В способности адаптации к изменяющимся
условиям.
О развитии личности ребенка мы судим
по изменениям во всей структуре психической
деятельности, по смене ведущей деятельности,
по изменению активности и появлению основных
новообразований личности.Развитие ребенка
и его личности, по Л.С. Выготскому, идет
по линии осознаннности и произвольности
в процессе взаимодействия ребенка со
взрослыми и со сверстниками. Таким образом,
личность понималась Л.С. Выготским как
осознание себя и отношений к себе как
к физическому, духовному и общественному
существу
21. Социальная
ситуация развития и ведущая
деятельность в ранней юности.
Юность - период жизни после отрочества
до взрослости (возрастные границы условны
- от 15-16 до 2 1 -
25 лет). В юности у молодого
человека возникает проблема
выбора жизненных ценностей. Юность
стремится сформировать внутреннюю
позицию по отношению к себе
(Кто Я, Каким Я должен быть?),
по отношению к другим людям,
а также к моральным ценностям.
Выбор внутренней позиции - весьма
многотрудная духовная работа. Молодому
человеку, обратившемуся к анализу
и сопоставлению общечеловеческих
ценностей и своих собственных
склонностей и ценностных ориентации,
предстоит сознательно разрушить
или принять исторически обусловленные
нормативы и ценности, которые
определяли его поведение в
детстве и отрочестве. Как бы
страстно ни была направлена
юность на поиск своего места
в мире, сколь бы ни была
она интеллектуально готова к
осмыслению всего сущего, многого она
не знает - еще нет опыта реальной практической
и духовной жизни среди близких и других
людей. Кроме того, именно в юности по-настоящему
пробуждается данное природой стремление
к другому полу. При переходе от подросткового
возраста к юношескому происходит изменение
в отношении к будущему: если подросток
смотрит на будущее с позиции настоящего,
то юноша смотрит на настоящее с позиции
будущего. Развитие человека в период
юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла
жизни, своего места в этом мире могут
стать особенно напряженными. Некоторые
старшеклассники плавно и непрерывно
продвигаются к переломному моменту жизни,
а затем относительно легко включаются
в новую систему отношений. Возможны и
резкие, скачкообразные изменения, которые
благодаря хорошо развитой саморегуляции
не вызывают сложностей в развитии. Выбор
профессии и типа учебного заведения неизбежно
дифференцирует жизненные пути юношей
и девушек, закладывает основу их социально-психологических
и индивидуально-психологических различий.
Учебная деятельность становится учебно-профессиональной,
реализующей профессиональные и личностные
устремления юношей и девушек. Ведущее
место у старшеклассников занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой
к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. В юности
человек стремится к самоопределению
как личность и как человек, включенный
в общественное производство, в трудовую
деятельность. Поиск профессии - важнейшая
проблема юности. Основой для адекватного
профессионального выбора является формирование
познавательных интересов и профессиональной
направленности личности. Интересы, достигшие
высокого уровня развития, представляют
собой основу для формирования профессиональной
направленности личности и адекватного,
зрелого профессионального выбора. Профессиональная
направленность имеет достаточно выраженную
половую специфику: у мальчиков чаще встречается
техническая направленность, у девочек
- социальная и художественная.
22. Неблагополучные
семьи и трудные дети. Типы
принятия ребёнка, требования.
Личность подрастающего человека формируется
не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей
его среде. Последняя имеет решающее значение
для его воспитания. Особенно важна роль
малых групп, в которых школьник взаимодействует
с другими людьми. Это семья, школьный
класс, неформальные группы общения. Итак,
в преодолении проблемы трудных детей
важен союз учителей и родителей. К сожалению,
многие родители считают, что воспитание
их детей - это дело только школы, а они
заняты работой. Большую роль играет реагирование
родителей на хороший или плохой поступок
ребенка. Родители трудных детей часть
этого не понимают. Они редко хвалят за
хорошее поведение, часто не правильно
и непоследовательно ругают за плохое
поведение. Они не понимают, что подчас
отрицательное поведение вызвано желанием
привлечь внимание родителей. Уделяя такому
поведению много внимания, родители закрепляют
его у ребенка. Важно не только поощрять
хорошее поведение ребенка и тормозить
плохое, но и сформировать у него внутренний
механизм контроля своего поведения. Для
этого требуется создать у ребенка собственную
систему жизненных ценностей. Тогда он
будет вести себя правильно вне зависимости
от одобрений и поощрений со стороны родителей
и других людей.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных
семей, способствующих появлению трудных
детей:
1) Семьи с недостатком воспитательных
ресурсов. К ним относятся разрушенные
или неполные семьи; семьи с недостаточно
высоким общим уровнем развития родителей,
не имеющих возможности оказывать помощь
детям в учебе; семьи с низким материальным
уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют
трудных детей. Известно много случаев,
когда в таких семьях вырастали нравственно
здоровые дети. Но все же эти семьи создают
неблагоприятный фон для воспитания ребенка.
2) Конфликтные семьи, где родители
не стремятся исправить недостатки
своего характера либо где
один из родителей нетерпим
к другому. В таких семьях дети
часто держатся оппозиционно, подчас
конфликтно-демонстративно. Более старшие
протестуют против существующего
конфликта, встают на сторону
одного из родителей.
3) Нравственно неблагополучные
семьи. Среди членов такой семьи отмечаются
различия в мировоззрении и принципах
организации семьи, стремление достичь
своих целей в ущерб интересам других,
использование чужого труда, стремление
подчинить своей воле другого.
4) Педагогически некомпетентные
семьи. В них надуманные или
устаревшие представления о ребенке
заменяют реальную картину его
развития. Например, уверенность в
возможности полной самостоятельности
ребенка, ведущая к безнадзорности,
вызывает у последнего дискомфорт,
эмоциональную напряженность, стремление
оградиться от всего нового
и незнакомого, недоверие к другому
человеку.
Другим отрицательным примером может
служить распространенное у многих родителей
стремление сохранить у ребенка и подростка
в более старшем возрасте нравящиеся им
образцы поведения предшествующих этапов
развития, например, меньшую активность,
послушность.
23. Ранняя
юность: когнитивное, социальное и
личностное развитие.
Отвлеченно-философская направленность
юношеского мышления обусловлена развитием
формально-логических операций и особенностями
эмоционального мираранней юности. Широта
интеллектуальных интересов часто сочетается
в ранней юности с разбросанностью, отсутствием
системы и метода. Многие юноши склонны
преувеличивать уровень своих знаний
и особенно умственных возможностей. Развитие
внимания характеризуется противоречивыми
тенденциями. Объем внимания,способность
длительно сохранять его интенсивность
и переключать его с одного предмета на
другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем
внимание становится более избирательным,
зависящим от направленности интересов.
Развитие интеллекта тесно связано с развитием
творческих способностей, предполагающих
не просто усвоение информации, а проявление
интеллектуальной инициативы и создание
чего-то нового. Важнейший интеллектуальный
компонент творчествапреобладание дивергентного
мышления, которое предполагает, что на
один и тот же вопрос может быть множество
одинаково правильных и равноправных
ответов (в противоположность конвергентному
мышлению).Творческие достижения по результатам
многих исследований статистически не
связаны с успешностью учебной деятельности
в школе. Умственное развитие старшеклассника
заключается не столько в накоплении умений
и изменении отдельных свойств интеллекта,
сколько в формировании индивидуального
стиля умственной деятельности.
24. Игра
как ведущая деятельность в
дошкольном возрасте. Эльконин об
игре.
Дошкольное детство – период
познания мира человеческих отношений.
Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой
игре, которая становится для него ведущей
деятельностью. Играя, дошкольник учится
общаться со сверстниками. Дошкольное
детство – период, в котором идет активное
развитие высших психических функций
и всей личности в целом. Стремительно
развивается речь, появляется творческое
воображение, особая логика мышления,
подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это время первоначального становления
личности. Возникновение эмоционального
предвосхищения последствий своего поведения,
самооценки, усложнение и осознание переживаний,
обогащение новыми чувствами и мотивами
эмоционально-потребности сферы, наконец,
появление первых сущностных связей с
миром и основ будущей структуры жизненного
мира – вот главные особенности личностного
развития дошкольника. Игра для детей
дошкольного возраста – источник глобальных
переживаний динамичности собственного
Я, проба силы само воздействия. Ребенок
осваивает собственное психологическое
пространство и возможность жизни в нем,
что дает импульс к развитию всей личности
в целом.
Игра создает зону ближайшего развития.
В игре ребенок выше своего возраста, он
«как бы на голову выше самого себя. - Действие
в воображаемом поле... создание произвольного
намерения, образование жизненного плана,
волевых мотивов - все это возникает в
игре и ставит ее на высший уровень развития».
Отсюда ее роль как ведущей деятельности.
• Развитие игры направленно от игры-воспоминания
к игре-воображению, от акцентов на мнимую
ситуацию - к главенству правила. Д. Б. Эльконин,
развивая идеи Л. С. Выготского, показывает
исторический характер игровой деятельности.
Она выделяется по мере того, как труд
становится все более сложным и недоступным
для детей. Основная тенденция и мотив
игры - стремление ребенка войти в мир
взрослых, быть как они. Ролевая игра социальна
по своему происхождению и содержанию.
Игра есть модель социальных отношений,
форма познания мотивов и смыслов человеческой
деятельности. Основной единицей игры
является роль, она диктует правила поведения.
В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет
следующие компоненты:
1) роль,
2) игровые действия по реализации роли,
3) игровое замещение предметов,
4) реальные отношения между играющими
детьми. Но эти компоненты характерны
для достаточно развитой ролевой игры.
25. Средний
возраст (30-35 - 60-65).
Хотя некоторые специалисты, изучающие
развитие чел., определяют средний возраст
как отдельный период жизненного цикла,
начинающийся примерно в конце третьего
десятилетия жизни и заканчивающийся
где-то в конце четвертого десятилетия,
другие ученые относят к среднему возрасту
период от 40 до 60 лет. Чтобы составить себе
более или менее полное представление
о чел. среднего возраста, лучше всего
охарактеризовать этот период жизни в
нескольких аспектах: возрастного развития,
физиолог., интеллектуальном, сексуальном,
социально-политическом и психол.
26. Цели в подростковом
возрасте. Реакции (эмансипации, оппозиции,
негативизма, гиперсексуальная, группирования,
идентификации).
Жизненная цель заключается
в том, что подросток четко знает, чего
хочет, что для него представляет наибольший
интерес и старается приложить все усилия
для ее достижения. А помогать ребенку
ставить перед собой какие-то определенные
цели в жизни и стараться добиваться их
нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили
этот период, то отчаиваться не нужно,
ведь начать никогда не поздно.
При установлении жизненной цели для ребенка роль
родителей очень существенна, и им придется
пожертвовать значительной частью своего
свободного времени. При установлении
целевой установки для подростка нельзя
полагаться на то, что он уже взрослый
и сам сможет решить свои проблемы. К примеру,
если подросток хочет заняться каким-либо
видом спорта, нужно не только помочь ему
с выбором и поступлением в спортивную
секцию, но и искренне радоваться вместе
с ним в достижении успеха или же поддерживать
в случае неудачи. Если увлечением вашего
ребенка стал компьютер, нужно помочь ему
разобраться в том, чего он хочет добиться в
этой сфере. Это касается всего, что бы
не заинтересовало вашего ребенка. Ваша
поддержка должна быть существенной и
не стоит жалеть свое драгоценное время
на это. В «переходном возрасте» у подростка
существует только два основных направления:
на разрушение или же на созидание. Оба
эти направления одинаково сильны. И именно
от внимательности и чуткости родителей
зависит то направление, которое выберет
их ребенок, и которое будет руководить
его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет
основой для формирования характера подростка
и его будущего мировоззрения.
Реакция эмансипации - отражает стремление подростка
к самостоятельности, освобождению из-под
опеки взрослых. При неблагоприятных средовых
условиях она может лежать в основе побегов
из дома и уходов из школы, аффективных
вспышек, направленных на родителей и
учителей, а также в основе отдельных асоциальных
поступков. При различных асинхрониях
созревания, в основном на почве церебральной
недостаточности, такие проявления могут
быть либо чрезмерными, либо, наоборот,
отсутствовать.
Реакция оппозиции - Может быть вызвана у ребенка
чрезмерными претензиями к нему, непосильной
для него нагрузкой — требованием отлично
учиться, проявлять успехи в каких-либо
занятиях (музыка и т.п.). Но чаще эта реакция
бывает следствием утраты или резкого
уменьшения внимания со стороны матери
или близких. У подростка ту же реакцию
может вызвать появление в семье отчима
или мачехи. Ребенок разными способами
пытается или вернуть прежнее внимание
к себе (например, представляясь больным),
или досадить “сопернику”, избавиться
от того, на кого внимание близких переключилось.Проявления
реакции оппозиции у подростков весьма
разнообразны — от прогулов и побегов
из дому до краж и попыток к самоубийству
— чаще всего, несерьезных и демонстративных.
При этом и прогулы, и побеги имеют целью
либо избавиться от трудностей, либо привлечь
к себе внимание. Убежав, подростки часто
держатся недалеко от дома, стараются
попасть на глаза знакомым или направляются
туда, где, надеются, их будут искать. С
той же целью, вернуть утраченное особое
внимание, подростками может использоваться
нарочитое бравирование употреблением
алкоголя, вызывающее поведение в общественных
местах и т.п. Все эти демонстрации языком
поступков как бы говорят родным: “Обратите
на меня внимание! Избавьте меня от выпавших
на мою долю трудностей — иначе я пропаду!”
Негативизм - проявление возрастной особенности
эмоционального отношенияк людям и общению с ними. Подросток
уже не ребенок, но он для окружающих еще
и не взрослый. Неуважение к нему, покушение
на его самостоятельность (*ты еще слишком
мал, чтобы высказывать свое мнение*) порождает
у подростка готовность отрицательно реагировать на
такого рода воздействия. Такая готовность проявляется у подростка на
фоне развития у него положительных качеств,
уровень которых предопределяет особенности
их эмоциональных реакций на те или иные
социальные ситуации. Аффективные вспышки,
грубость, агрессивность подростка вызываются конкретными
причинами: реальным положением в семье
и среди окружающих, несоответствием между
его притязаниями и отношением к нему
взрослых, проявлением к нему неуважения,
к его стремлению самоутвердиться. Н. более
заметен в средней фазе развития подростка
(12 лет), чем в конце подросткового возраста
(14—15 лет).