Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:17, шпаргалка
1. Психология в структуре современных наук
Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.
1Взаимосвязь психологии и философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Труд занимает собое место в системе человеческой деятельности . Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Вопрос 14 Структура (состав)
деятельности:
1. Мотив (побуждение деятельности человека)
2. Цель (то, на что направлена непосредственно деятельность).
3. Задача
4. Планирование работы, выбор
наиболее рационального
5. Операции - частные акты действия (выполнение, осуществление деятельности).
6. Проверка результатов
7. Исправление ошибок, если они были.
8. Сопоставление полученных
результатов с
9. Подведение итогов работы.
Особенности потребностей и мотивов
Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного
П. - переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению
Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь.
Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении
М. - то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее
М. - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями
Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг мотива на цель.
Вопрос 15. В освоении деятельности большую роль играют навыки и умения. Они помогают ускорить деятельность, довести ее до автоматизма и сделать ее более эффективной. Получению навыков способствует процесс учения, а труд помогает сформироваться личности.
Навыки делятся на простые и сложные. Простые – несложные приемы и действия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенности внимания. Сложные двигательные, перцептивные и интеллектуальные действия автоматизированы, выполняются точно, быстро и легко.
Существует три вида сложных навыков:
· двигательные (воздействие, неоднократно повторявшееся ранее, на внешний объект при помощи движений с целью его преобразования);
· перцептивные (автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета);
· интеллектуальные (автоматически применяемый способ решения встречавшейся ранее проблемы).
Навыки приобретаются человеком в процессе выполнения упражнений, то есть систематических и целенаправленных повторений действий.
Навык формируется в несколько этапов:
1. Аналитический этап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;
2. Синтетический этап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;
3. Этап автоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умения образуются при координации навыков, при помощи действий, находящихся над сознательным контролем.
Умения имеют особенность, которая заключается в том, что человек способен изменять их структуру однако, при любых изменениях структуры, конечный результат остается неизменным.
Упражнения играют большую роль в формировании всех типов навыков и умений. Именно благодаря им навыки становятся автоматизированными, умения совершенствуются, как и вся деятельность человека в целом. Они необходимы на всех этапах деятельности, начиная с момента выработки умений и навыков, заканчивая процессом их сохранения. Если постоянно не подкреплять умения и навыки упражнения, то они потеряют свои качества, утрачиваются.