Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:17, шпаргалка

Краткое описание

1. Психология в структуре современных наук
Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.
1Взаимосвязь психологии и философии.
Вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Однако, став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

Вопрос 4.Классификация основных методов психологического исследования

К основным методам психологических исследований относят методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Основной метод:

Наблюдение

Опрос 

Тесты 

Эксперимент 

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение -- это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение- применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение- не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Стандартизированное наблюдение - заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос - применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Письменный опрос - позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма -- анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос -- разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

                 Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя ккоторые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

          Тест- опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

              Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

             Эксперимент - как метод психологического исследования . при котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

           Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, и на этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

 

    

 

 

 

 

 

             

 

 

 

                Вопрос 5.Предмет и задачи общей психологии

        Психология -- это наука о психике и психических явлениях.

         Психика - это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Предмет общей психологии - закономерности развития и проявления психических процессов, психических состояний, психических свойств, психических образований.

                     Предмет изучения психологии - психика человека:

                     - психические процессы - познавательные, эмоциональные, волевые;

- психические состояния - бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.;

- психические образования - знания, умения, навыки, привычки;

- психические свойства (свойства  личности) - темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека. объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Законы психологии показывают:

- как человек познает  окружающий его объективный мир, как он отражается в мозгу  человека;

-как развивается психическая  деятельность человека;

-как формируются психические  свойства личности.

Они необходимы для формирования у людей высоких человеческих качеств. Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

 Частными задачами  психологии являются:

1) изучение механизмов  психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей  развития психических явлений  и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей  и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению  знаний психологической науки  в практику жизни и деятельности  людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 6. Этапы развития психики в филогенезе

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов. В психологии - процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюция форм сознания в ходе истории человечества.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

1. Развитие сенсорных процессов - простые безусловные рефлексы (миграция, продолжение вида, стадное (групповое) поведение, оборонительное поведение, гигиеническое поведение). Отражение  отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная  форма поведения - инстинкт.

2. Развитие перцептивных  процессов - сложные безусловные  рефлексы (инстинкты) - это сложные  врожденные действия животных, при  помощи которых они удовлетворяют  свои потребности. (Позвоночные) Форма  поведения - навык - индивидуально приобретенная  форма поведения, обеспечивающая  приспособление к изменяющимся  условиям.

3. Развитие интеллектуальных  действий - навыки животных (такие  действия животных, которые они  приобретают в индивидуальном  опыте благодаря многократному  повторению и закреплению - напр.дрессировка  животных в цирке).

Поведение современного культурного взрослого человека - это результат двух разных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества.

В филогенезе это две независимые линии. Приспособление человека к природе вызывает к жизни приницпиально иную, чем у животных, иначе организованную систему поведения. Эта новая система поведения формируется при достижении опреденной ступени биологической зрелости, но без изменения биологического типа человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 7. Сравнение психики животных и человека:

История сравнительных исследований дала не мало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).

     Первое  отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Таким образом, для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

   Еще одна  особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении.

1. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, осмысленностью, а память — произвольностью Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией.  И только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем.

 Особенности взаимоотношений  животных друг с другом определяют  и особенности их “речи”- одно  животное воздействует на других  с помощью звуков. Человек выражает  в своей речи некоторое содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность.

2. Научение, мышление, интеллект.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных.

У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

3. Мотивация и эмоции.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Вопрос 8 Сознание как высшая форма развития психики

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира,  в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"