Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:56, шпаргалка
Вопрос 1. Предмет и задачи психологии и педагогики. Методология и методы психологии педагогики.
1. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).
Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.
Посредством применяемых стимулов общество или организация формирует социальные мотивы деятельности человека и совершенствует производство, повышает эффективность труда. Для этих целей разрабатываются различные теории стимулирования труда, о которых речь пойдет дальше. Пока же выясним взаимосвязь между мотивами, стимулами и потребностями. Данную зависимость можно представить в виде схемы.
Потребность объективна, мотив – субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями.
Посредством разрабатываемых стимулов общество, предприятия и организации воздействуют на мотивы поведения людей. Под воздействием мотивов формируются потребности. Мотивы и потребности часто трудно различимы. Сложно бывает определить, что из них первично, а что вторично. Важно одно: вместе они побуждают к действию, заставляют человека искать пути и средства удовлетворения потребностей. Они вынуждают человека действовать: производить блага, заниматься торговлей, оказывать услуги и т.д. Результатом этих действий выступают семейный доход, доходы предприятий и общества, которые в последующем становятся стимулами мотивов человеческой деятельности.
Виды мотивации:
Внешняя мотивация
— мотивация, не связанная с
содержанием определенной
Например, школьник учится на пятёрки, так как за отличную учёбу родители подарят ему велосипед.
Внутренняя мотивация
— мотивация, связанная не с
внешними обстоятельствами, а с
самим содержанием
Например, школьник учится на пятёрки, так как ему нравится сам процесс обучения.
Типы мотиваций:
1) Индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
- голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.
2) Групповые
- забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.
3) Познавательные
- исследовательское поведение, игровая деятельность.
Целью называется конечный результат какого-либо действия, входящего в состав деятельности, направленной на удовлетворение определенной потребности. В деятельности всегда имеется несколько действий, и каждое такое действие имеет самостоятельную цель. Для того чтобы выполнять деятельность на сознательной основе, человек должен не только знать цель каждого совершаемого им действия, но и понимать, какую роль каждое действие играет в выполнении всей деятельности в целом. Между мотивом деятельности и целью действия имеется и другое различие. Мотив деятельности обычно предшествует ей, и деятельность начинается с определения ее мотива. Цель действия — это его конечный результат. Действие завершается достижением своей цели. Эта цель становится определенной тогда, когда она уже достигнута, в то время как мотив деятельности может быть определен заранее независимо от того, будет или не будет выполнена соответствующая ему деятельность.
Интересом называется мотив познавательного характера. Это значит, что, имея интерес к чему-либо, человек стремится получить знания о соответствующем объекте. Однако есть иное определение интереса — как некоторого рода эмоционального влечения одного человека к другому человеку. Именно в этом, последнем смысле используется термин «интерес» в следующем словосочетании: «молодой человек проявил особый интерес к этой девушке».
Из всей совокупности видов целей наиболее широко используемые понятия такие, как:
Миссия - это создаваемое у окружающих представление об организации, ее философии, предназначении, социальной ответственности перед обществом и своим персоналом, предпочтениях, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определять позиции и интересы в отношении социальных групп.
Общие цели, Специфические цели (локальные), Стратегические цели, Тактические цели, Текущие цели (краткосрочные), Оперативные цели.
Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.
Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ее ценностными ориентациями. Содержание потребностей в форме убеждений образует упорядоченную систему взглядов и представляет собой мировоззрение человека, являясь регулятором его сознания и поведения. Убеждения личности выражаются в ее субъективном отношении к собственным поступкам; они связаны с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется. Убеждения основываются на знаниях прежде всего мировоззренческого характера, которые, будучи тесно переплетенными с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют установки личности.
Идеалы — чувственные и умозрительные образы, а также способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации человека. Идеалы являются активным началом жизнедеятельности человека. Идеалом называют образ желаемой конечной цели, которым личность руководствуется на данный момент и который играет важнейшую роль в процессе существования ее деятельности и совершения действий. Среди базовых ценностей особую роль сыграют именно те, которые приобретут характер идеала. Идеал необходимо рассматривать в качестве доминирующего мотива деятельности и отношений личности.
Вопрос 9. Самосознание как высший уровень развития сознания человека. Самооценка и уровень притязаний личности в структуре самосознания.
Существенной особенностью сознания человека является самосознание.
Осознавая предметы
своей деятельности и свои
отношения к другим людям, человек
начинает осознавать самого
Содержанием самосознания
является осознание человеком
своих физических и
Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.
Самосознание — целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.
Человек направляет
и регулирует свою
Самосознание —
социально обусловленная
Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.
Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.
В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедея-тельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.
При явно завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей;
- игнорирует личные неудачи
ради поддержания своего
- истолковывает свои слабые
стороны как сильные, выдавая
обычные агрессивность и
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
- экстернален, свой неуспех
связывает с внешними
- к критической оценке
себя со стороны других относит
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний,
превышающий его реальные
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто
независимо, что воспринимается
окружающими как высокомерие
и пренебрежительность (отсюда -скрытое
или явное негативное
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.
При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в
поддержке и одобрении
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой,
раздражает окружающих
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки
определяется соотношением
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.
Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.
Вопрос 10. Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний и чувств, их характеристика.
Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к познаваемым предметам и явлениям- с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это, возможно, прежде всего, благодаря эмоциям (от лат. emoveo – потрясаю, волную)- специфической форме психического отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или неприятного. В основе эмоций лежит сложная деятельность, подкорки и вегетативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональными изменениями организма - работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, желез внутренней секреции. Посредством эмоции человек узнаёт, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки переживания человека. Таким образом, эмоции, выполняют сигнальную функцию. Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функции эмоции. Выделяют так же коммуникативную функцию эмоции. Внешнее проявление эмоций в мимике, пантомимике позволяет информировать других людей о своем отношение к предметам и явлениям действительности. Высшим уровнем развития эмоций, характеризующим устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значимость, являются чувства. Чувства связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщённом (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).