Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка
1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.
Можно сказать и так: Отношение
минимального приращения силы раздражителя,
впервые вызывающего новые
26.Восприятие как психический процесс.
Общее понятие о восприятии.
ВОСПРИЯТИЕ — целостное
отражение предметов, явлений, ситуаций
и событий в их чувственно доступных
временных и пространственных связях
и отношениях; процесс формирования
— посредством активных действий
— субъективного образа целостного
предмета, непосредственно
Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
В психологии социальной содержание
понятия восприятия не всеми авторами
раскрывается одинаково. Иногда этот термин
означает лишь отражение партнером
внешнего облика и видимой картины
поведения другого человека. Иногда
восприятие и понимание друг друга
рассматриваются как два
Отличие восприятия от ощущений.
В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет — в совокупности его инвариантных свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
ПРЕДМЕТНОСТЬ — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами.
ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.
КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.
СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.
Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.
27.Основные свойства восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
· зрительные
· осязательные
· вкусовые
· обаятельные
2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:
· восприятие пространства
· восприятие времени
· восприятие движения
Свойства восприятия:
· предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
· целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
· структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
· константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
· осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;
· апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;
· активность;
· адекватность.
Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
ПРЕДМЕТНОСТЬ — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами.
ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.
КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.
СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.
Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.
28.теории восприятия.
Теории восприятия.
1) объектный подход. Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому.
2)
субъектный подход. Признаки: а) активный
субъект. Б) активность
3)
взаимодействие субъекта и
(1) 1) структурализм (классическая психология познания). Выделение элементов восприятия. “Чистые ощущения”. Метод: аналитическая интроспекция. Элементы образа = свойства объекта, которые можно выделить только с помощью интроспекции. Это требует активности, но активность субъекта не учитывается в анализе восприятия. Точное соответствие между особенностями стимула и ощущениями, которые он вызывает. Внешние энергии – орган – ощущение. Мюллер: принцип соответствия.
Выделение элементов восприятия – ощущений. Образ образуется путем их суммации. Образ строится, объект осознается по отдельным признакам, сложенным из отдельных элементов. Процесс восприятия – опознание объекта по отдельным свойствам. Условие опознания предмета – образы-представления.
2) гештальт психология восприятия как особо яркий пример.
Акцент на врождеенный характер перцептивных процессов
Основываеться на целом а не на единицах - пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.
Физиологич. Г. - концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать - из зоны фигуры в зону фона - вызывая эл ток вокруг контура фигуры.
Принцип изоморфизма (равенство
формы) - воспринимаемый квадрат должен
соответствовать области
Зрительное поле -
Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности - тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами - тем ---/--- 4) Чем меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен).
Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов)
ЗП Имеет тенденцию к минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил - сохранение видимой локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении, которое связывает стимул.
Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость
Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.
Критика - нет научения, все врожденное. Фигура или фон - двойственные фигуры
3)
Перцептивная психофизика (
(2)
моделирование перцептивного
2)
Грегори. “Разумный глаз”:
3) Дж. Брунер. Восприятие – процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Процесс восприятия: а) первичная категоризация – поиск признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение. Если не находим признаков, то меняем категорию. Б) вторичная категоризация. Процесс принятия перцептивных решений.
Экологический подход к зрительному восприятию.
28.Экологический подход к зрительному восприятию вкратце:(не только элементарные ощущения, но и более сложные образы сознания строго детерминированы стимулами,т.е.экологическими воздействиями).
Гибсон. Восприятие – непосредственное извлечение информации.
Сравнение классического (субъектный, объектный) и экологического (взаимодействие) подходов .
Классический подход . Экологический подход .
1. Субъект. Абстракция
наблюдателя. Исследователь
Мир. Набор изображений.
Гибсон: видимое поле, открывающееся глазу субъекта. Сами объекты. Внешний мир – жизненное пространство.
Наличного сенсорного материала не хватает для построения образа, обогащение прошлым опытом.