Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Сложность решения вопроса о возрастных изменениях в интеллекте обусловлена и техническими трудностями, поскольку в разные возрастные периоды используются и разные тесты. Однако если эти трудности и преодолимы, тем не менее возрастные различия IQ в период развития предстают в основном как различия социальные.
Предложенная Балтесом с коллегами модель оперирует четырьмя конструктами:пластичность, многомерность, разнонаправленность и интериндивидуальная вариабельность.
Пластичность интеллекта — это возможность гибких изменений интеллекта у индивида.
Многомерность базируется на предположении, что интеллект состоит из множества способностей со специфическими структурными свойствами, изменяющимися по мере развития.
Разнонаправленность — предполагается появление отличающихся структурных изменений, которые происходят с разными способностями в течение жизни. — интериндивидуальная изменчивость — предполагает значительные различия между людьми в их интеллектуальном развитии во взрослом возрасте.
Предполагается, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.
Хотя
некоторые исследователи
Среди
учеников начальной школы различия
в уровне математических способностей
мальчиков и девочек
Казалось бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко объясняются воздействием половых гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно-пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная - чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и "мужское" поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими.
В 1961
году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие
о том, что способности к
Понятно, что только гормонального и генетического критериев недостаточно, чтобы ответить на вопрос об истоках половых различий в развитии интеллектуальных способностей.
В настоящее время активнее всего разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий.
Био-социальный подход связывает универсальность патриархата, главенство мужчины в социальной жизни, значительно большую степень мозговой асимметрии у мужчин и относительную диффузность мозга женщин, высокий уровень невербального мастерства и зрительно-пространственной ориентации у мужчин и развитые вербальные способности у женщин с эволюционным процессом, а именно с гармонизирующей эволюцией.
Так,
генетик и философ Н.П.Дубинин
высказал гипотезу, что в ходе гармонизирующей
эволюции селективные преимущества
получили мужчины занимавшиеся охотой,
проектированием и
Возникает вопрос: эволюционно оправданное различие половых ролей в социальной деятельности обусловило половые различия в развитии мозга или, наоборот, церебральные и психические половые различия детерминировали и различные роли?
Нейробиологами
установлено, что половая дифференциация
мозга не исключает его
Понятно, что общественные представления накладывают определенные обязательства на исполнение половых ролей мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, что не может не влиять на половую дифференциацию в развитии их способностей. В то же время, половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего детства. Можно предположить, что имеется кольцевая зависимость между гормонами, мозгом, поведением и условиями воспитания.
В зависимости от того, в каком мотивационном стиле воспитывается ребенок, биологически предопределенные черты могут изменяться, в результате закрепляющихся в мозге новых форм поведения. Вес мозга младенца при рождении составляет лишь 40 процентов от веса мозга взрослого человека. Так как рост мозга обеспечивается за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга), весьма восприимчивой к воздействию факторов среды и воспитания, то образцы поведения, закладывающиеся в детском и подростковом возрасте, влияют на формирование личности и способностей человека на протяжении всей жизни.
Интересно, что в пожилом возрасте, по мере того, как мужчины и женщины избавляются от своих ранневозрастных ролей, начинают проявляться способности, к которым ребенок был склонен с детства, но не мог реализовать из-за жесткого противопоставления "мужских" и "женских" ценностей. Нетрудно предположить, что в семье, где нет этого противопоставления, ребенок начнет развиваться в соответствии со своими склонностями, а не ожиданиями окружающих.
В 1985
году Т.Л. Хилтон суммировал результаты
выполнения тестов на понимание пространственных
отношений большой выборки
По
мере демократизации общества психические
и интеллектуальные различия между
мужчинами и женщинами
Хорошо это или плохо? С одной стороны, если мужчины и женщины не созданы от природы для определенных ролей, а истоки половых различий в познавательных способностях лежат лишь в социальной деятельности людей, выполняющих различные половые роли, предопределенные требованиями общества, то смена половых ролей может привести к определенным социальным последствиям.
С другой стороны, если половые роли предопределены биологически, маскулинизация женщин и феминизация мужчин может повлечь за собой генетические аномалии.
Как сделать все, чтобы с самого раннего детства каждый ребенок мог развиваться в соответствии со своими склонностями, и в то же время не нарушался эволюционный прогресс, обусловленный раздельнополостью?
Ответ на этот вопрос пытается дать теория психологической андрогении. С этой точки зрения, в общественной и личной жизни наиболее адаптивны и продуктивны мужчины и женщины, гармонично сочетающие психологические признаки обоих полов, но при этом сохраняющие отчетливую половую идентичность.
СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ — способность человека приобретать
новые знания, умения, навыки.
Обработка информации – в когнитивной психологии
- процесс входа или приёма, последующей
интерпретации поступившей информации
и формирования затем ответа или реакции
на воспринятые стимулы или впечатления.
Для того чтобы стало ясно о чем вообще идет речь, проще всего проиллюстрировать это на схеме. Весь процесс обработки информации разбивается на несколько этапов.
Первый этап: первоначальный сбор из внешних источников (чаще всего это просто Интернет).
Второй этап: отчистка, первичная обработка и приведение к унифицированному виду. Что это означает? Из-за того, что в источники поступления информации - это самые различные сайты, имеющие собственные форматы отображения, приходится приводить ее к единому виду. Это упрошает ее последующую обработку.
Третий этап: систематизация и организация
хранения накопленных данных, для
последующего использования, а также
осуществлению внутреннего
Четвертый этап: глубокий анализ информации, систематизация и получение знаний.
Пятый, завершающий этап: формирование отчета по конкретной тематике.
18.Принятие решений. Этапы
Принятие решений- это сложный процесс , включающий в себя поиск и обработку информации.
сновные этапы процесса принятия решений включают информационную подготовку решений и собственно процедуру принятия решений — формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Структуру принятия решения образуют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора. Структура и механизмы принятия решения не универсальны стабильно на разных уровнях отражения психического; так, при переходе на более высокий уровень механизм перебора и выбора альтернатив сменяется механизмом построения моделей концептуальных.
Принятие решений может
В психологии инженерной принятие решений рассматривается как основной процесс в деятельности оператора, а оптимизация процесса принятия решений по заданным критериям — как главная задача.
«Субкультура» - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Это понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). Под субкультурой понимают также - особую форму организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер).
Объединения подростков и молодых людей представлены в специальной литературе разными понятиями: неформальные молодежные объединения (НМО), уличная группировка, стихийная группа, дворовая компания, субкультура и т.д. Это свидетельствует о различии в подходах к исследованию и взаимодействию с подростковыми объединениями. Отсюда и разнообразие в определениях.
классификации И.Я. Полонского, который выделяет три типа групп:
По мнению ученых, природа подростковых и молодежных субкультур складывается из трех составляющих: