Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 13:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1. Психодиагностика как специальная область профессиональной деятельности психолога. Область деятельности психолога психодиагноста.
Принцип ответственности, исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.
Принцип компетентности, знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.
Принцип профессиональной тайны, ограничение распространения психодиагностических методик.
Принцип обеспечения прав личности, каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования, испытуемый должен знать задачи исследования;
Принцип этической и юридической правомочности, использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.
Принцип объективности, беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.
Принцип
конфиденциальности,
Принцип благополучия испытуемого, испытуемый не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения.
Принцип позитивного эффекта, добиваться повышения настроения и снижения негативных особенностей поведения.
Принцип гражданственности, обеспечение эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.
Принцип кооперации, возможность обмена информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.
Принцип пропаганды, у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от исследования.
В своей работе психодиагност должен соблюдать правила:
1. Человека
нельзя подвергать
2. Перед
проведением психологического
3. Любой
человек, если это не
4. Результаты
психологического тестирования
предоставляются тестируемому
Требования
к психологам. Компетентности(знать
общие принцепы психодиагн., следить за
текущей лит- рой) Ответственности (обеспечить
точность диагноза)Преимуществ. Право
на получение методич. Материалов, Конфиденциальности(не
разглашать информ. Получен. От испытуемого)
Проф. Тайна(не передавать метод. Материалы)Отсутствие
категоричности при постан. Диагноза,
Объективности (не должно влиять личное
отношение)Соблюдение суверенных прав
личности.)
2. Этапы и проведение психодиагностического исследования
Этапы психодиагностического исследования.
Выделяют 3 этапа психодиагностического обследования:
Базовым этапом считается подготовительный этап, от него зависит организация исследования, адекватный выбор методик и корректность их использования.
При
определении объекта
Привлечение анамнестического метода на этапе подготовке к обследованию позволяет сделать более правильный выбор диагностического аппарата/указать на необходимость коррекции психодиагностического комплекса психодиагносту.
Основной этап предполагает непосредственное проведение психодиагностического обследования, в ходе которого развертывается процесс коммуникации, социально психологического взаимодействия психолога с обследуемым. Длительность этого этапа зависит от сложности и масштабности поставленной цели. Завершается основной этап первичным обобщение психологической информации.
Заключительный этап включает в себя описание и интерпретацию полученных материалов, сопоставление результатов с выдвинутыми в начале обследования гипотез. По завершению последнего этапа психолог-диагност составляет
Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:
Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
1. Формулировка
проблемы на основании
2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Схема психодиагностического процесса по Каминскому 1. Постановка проблемы. 2. Сбор анамнестических данных. 3. Тесты, экспериментальные беседы, наблюдение. 3. Оформление психодиагностического мнения. 4. Заключение. 5. Консультация.
В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы:
Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.
Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.
Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.
Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов.
3. Типология психодиагностических ситуаций и задач.
1. Ситуация клиента - это ситуация, при которой испытуемый является инициатором обследования и главным адресатом психодиагностической информации.
2. Ситуация экспертизы характеризуется прежде всего тем, что человек знает, что подвергается испытанию и старается его выдержать, осознанно контролируя свое поведение, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете для достижения своей цели. Выделяют несколько видов ситуаций данного типа: отбор, принудительное обследование, аттестация.
Кроме
вышеперечисленных различают
1. Специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения.
2. Психодиагностом для постановки психологического диагноза при осуществлении практических действий в отношении обследуемого специалистом другого профиля.
3. Психодиагностом для постановки психологического диагноза при осуществлении им самим коррекционного или профилактического воздействия.
4. Самим обследуемым в целях саморазвития или коррекции поведения.
5. Исследование интелекта.
Изначально существовало 2 понимания интеллекта: 1. Интеллект - природо-заложенное явление, можно проследить потенциал, такие методики замеряли уровень развития интеллекта (Методика Векслера, прогрессивные матрицы Равена, шкала Бине-Симона) 2.Интеллект – некая структура, в состав кот входит достаточное число взаимодействующих компонентов. Интеллект не монолитная субстанция, а изменяется в течение жизни под влиянием внешн и внутр факторов. Исследование показывало чем определяется интеллект в данный момент. Представленное направление определяло структуру развития интеллекта (Мет Амтхаэра, теория Гилфорда).
Методики по изучению уровня развития интеллекта обычно включают задания по определению уровня развития памяти, внимания, речи, использование логических операций обобщения, абстрагирование, классификация, навыки выполнения математич действий, ориентация в пространстве. Названым хар-ам присваиваются количественные оценки в итоге получается стандартизированный айкью 100+-16 норма.
Методики позволяют: 1.Вычеслить количественный показател интеллекта и сравнить его с нормой. 2. Определить направление коррекционной работы, поскольку показатели по субтестам выявляют слабые места. 3.Исползовать тестовые задания в качестве тренинговых. 4. Отслеживать индивидуальные особенности, влияющие на показатели интеллекта.
Методики направленные на изучение структуры развития интеллекта предпологают комплексное исследование основных психических процессов, личностных хар-к, особенностей межличн общения. Методики данного направления позволяют: 1. Определить степень влияния каждой составляющей на развитие интеллекта. 2. Выявить пути коррекции интеллекта через внутриличностные и средовые механизмы.
7,8,9,10,11. Заключение
Заключение – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом. 3аключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных. Стандартной формы и правил написания заключения не существует, оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога. Основное в подготовке заключения – его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика.
Заключение должно быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации по программам обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т. п.). В заключении должны быть показатели заметно низкие или высокие, а не близкие к средним. Основное содержание – это интерпретация и выводы, в отдельных случаях могут прилагаться протоколы обследования. Утверждения психолога должны отражать степень надежности каждого из приводимых фактов или выводов. Следует избегать специальной терминологии. Заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики.
Кратко структура: I. Психодиагностический стандарт
II. Содержание и особенности диагностируемого явления. 1)Сбор информации А)Объективные факты (Данные объективных методик, Свободные таблицы, Выделение высоких и низких показателей). Б) Эмпирические факты (Выявленые в ходе исследования, Доп. источники информации) 2)Интерпритация результатов А) Основное содержание. Б)Отличительные моменты и их объяснение с опорой на эмпирические факты.