Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Дима.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

В качестве таких сигналов всегда выступают отдельные свойства предметов. Не только вибрация, но и цвет, запах, форма, звук и др. Действительно, надо прореагировать на рык хищника или его запах, потому что реагировать, находясь в его зубах, уже поздно.

Стадия перцептивной психики.

Отражение, при котором предмет отражается в целом, в совокупности его свойств и есть главный признак стадии перцептивной (воспринимающей) психики. Это отражение называется восприятием.

Данная стадия психического отражения присуща земноводным, пресмыкающимся, птицам, млекопитающим. Появление этого уровня связывается с переходом позвоночных к наземному образу жизни.

Пример стадии элементарной сенсорной психики. Два сомика, живущие в аквариуме, научились обходить марлевую перегородку на пути к пище. Поведение рыбок, таким образом, обусловливается двумя факторами: а) запах пищи (сигнал свойства предмета, на который направлена активность); б) преграда (условия, в которых дан предмет). Исследователи убирают перегородку. И что же? Рыбки продолжают совершать обходное движение. Лишь постепенно оно исчезает.

Теперь вообразим, что мы долгое время кормили млекопитающее животное так, что оно на пути к пище должно было обходить препятствие. Однажды препятствие ликвидируется. Будет оно по-прежнему совершать обходной путь? Определенно нет. Что стоит за этим различием в поведении животных?

У рыбок воздействие, вызывающее обходное движение (преграда), сливается с воздействием пищи (запахом). Пища и преграда не отражаются как разные «узлы» свойств, как разные предметы. Отражение действительности остается слитным. Что касается млекопитающего, то оно отражает каждый предмет (пища и преграда) отдельно, как разные «узлы» свойств. Вот и получается: если есть преграда на пути к пище, то ее надо обойти, если ее нет, то и обходить нечего.

Стадия интеллекта животных.

Некоторые животные поднимаются еще на одну ступень. Интеллектуальное поведение животных основывается на отражении связи между предметами в ситуации зрительного поля и имеет самые различные проявления.

Оказывается, приматы способны решать и более сложные задачи, например короткой палкой достать длинную и уже этой длинной приблизить к себе банан.

Представим себе вольер, внутри которого находится обезьяна шимпанзе. Между животным и сеткой лежит палка, по ту сторону сетки — привлекательный фрукт, например банан. Какова типичная картина поведения животного? Сначала обезьяна активно совершает всякие попытки достать банан с помощью передних конечностей. Безуспешно. Наконец уставшее животное прекращает свои действия, спокойно озирает ситуацию, вдруг берет палку, начинает с ее помощью приближать к себе плод и схватывает его.

Что же на этот раз отразило животное? Оно отразило отношение, связь между предметами в ситуации зрительного поля. Упоминание зрительного поля очень важно, ибо если бы палка была за спиной животного, оно бы никогда задачу не решило. Обезьяна остается рабом своего зрительного поля. Этот уровень отражения действительности получил название зачатки мышления. Эти зачатки и есть самое главное в том уровне психического развития, который называют интеллектом животных. Факт внезапного отражения указанной связи закреплен В. Келером в понятии «инсайт», которое он определил как внезапное переструктурирование зрительного поля в соответствии с проблемной ситуацией. Этот термин сегодня широко применяется в психологии мышления для обозначения всякого внезапного понимания отношений, вовсе необязательно связанных со зрительным полем.

Причиной появления рассматриваемой стадии считается переход к разнообразному рациону питания, вызвавший необходимость в тех масштабах обследовательской активности, которые несвойственны животным, находящимся на предыдущих стадиях психического развития. Рацион питания у диких шимпанзе включает в себя более 80 «блюд». Это фрукты, листья, семена, цветы, стебли, насекомые, мелкие животные и т.д.

 

 

 

 

Вопрос 3. Психологическая характеристика и функции сознания. Сознательное и бессознательное.

Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме

Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека

Структура общественного сознания - это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

Осознаваемое («Я») - всё то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить всё вокруг (логика, разум). Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования. Бессознательное («Оно») - совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов и т.п. Ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней сущностной стороны предметов, событий. Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни. Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины. Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находится в фокусе сознания. Эмоциональные процессы выражают состояние внутреннего мира человека, его отношение к объектам внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Разделяют эмоции позитивные (радость, восторг), негативные (горе, гнев, тревога, страх), а также состояние эмоционального безразличия (например, равнодушие). Воля - это обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность совершать действия, направленные на достижение цели, преодолевать препятствия, возникающие затруднения на пути к искомым целям. Воля как сила жизни. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию, жизненный опыт. Огромный познавательный потенциал несет в себе интуиция. Интуиция - это способность непосредственного постижения истины путем прямого её усмотрения чаще всего без соответствующего доказательства и практической проверки.

Функции сознания.

 Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. Третья функция - регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

 

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные процессы в душевной жизни человека.

«Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно.

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга. Оно обеспечивает деятельность человека путем формирования целей деятельности, определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т.д. В сознание человека входит также мир эмоций и чувств, где находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек. Будучи общественным продуктом, сознание присущего только человеку. Животные сознанием не обладают.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое определяется общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4. Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Виды деятельности и их характеристика.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность -- это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области общественного производства. Деятельность людей является объектом изучения не только психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, истории, различных производственных технологий. Для психологии категория деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и фундаментальное значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессионально-личностные особенности человека.           

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.

Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Основные виды деятельности: игра, учение и труд.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее -- тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра -- это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

Учение - выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"