Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

Можно сказать и так: Отношение  минимального приращения силы раздражителя, впервые вызывающего новые ощущения, к исходной величине раздражителя, есть величина постоянная, (const).

26.Восприятие как  психический процесс.

Общее    понятие    о    восприятии.

ВОСПРИЯТИЕ — целостное  отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных  временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего  на анализаторы. Детерминировано предметностью  мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную  ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную  окраску (-> эмоция).

Для человека характерно, что  образы его восприятия интегрируют  в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает  возможность абстрагирования и  обобщения свойств предметов.

В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером  внешнего облика и видимой картины  поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга  рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях  под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения  и в зримой, и во внутренней —  психологической части: в акт  восприятия включается интерпретация  воспринятого на уровне мышления. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное  копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической  значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, — от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной.

 

Отличие    восприятия    от    ощущений.

В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы  взаимодействия представлен весь предмет  — в совокупности его инвариантных свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

ПРЕДМЕТНОСТЬ — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами.

ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.

Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.

 

27.Основные  свойства восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ. ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.

Виды восприятия:

1.   в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:

·   зрительные

·   осязательные

·   вкусовые

·   обаятельные

2.   в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:

·   восприятие пространства

·   восприятие времени

·   восприятие движения

Свойства  восприятия:

·   предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;

·   целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;

·    структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;

·   константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;

·   осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему  классу предметов;

·    апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;

·   активность;

·   адекватность.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

ПРЕДМЕТНОСТЬ — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами.

ЦЕЛОСТНОСТЬ (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.

Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.

28.теории  восприятия.

Теории  восприятия.

1) объектный подход. Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому.

2) субъектный подход. Признаки: а) активный  субъект. Б) активность оснащена  средствами. В) источником средств является прошлый опыт субъекта (онто- и актуал- генез).

3) взаимодействие субъекта и объекта. Признаки: а) мышление и восприятие - самостоятельные процессы. Б) отрицание участия в познании прошлого опыта. В) не допускается моделирование процесса.

(1) 1) структурализм (классическая психология познания). Выделение элементов восприятия. “Чистые ощущения”. Метод: аналитическая интроспекция. Элементы образа = свойства объекта, которые можно выделить только с помощью интроспекции. Это требует активности, но активность субъекта не учитывается в анализе восприятия. Точное соответствие между особенностями стимула и ощущениями, которые он вызывает. Внешние энергии – орган – ощущение. Мюллер: принцип соответствия.

Выделение элементов восприятия – ощущений. Образ образуется путем  их суммации. Образ строится, объект осознается по отдельным признакам, сложенным из отдельных элементов. Процесс восприятия – опознание  объекта по отдельным свойствам. Условие опознания предмета –  образы-представления.

2) гештальт психология восприятия как особо яркий пример.

Акцент на врождеенный  характер перцептивных процессов 

Основываеться на целом а  не на единицах - пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.

Физиологич. Г. - концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого  состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении  фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать - из зоны фигуры в зону фона - вызывая  эл ток вокруг контура фигуры.

Принцип изоморфизма (равенство  формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения  в виде квадрата в зрительной коре.

Зрительное поле -

Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее  связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности - тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами - тем ---/--- 4) Чем меньше временной  интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен).

Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов)

ЗП Имеет тенденцию  к минимизации напряжения. Ф-ция  сдерживающих сил - сохранение видимой  локализации точки, точно соотв  месту нахожд возбужд в том  распределении, которое связывает  стимул.

Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость 

Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.

Критика - нет научения, все  врожденное. Фигура или фон - двойственные фигуры

3) Перцептивная психофизика (ранний  Гибсон). Основное положение: соответствие стимула и ощущения. Образ – функция стимула. Восприятие – функция стимуляции. Образ обогащает первичный материал. В образе существует все, необходимое для восприятия. Восприятие – процесс различения деталей в стимуле. Реальное зрение соответствует видимому миру, а изображение – видимому полю. Видимое поле – наблюдение изображений объектов. В стимуле есть все необходимое для восприятия, но субъект может не проконтактировать – не извлечь информацию.

(2) моделирование перцептивного процесса  как процесса решения задачи. 1) Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений. Восприятие связано с неосознаваемой работой. Перцептивный процесс – бессознательное умозаключение. Первичные ощущения – материя для построения образа. БП: прошлый перцептивный опыт. МП: исходные операции. В: собственно образ. Иллюзия Мюллера - Лайера. БП: принцип линейной перспективы. МП: сетчаточный образ. В: переоценивается / недооценивается.

2) Грегори. “Разумный глаз”: восприятие  как мышление. Восприятие – процесс выдвижения перцептивных гипотез в нетипичной ситуации. Любая попытка опознать объект – гипотеза. Гипотеза – промежуточная стадия решения задачи. Ситуации перцептивного конфликта: например, “мех на завтрак”.

3) Дж. Брунер. Восприятие – процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Процесс восприятия: а) первичная категоризация – поиск признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение. Если не находим признаков, то меняем категорию. Б) вторичная категоризация. Процесс принятия перцептивных решений.

Экологический подход к зрительному восприятию.

28.Экологический   подход   к   зрительному   восприятию вкратце:(не только элементарные ощущения, но и более сложные образы сознания строго детерминированы стимулами,т.е.экологическими воздействиями).

Гибсон.  Восприятие  – непосредственное извлечение информации.

Сравнение классического (субъектный, объектный) и  экологического  (взаимодействие)  подходов .

Классический  подход .  Экологический   подход .

1. Субъект. Абстракция  наблюдателя. Исследователь внешнего  мира. Обитатель мира, часть окружающей  среды. Он включен в мир. 

Мир. Набор изображений.

Гибсон: видимое поле, открывающееся  глазу субъекта. Сами объекты. Внешний  мир – жизненное пространство.

Наличного сенсорного материала  не хватает для построения образа, обогащение прошлым опытом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"