Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:53, шпаргалка
1.Задачи возрастной психологии. Предмет психологии, методы, факты психической жизни.
2. Кризис трёх лет. (Выготский)
3. Методы возрастной психологии.
Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. Многие 17-летние школьники ориентируются на продолжение своего образования. Выпускники школ, которые надеются получить высшее образование, делятся на тех, кто надеется на помощь родителей, скорее всего на платный вуз, вторые полагаются на свои силы. Для тех, кто переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Это ответственность перед собой и родителями за выбор, страх перед новой взрослой жизнью, страх перед возможными ошибками, неудачами поступления в вуз, у юношей — страх перед армией. Для юности характерны три варианта жизненного пути: обучение; поиски работы; для юношей — служба в армии. Вуз помогает получить определенную профессию, обеспечивает будущее и дает время убедиться в правильности выбора своей профессии. Работа дает материальную независимость. Сейчас многие студенты совмещают учебу с работой. При поступлении на работу нужно уметь правильно представить себя, чтобы тебя выбрали, но это сложно из-за недостатка опыта. Когда работа найдена, предстоят период адаптации на рабочем месте, приобретение знаний, умений, навыков, опыта. В армии страшат режим, беспрекословное подчинение старшим по званию. В наше время в армии существуют две важные проблемы: «горячие точки» и дедовщина. Бегство от общества — бегство в наркотики, религиозные секты и т.д..
30. Развитие
способностей в дошкольном
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Дошкольник включается в многообразные виды деятельности - игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.
К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
В дошкольном возрасте активно
развиваются специальные способности,
прежде всего художественные. Дошкольное
детство, как никакой другой возрастной
период, создает благоприятные условия
для их формирования. Дошкольник включен
во все многообразие художественных видов
деятельности. Он поет, танцует, лепит,
рисует. У ребенка дошкольного возраста
проявляются такие способности, как изобразительные,
декоративно-прикладные, включающие чувство
композиции, цвета, формы; музыкальные,
которые составляют мелодический и ритмический
слух, чувство лада; театрально- речевые,
в которые входят поэтический слух, выразительность
интонации и мимики. Любая специальная
способность включает основные составляющие:
определенный уровень развития познавательных
процессов, технических умений, а также
эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Причем последнее в художественных способностях
выступает на первый план.
Социальная ситуация
развития в данный период характеризуется
такими важнейшими событиями, как начало
трудовой профессиональной деятельности,
создание семьи и рождение детей.
Конечно, в современных условиях дети
и студенты начинают подрабатывать рано,
но профессиональная деятельность в большинстве
случаев связана с окончанием учения,
то есть в 23-25 лет. Это уже работа, которая
(по идее) обеспечивает экономическую независимость и
самостоятельную жизнь, отдельную от родителей.
И жениться (выйти замуж) можно в период
юности и молодости. Но семья как самостоятельная
ячейка общества, со своим укладом, с заботами
о детях и их обеспечении создается в период
после 23-25 лет. Верхнюю границу возраста можно
обозначить в 33-35 лет. Именно в этот период
работающего перестают считать молодым
специалистом, а в учебных заведениях
он теряет право учиться на дневном бюджетном
отделении, то есть объективно человек
попадает в другую возрастную категорию,
категорию зрелого возраста. Это период
реального осуществления жизненных планов
и стратегий, когда мечты, идеалы и принципы
становятся ориентиром в практической
деятельности, и, конечно, реальность вносит
серьезные поправки в идеалистические
настроения молодости. Период от 20 до 30
лет считается сензитивным
для познания себя в различных профессиональных
ситуациях. Общественное мнение склонно
считать, что в это время пора сделать
карьеру. К 30 годам уже определяются представления
о возможностях роста в данной профессиональной
сфере. И если эти представления негативны,
человек начинает думать о смене профессии,
а иногда - и всей стратегии жизни. Наблюдается
кризис перехода 30 лет, один из самых острых
кризисов развития. Психологическое его
содержание - переоценка пройденного пути
и возможностей дальнейшего развития,
потребность в ощутимых переменах. Это
период становления родительства со всей
ответственностью за жизнь и развитие
детей. Но кризис охватывает и семейные
отношения. Пик разводов приходится на
период после 6 лет совместной жизни, когда
возраст мужа 31, жены - 26 лет (Г. С. Абрамова,
1997). Признав свой выбор неудачным, супруги
в этом возрасте считают, что еще есть
время начать все снова и создать более
счастливую семью, поэтому легче решаются
на развод. Период от 25 до 30 лет - время расцвета физических
возможностей человека. Достигают
своего максимума физическая сила, выносливость,
восстановление функций органов после
болезней и травм. И этот высокий уровень
физических достижений практически сохраняется
до 40 лет. Снижение возможностей после
25 лет идет медленно и может быть значимым
только для спортсменов высокого ранга
(Г. Крайг). Мужчины этого возраста могут
«тянуть на себе» две-три работы, чтобы
обеспечить семью. Женщины - выдерживать
большие нагрузки, совмещая работу с обязанностями
по дому.
32. Психическая депривация и её последствия
Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:
1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;
2) потребность в основных условиях для действенного учения;
3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;
4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями
При определении депривации нередко проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Подобно тому, как возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать и в случае психического дефицита – дефицита любви, стимуляции, социальных контактов.
33. Социальная ситуация развития в средней взрослости
социальная ситуация развития» как критерий периодизации взрослости. Социальная ситуация развития понимается как целостная многоуровневая система отношений личности. Приведены результаты исследования связей между объективным, субъективным и рефлексивным уровнями социальной ситуации развития в период средней взрослости. Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, а такая ситуация в создании собственной семьи и воспитания детей. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих - главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей и т.д. Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлением к самостоятельности, независимости и отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять эту ответственность, есть ключевое переживание социальной ситуации развития данного периода.