Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

Действие в Теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние  в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение  последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное  место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к  условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит  в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В Теории деятельности введено  понятие "мотива-цели", т. е. осознанного  мотива, выступающего в роли "общей  цели" и "зоны целей", выделение  которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Вместе с рождением  действия этой, гл. "единицы" деятельности человека, возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеческой психики – смысл  для человека того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и  функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных  действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому  условию действия, появление уровней  осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг  мотива на цель" и превращение  действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутренним психическим  процессам, появляются внутренние действия, а впоследствии – формирующиеся  по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической, и обе они суть осмысленные  и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутренние формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.

Смысл является центр, понятием, при помощи которого объясняется  ситуативное развитие мотивации  и дается психологическая интерпретация  процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Личность в Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее  роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных  отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые  возникает в обществе. Человек  вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и  способностями, а личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического  и онтогенетического развития человека Обществ, отношения реализуются  совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность Последняя  рождается дважды: первый раз –  когда у ребенка проявляются  в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

Становление личности –  это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное  – это осознание себя в системе  обществ, отношений. Личность – это  то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В Теории деятельности предлагается использовать следующие основания  при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени  развития личности в Теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий  ведущее значение в формировании новых психических процессов  и свойств детской личности Разработка проблемы ведущей деятельности явилась  фундамент, вкладом Леонтьева в  детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал  смену ведущих деятельностей  в процессе развития ребенка, но и  положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей  деятельности в другую.

На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться  деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

30. Теорию Эрика Эриксона  о делении нашего жизненного цикла на восемь стадий автор статьи называет одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни. Эриксоновская теория «кризиса идентификации» у подростков получила широкое распространение и за пределами профессиональных кругов.

Эрика Эриксона знают и читают сейчас в Соединенных Штатах, пожалуй, больше, чем любого другого психоаналитика. В вузах всей страны на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Выражение «кризис идентификации», введенное Эриксоном более чем четверть века тому назад, вошло в повседневный обиход американцев. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство как на период необратимого формирования личности. Удостоились похвал также психоисторические и психосоциапъные работы Эриксона. Его монография. «Лютер в молодости» (1958 г.) послужила канвой для шедшей на Бродвее пьесы, а «Правда Ганди» (1969 г.) Получила Пулицеровскую Премию и Премию Национальной книги по отделу философии и религии. В последние годы Эриксон много пишет по вопросам общего характера. Последняя книга его «Игрушки и мотивации» (1976 г.). Например, связывает творческий элемент в политической деятельности с детскими играми. Отнюдь не выводя поведение взрослого человека целиком из условий и событий его детства, Эриксон все же проводит четкие параллели между детскими играми и «стратегией игр» у взрослых, между повторяемостью действий в некоторых играх и ритуализмом таких форм политической жизни как голосование и введение в должность государственных деятелей.

Нужно подчеркнуть, что Эриксон  отнюдь не отменяет, а именно развивает психоанализ, так как он принимает основные предпосылки фрейдизма, и на них надстраивает новые этажи. Этим Эриксон отличается от таких ранних сторонников Зигмунда Фрейда как Карл Юнг и Альфред Адлер, которые отошли от Фрейда, отвергли его положения и выдвинули собственные концепции. Отличается Эриксон и от так называемых неофрейдистов, таких как Карен Хорни, Абрагам Кардинер и Гарри Стак Салливен, которые считали (ошибочно, как выяснилось), что фрейдизму нечего сказать о взаимоотношениях между человеком и обществом или человеком и культурой. Фрейд, как известно, подчеркивал роль сексуальных влечений в жизни человека, но делал он это из желания противодействовать жестким ограничениям, налагавшимся в те времена обществом на отношения полов, тем табу, которые зачастую служили причинами неврозов. Впоследствии, однако, Фрейд уделял гораздо больше внимания психической структуре личности, в частности ее сознательному Я, которое служит исполнительной властью в психике человека и хранит его сложившееся отношение к самому себе и окружающему миру. Наблюдения и теоретические построения Эриксона в основном касаются психосоциальных аспектов формирования Я. На этом пути Эриксону и удалось развить психоанализ, не отвергая и не игнорируя огромного вклада Фрейда.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"