Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_psikh_pomosch.docx

— 268.08 Кб (Скачать файл)

личностные особенности  человека как интуиция, индивидуальный опыт. Индивидуализированный стиль  мышления и др. особенности индивидуального  профессионального стиля. Это тот  уровень овладения методом когда психодиагност по впечатлению об исследуемом может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим огромный опыт, профессиональная наблюдательность, точность восприятие человека и ситуации взаимодействия с ним.

Основная научная категория, с которой работает психодиагност практик это категория возрастной нормы развития личности и возрастное нормы психического развития. Кроме научного, теоретического, отрефлексированного содержания этих категорий психодиагност обязан, это его профессиональная обязанность знать этические нормы применения результатов своей работы. Можно сказать, что во взаимодействии с клиентом сам психодиагност кроме психологических задач клиента решает свои профессиональные, этические нравственные задачи. Примером этих профессиональных, этических и нравственных задач могут быть следующие ситуации: результаты диагностического обследования показали, что у ребенка, которого все считают способным, коэффициент вербального интеллекта ниже среднего. Сообщать ли и как этот результат заказчику. При обследовании супружеской пары у одного из супругов выявлены признаки психического заболеваний. Сообщать ли и как эти данные клиентам? Это только два примера этических и нравственных задач, которые в самых разных вариантах возникают в работе диагноста практика.

Чтобы решение этих задач  взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальном ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации обследования.

38. Понятие о  психологическом консультировании. Цели, задачи и предмет психологического  консультирования.

Суть психологического консультирования - психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Цели консультирования: а) преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост клиента.

Две ориентации (тенденции) в психологическом консультировании: 1) объективная, 2) субъективная (феноменологическая). Различия между ориентациями: а) в целях (приспособление - изменение жизни, б) в главном фокусе внимания (поведение - опыт), в) типе коммуникации (эксплицитный - имплицитный), г) в представлении о главном средстве, определяющем изменения (подкрепление - осознание), д) в представлении о роли психологического контакта консультанта и клиента (важная, но вторичная - решающая), е) в сроках (кратковременное - долговременное), ж) в объяснительных моделях (причинность - интенциональность), з) в представлении о "реальности" (конвенциональная - индивидуальная реальность).

Различные модели психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая, г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и недостатки каждой модели.

В процессе психологического консультирования консультант может  поочередно сталкиваться с решением следующих задач.

1. Прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента  о сути возникшей у него проблемы.

3. Изучение личности клиента  с целью выяснения его возможностей  самостоятельно справиться с  возникшей проблемой.

4. Четкое формулирование  рекомендаций клиенту по поводу  возможностей клиента в разрешении  проблемы.

5. Оказание текущей помощи  клиенту в виде дополнительных  практических рекомендаций, психологических  техник, упражнений для развития  необходимых способностей или  выработки новых моделей поведения  в процессе решения жизненной  проблемы клиентом.

6. Информирование клиента  об элементарных, жизненно необходимых  психологических знаниях и умениях,  освоение и правильное употребление  которых возможно самим клиентом  без специальной психологической  подготовки.

39. Место психологического  консультирования в системе психологической  помощи. Модели консультирования.

Консультативная психология базируется на общей, социальной, клинической, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психодиагностике, психотехнологии, психологии семьи. Подготовка профессионала-консультанта требует овладение знаниями всех вышеперечисленных психологических дисциплин для того, чтобы лучше понять проблемы и особенность переживаний человека, испытывающего временные жизненные трудности.

Модели психологического консультирования

Конкретная модель консультирования выбирается часто в зависимости  от общей теоретической ориентации –

- психоаналитической,

- личностно-центрированной,

- бихевиоральной,

- когнитивной и т.д. 

Среди моделей консультирования существуют 1) тренинг жизненных  навыков, 2) тренинг человеческих взаимоотношений  и коммуникативных навыков, 3) тренинг  в решении проблем и принятии решений, 4) тренинг в поддержке  здорового образа жизни, 5) ориентация и развитие способностей, 6) помощь в  становлении самоидентичности и личностном развитии.

На современном этапе  развития теории и практики психологического консультирования можно выделить появление  ряда новых моделей консультирования: краткосрочное позитивное консультирование3, консультирование с использованием психотехнологии нейро-лингвистического программирования, консультирование по переоценке личности4 и др.

Модели консультирования могут специфицироваться в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими  психическую дезадаптацию. Так в последнее время складываются особые модели консультирования по проблемам алкоголизма, наркомании, насилия в семье, трудностей в обучении и т.д.

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание.

40. Виды психологического  консультирования.

Виды психологического консультирования выделяют, опираясь на различные критерии.

* По количеству встреч  выделяют однократное и многократное  консультирование. Количество встреч  психолога-консультанта с клиентом  чаще всего не ограничивается  одной - двумя. Более длительное консультирование требуется в случаях, когда проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один - два сеанса практически невозможно; когда у клиента имеется не одна, а несколько разных проблем; когда предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

* По характеру мотивации  выделяют консультирование по  личному обращению (по желанию  самого обратившегося) и консультирование  в результате вызова или направления. 

* По критерию использования  психодиагностического инструментария  – консультирование без дополнительного  тестирования и с дополнительным  тестированием. 

* По критерию совмещения  с другими методами психологической  помощи выделяют изолированное  и комбинированное психологическое  консультирование (например, совмещенное  с социально-психологическим тренингом  в промежутках между консультациями).

* По характеру используемых  средств общения в процессе  консультирования можно выделить  очное и телефонное консультирование.

* По характеру решаемых  задач различают возрастно-психологическое  консультирование, психолого-педагогическое  консультирование, межличностное психологическое  консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, деловое психологическое консультирование, кризисное консультирование, психологическое консультирование по проблемам самочувствия и состояния здоровья.

41. Психологическое  консультирование в социокультурном  контексте.

Психологическое консультирование может осуществляется с позиций контекстного подхода, в основе которого лежит понимание контекста как смыслообразующей категории, обусловливающей смысл и значение ситуации для субъекта. Для того, чтобы в процессе образования (обучения, консультирования) у ученика ( клиента) появлялись позитивные изменения, учителю (психологу) необходимо принимать во внимание всю совокупность социальных, ситуационных, предметных, пространственно-временных характеристик ситуации, в которой находится субъект взаимодействия. Состояние, успехи ученика во многом зависят от его конкретной жизненной ситуации, от того социального окружения, в котором он находится. И если он приходит на занятия, переживая за неблагополучную атмосферу в семье, то учитель, учитывающий данный социальный контекст, может каким-то образом помочь ему справиться с ситуацией. Личностный подход к субъекту образовательного процесса - один из важных компонентов личностно - деятельностного подхода к обучению, который предполагает, что "в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность". Применительно к психологическому консультированию личностная компонента означает, что в центре психологического консультирования находится личность клиента, обратившегося за помощью, деятельностная компонента означает направленность совместной деятельности психолога и клиента на изменение личности клиента, его субъективной картины мира. Целью контекстного обучения (А. А. Вербицкий) является формирование возможностей человека для его компетентной деятельности во всех областях жизни человека, будь то профессиональная деятельность или какая-то иная. В контекстном обучении моделируются, воссоздаются не только предметное содержание какой-то деятельности, но и содержание отношений, в которые вступают лю


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"