Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика, шпоры 3к2с.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

III. Выводы и рекомендации.

Структура развернуто: 1. Психодиагностический стандарт или стандартная шапка. Сведения о цели исследования, о применяемых методиках, социологических данных респондента или группы респондентов. Обязательной считается информация о человеке, проводящем тестирование.

(8 билет)2. Содержание и особенности диагностируемого явления, исходя их результатов тестирования и эмпирических данных или интерпритация полученных результатов. Заключение должно отвечать цели исследования, поэтому психолог должен отобрать только то, что отвечает поставленной цели.

Два этапа: 1этап)Сбор информации. Здесь отслеживается объективные (результаты тестовых методик) и (9 билет) эмпирические факты (данные полученные в процессе проведения исследования и посредством дополнительных источников).   Могут быть отслежены следующие параметры:

-особенности общения индивида с экспериментатором, легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы, рассказывает что нибудь о себе.

-Особенности  мотивации, вызывают ли задания  интерес, реакция на успех,  оценка своих возможностей и  достижений.

-Динамические  характеристики деятельности, импульсивность  расторможенность, поспешность в выполнении заданий, медлительность.

-Особенности  внимания, отвлекаемость, колебания  внимания, показатели самоконтроля.

Хар-ки моторики, быстрота движений, координация, сила мышечного тонуса, точность движений.

-Речевые  особенности, трудности произношения, неверное употребление слов, оговорки, несформированность фраз.

-Способы  выполнения заданий, решения методом  проб и ошибок, применение логических  приемов, перенос найденных способов  на аналогичные задания.

(10 билет)2этап) Непосредственная интерпретация результатов. Напрямую связан с непосредственным изложением полученных данных и их объяснением. Сначала излогается общая хар-ка объективных данных, полученных в ходе исследования. Однако представление результатов происходит не изолированно (по каждой методике отдельно), а согласно структуре рассматриваемого явления, посколько факты, описывающие составляющий компонент могут содержаться в нескольких методиках тестовой батареи. Особое значение придается показателям выходящим за рамки нормы. В этом случае исследователь должен найти подтверждение объективной информации субъективными фактами. Далее психолог предполагает причины проявлений и обосновывает их.

(11 билет)3. Выводы и при необходимости рекомендации.Затем следуют выводы – основные моменты, отраженные в заключении по поводу характеристик исследуемого явления. Рекомендации касаются характеристик, выходящих за рамки нормы, и составляются в соответствии с причинами отклонений.

При написании рекомендаций следует исходить из того, на кого они  рассчитаны:

-Для учителей  и родителей: каким образом строить отношения и организовывать образовательный и воспитательный процесс индивида или класса. В этом следует избегать специальных психологических терминов, рекомендации точные и действенные.

-Для клиницистов  – строгое изложение фактов с количественной и качественной аргументацией. В этом случае используются проф терминология, и указываются лишь направления работы, а рекомендации как таковые не даются.

-Для руководителей  – исходя из цели исследования, выносится резюме относительно  того, готов ли респондент к определенному виду деятельности, соответствует ли занимаемой должности, наиболее эффективное местополежение индивида в иерархической лестнице.

-Для самого  респондента – отслеженные, особенно  неблагоприятные факты должны быть изложены в корректной, мягкой форме. Индивиду указываются слабые стороны, и предлагаются пути разрешения возникшей ситуации.

12. Тестовая батарея 

Тестовая  батарея – совокупность групп  тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Наиболее  известными и распространенными  в современной психологической  диагностике примерами тестовых батарей являются шкалы измерения  интеллекта Векслера, батарея тестов Общих способностей (ОАТБ), тест структуры интеллекта Амтхауэра (TSI). Составные методики с включением в них различных групп заданий, направленных на изучение вербальных и практических сторон общих способностей, довольно распространены среди тестов интеллекта.

Комплекс  заданий, включенных в тестовую батарею, в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика (см. валидность конструктная). Так, батарея тестов WISC (см. шкалы измерения интеллекта Векслера) включает задания на общую осведомленность, понимание, способность к установлению сходства и аналогий, визуальную комбинаторику и репродукцию, смысловой анализ последовательных событий, арифметические способности и навыки, изучение репродуктивной функции памяти и т. д. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной степенью полноты репрезентируют исследуемое комплексное качество (в данном примере – комплекс общих способностей).

Несмотря  на принадлежность к общей методике, некоторые субтесты тестовых батарей используются в отдельности для решения определенных узких диагностических задач. Часто отдельные субтесты тестовых батарей снабжаются собственными частными нормами и стандартами выполнения. Возможность их комбинирования в зависимости от ситуации обследования является специфической особенностью многих батарейных методик.

Для отдельных  многосубтестовых тестовых батарей  разработаны сокращенные варианты, состоящие из наиболее нагруженных  исследуемыми факторами субтестов, результаты которых тесно коррелируют с результатами полной батареи.

Невзирая  на относительную независимость  некоторых субтестов тестовой батареи, непременным условием разработки методики и оценки качеств теста в целом  является анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, валидности заданий теста не только с точки зрения состава задач отдельных субтестов, но и связи отдельных субтестов с общим результатом тестовой батареи. Процедура разработки и проверки диагностических качеств батарейных методик значительно усложняется по сравнению с единичными тестами.

14. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ  ОТНОШЕНИЙ. 

Г. Т. ХОМЕНТАУСКАС

Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения, имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди указанного разнообразия необходимо выделять ключевые доминанты, определяющие различные характеристики семьи. К таким основным характеристикам семьи относятся: совместимость, срабатываемость членов семьи, уровень развития межличностных отношений ее участников.

Перечисленные параметры семьи могут исследоваться  различными методами.

Диагностика эффективности психокоррекционной работы может быть осуществлена на основе субъективных и объективных  методик. Субъективные методики представлены отчетами испытуемых о проделанной работе: эссе, сочинения, беседы и т.д. Объективные методы - специально разработанные задания, предназначенные для диагностики определенных психологических качеств. Выбор диагностических методик должен быть основан на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность, надежность.

Для оценки эффективности психокоррекционной работы необходима диагностика межличностных  отношений, семейных отношений, самоотношения  и социально-ролевых отношений.

Диагностику следует проводить до и после проведения психокоррекционной работы. Сравнительный анализ позволяет выявить динамику значимых переменных.

Существуют  следующие виды и способы диагностики:

I. Диагностика самоотношения.

1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.

Личностный опросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследования детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Опросник  включает 80 утверждений, касающихся отношения  к своему «Я», а также тех или  иных обстоятельств и ситуаций, связанных  с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо «Нет».

2. Опросник самоотношения.

Личностный  опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к  себе. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений, включает 4 шкалы:

· Самоуважение - отражает аспекты самоотношения  к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степень веры в свои силы.

· Аутосимпатия - шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную  самооценку. На негативном полюсе - видение  в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.

· Самоинтерес - отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном  интересе для других.

· Ожидаемое  отношение от окружающих.

3. Шкала Я- концепции Теннесси.

Опросник, предназначенный  для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов, направленных на анализ Я - концепции и 10 пунктов шкалы  лжи. С его помощью можно выявить  глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.

4. Шкала самоуважения Розенберга.

Опросник  для подростков, выявляющий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений  и может применяться с целью  экспресс-диагностики самоотношения.

5. Тест двадцати утверждений на самоотношение.

Техника, основанная на использовании нестандартизованного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут  дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ проводится на основе следующих выделенных категорий: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.

6. Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер.

Испытуемому предлагается нарисовать человека. Важны  графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск  деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и  т.д.

II. Диагностика специфики межличностных отношений.

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика  предназначена для исследования представлений человека о себе и  идеальном «Я», а также для  изучения взаимоотношений в малых  группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

2. Методика «Q - сортировка» В. Стефансона.

Диагностика основных тенденций поведения в  реальной группе и представлений  о себе. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей - социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

3. Социометрический тест.

Исследует субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определённым сферам. На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённость группы и т.д.

4. Методики наблюдения и экспертной оценки. Ситуационный тест.

Методики  исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интерпретации, что впоследствии интерпретируется, исходя из определённых теоретических воззрений.

III. Диагностика семейных  отношений.

1. Методика незаконченных предложений.

2. Методика «Завершение истории».

3. Сочинение на тему «Зачем мне родители?»

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"