Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".
Третий тип - люди
чувства и эмоций, которые остро
чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне)
проходит через их сердца. Это деятели
литературы и искусства, их гениальные
прозрения которых зачастую опережают
самые смелые научные прогнозы и
прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих
поэтов и художников граничит с чудом.
Судьба их как правило трагична.
Четвертый тип - гуманисты и подвижники,
которые видят свое предназначение в любви
к людям и всему живому, в активной помощи
людям. Они очень тонко чувствуют чужую
боль и сделали делом своей жизни милосердие.
«Спешите делать добро» - их жизненный
принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза,
тысячи их последователей и в истории
и нашей действительности - живые примеры
служения людям, независимо от их расы,
нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания
и других признаков. Евангельская заповедь:
«Люби ближнего твоего, как самого себя»
находит в их деятельности непосредственное
воплощение.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека [1].
В современной психологии
выделяют восемь основных подходов к
изучению личности. Каждый подход имеет
свою теорию, свои представления о
свойствах и структуре
Рассмотрим каждый подход более подробно
19. 1. Социальная структура личности
При изучении социального
поведения личности социологам приходится
сталкиваться с рядом сложных
теоретических проблем, без решения
которых невозможно построить концепцию
личности, отвечающую научным критериям
и потребностям современной практики.
К числу таких проблем
Структура любых сложных
явлений, а к ним, безусловно, относится
человеческая личность, представляет
собой совокупность, иерархию и определенное
взаимодействие различных элементов.
Любая структура обладает определенной
устойчивостью и в то же время
подвержена различным изменениям -
прогресс и регресс - вплоть до распада,
который характеризуется
В первом приближении личность
может рассматриваться как
Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.
Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.
Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")
Ид ("Оно") - источник энергии,
направленный на получение удовольствия.
При высвобождении энергии
Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Суперэго - это идеализированный
родитель, оно осуществляет нравственную
или оценочную функцию. Суперэго
регулирует поведение и стремится
усовершенствовать его в
Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:
один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;
второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.
Внутренний и внешний
миры тесно связаны между собой.
Однако в каждом конкретном случае
эта связь оказывается
наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.
Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.
Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.
Мотивационный механизм включает
в себя взаимодействие потребностей,
ценностных ориентации и интересов,
конечным результатом которых является
их преобразование в цель личности.
Потребности выступают (применительно
к личности) как исходные побудители
ее деятельности, отражая объективные
условия существования
Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".
Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.
Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".
Другой "внутри личностный"
механизм связан с "диспозиционной"
структурой личности. Диспозиция личности
- это ее предрасположенность к
определенному поведению в
Под мотивами принято понимать,
как уже отмечалось чуть выше, внутренние
непосредственные побудители к деятельности,
в которых отражается стремление
человека удовлетворить свои потребности
и интересы. В отличие от мотивов
стимулы выступают как внешние
побудители к деятельности. Под ними
обычно понимают многочисленные факторы
экономического, социального, политического
и иного характера, действующие
в структуре среды личности. Установки
- это общая ориентация, направленность
сознания на то или иное явление (процесс)
действительности. Социальные установки
- один из наиболее важных регуляторов
социального поведения
Структура деятельности обусловлена
объективной необходимостью выполнения
тех или иных действия для воспроизводства,
функционирования и развития личности.
Она детерминируется (на уровне конкретной
личности) ее демографическим, социальным,
профессиональным положением, местом,
занимаемым в системе общественных
связей и отношений. Имея в виду структуру
в ее "внешнем" выражении, она
может выступать и как
В социально-философском
плане и на уровне общей социологической
теории, в зависимости от характера
отношения личности к окружающему
миру, деятельность подразделяется на
материальную и духовную, теоретическую
и практическую. Именно в этих формах
происходит освоение личностью окружающего
мира. Еще одна классификация деятельности
может быть рассмотрена в связи
с отношением личности к объективному
ходу исторического процесса, при
этом выделяются прогрессивная и
реакционная, революционная и
С другой стороны, есть структуры
деятельности, изучаемые, прежде всего
на уровне специальных социологических
теорий и эмпирических исследований
Здесь в первую очередь нужно
отметить структуру, основанием которой
является дифференциация деятельности
по определенным сферам. Это может
быть деятельность экономическая, политическая,
социальная, а также производственно-
Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.
20. Функции и структура общения
Общение - специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества:
в общении реализуются
В общении выделяют три
взаимосвязанных стороны: комму