с возрастом стабильности IQ объясняется кумулятивным характером интеллектуального развития, «ведь в каждом возрасте интеллект индивида есть сумма уже имеющихся и вновь приобретенных навыков и знаний. Даже если приобретенное никак не связано с уже имеющимся у индивида, постоянное улучшение уровня выполнения теста можно объяснить пропорциональным увеличением с возрастом общего количества навыков и знаний. Вот почему прогноз относительно IQ на основе результатов 3-летнего ребенка для возраста 16 лет будет более точным, чем прогноз на основе результатов 3-летнего для 9 лет» (Анастази, 1982, с. 290). Кроме того, на общей стабильности IQ сказывается влияние имеющихся навыков обучения на последующее обучение.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"