Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология и педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)
tyle="text-align:justify">Характер имеет социальную природу, то есть зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

 

30.     Способности, одаренность и талант. Их взаимосвязь и различия.

Способности – такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура каждой способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательный, общие и специальные.

Высшая ступень развития способностей – талант (сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность).

Талант – совокупность способностей и их сочетание. Отдельно взятая способность не может быть аналогом таланта.

В результате одаренности людей, удалось выявить некоторые важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.

1-я особенность одаренной личности – внимательность, собранность, готовность к напряженной работе.

2-я – готовность к труду перерастает к склонности к труду, в потребность трудиться.

3-я – быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Способности не являются врожденными,  а формируются и приобретаются в жизни и деятельности. Но психология не отрицает врожденных потребностей, которые заключены с рождения в задатках мозга. Эти способности носят название  задатки.

Важным фактором в развитии способностей являются специальные интересы – содержание определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности.

 

31.     Понятие о личности. Личность, индивид, индивидуальность.

Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность  - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций личности.

1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Критерии определения личности:

это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития

способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого

способность сознательно управлять собственным поведением

способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами

способность к самосовершенству.

 

32.     Психологическая сущность самосознания личности. «Я концепция».

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов выступает для самого себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним связанное.

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я».

Самосознание личности начинается в подростковом возрасте, когда усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими.

Образ «Я» включает три компонента:

- когнитивный метод: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

- эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение.

- поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатию, повысить свой статус, скрыть свои недостатки и т.д.

«Образ Я» не статистическое, а динамическое образование личности индивида.

«Образ Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания.

«Образ Я» - представление субъекта, каким он должен стать, чтобы быть успешным.

«Образ Я» - представление субъекта каким бы он был если бы это было возможно.

 

33.     Понятие общения. Основные функции общения (перцептивная, коммуникативаня, интерактивная).

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе общения выделяют три функции:

- Коммуникативная – в этом процессе происходит движение информации, а также обмен этой информацией.

Обмен информации предполагает воздействие на партнера.

В данном процеесе обмен информацией возможет только тогда когда оба участника имеют одинаковую кодировку.

Различат 2 вида коммуникаций – вербальная и невербальная. Каждая из них образует свою знаковую систему .

Носители информации – позы, жесты, интонации, облик человека.

- интерактивная – характеристика компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. На данном уровне общение происходит как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей взаимовлияния людей.

- перцептивная – взаимовосприятие. Соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга – условие для исходного общения. В некоторых ситуациях может возникнуть конфликт, то есть предметно-деловые разногласия и личностные интересы. Также причиной конфликта могут быть смысловые барьеры в общении (несовпадение смыслов высказанного требования , просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания.

Немаловажное место в общении занимает психологическое воздействие – проникновение одной личности в психику другой личности.

Особая форма общения дружба – устойчивая система взаимоотношений и взаимодействия общающихся, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом.

 

34.     Вербальное и невербальное общение.

Вербальное и невербальное общение – виды обмена информацией.

Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь – деятельность общения посредством языка. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку.

Виды речи:

1.        Внешняя – бывает устной(слышимая речь, которая кем-то произносится) или письменной (использование письменных знаков);

2.        Внутренняя – мысленное проговаривание речи про себя.

Невербальная коммуникация – система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапазон, тональность, плач, смех, темп речи.

 

35.     Малые группы. Межличностные отношения.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Человек формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутри групповых отношений.

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности, и в этом его основное психологическое отличие от других групп.

В результате психологических исследований был выявлен феномен – коллективистическая идентификация (феномен межличностных связей, который предполагает такую мотивами отношений к товарищу как члену коллектива, когда субъект, исходя из нравственных принципов, относится к другим как к самому себе.

Коллективистическая интеграция предполагает отказ от эгоистического потребительского отношения к окружающим.

Норма коллективистических отношений – гуманность, забота о товарище, как и требовательность к нему.

Референтная группа – группа, чем-то привлекающая человека, норм и ценностей которой он придерживается или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал. У каждого человека есть своя референтная группа, с требованиями которой он считается, на мнение которой он ориентируется. Как правило это не одна группа, а их совокупность.

Индивид, набравший максимальное количество выборов референтометрии, выступает как лидер данной группы.

Лидер – личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Будучи авторитетной личностью, лидер играет центральную роль в организации совместной деятельности  и регулировании взаимоотношений в группе.

Также лидер это наиболее референтное лицо для группы в отношении совместной деятельности, некий общий средний член межличностных отношений, оказывающий влияние на эффективность ее деятельности.

 

36.     Предмет педагогики и ее роль в общественной жизни.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как "детоводитель". Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение. Основными функциями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осуждённых.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

- описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"