Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология и педагогика".
- Наблюдение возникает в 2-х формах: самонаблюдение, интроспекия (внешнее). Требование метода наблюдения – наличие четкой целевой установки. Используется когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение людей.
- Экспериментальный метод – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
2) экспериментатор может изменять условия, при которых проходит явление;
3) имеется возможность неоднократно воспроизводить результаты;
4) в результате можно использовать допускающую математическую формулировку количественные закономерности.
- Психодиагностические методы – описывает различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам (психологический различия по возрасту, полу, образованию, культуре и т.д.).
К видам психодиагностического метода относятся: тесты, интервью, анкетирование, методы беседы, изучение продуктов деятельности.
Метод психологической коррекции – набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей.
Состоит из:
Аутотренинг – средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления человека в экстремальных условиях.
Групповой тренинг – формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции.
Социально-психологический тренинг: метод групповой дискуссии (анализ конкретных ситуаций и групповой самоанализ), игры (метод ролевых игр).
Методы обработки данных – количественный метод (математическая статистика, обработка данных на ЭВМ), качесвенный (дифференциация материала по группам, анализ).
11. Ощущение как первичная форма отражения действительности.
Ощущение – отражение отдельного чувственного качества и недифференцированные неопредмеченные впечатления от окружающего.
Ощущения – источник знаний о мире.
Группы ощущений:
1. Интероцептивные – состояние внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.
2. Проприоцептивные – сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека;
3. Экстерорецептивные ощущения – доводят до человека информацию из внешнего мира, связывают человека с внешней средой:
Контактные ощущения(непосредственно приложенные к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа);
Дистантные (вызываются на некотором расстоянии).
Свойства ощущений:
Качество – особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.
Интенсивность ощущения – определяется силой раздражителя на рецепторы.
Длительность – определяется временем действия раздражителя на рецепторы.
12. Восприятие – его свойства и закономерности.
Восприятие - наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Свойства восприятия:
Предметность – отнесение сведений получаемых из внешнего мира к этому миру..
Целостность – образ складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Константность – относительное постоянство предметов при изменении его условий.
Осмысленность – сознательное восприятие предмета, то есть мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове.
Восприятие зависит от раздражения и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности наз. апперцепцией.
В основе восприятия лежат условные рефлексы, нервные связи.
В основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.
13. Виды внимания.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровней сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Виды внимания:
- непроизвольное – возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает в этих случаях человека сама по себе, увлекательностью, занимательностью, неожиданностью.
- произвольное – управляется сознательной целью. Связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий. Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов.
Свойства внимания:
1. устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту;
2. концентрация – степень сосредоточенности;
3. распределение – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
4. объем – возможность одновременно воспринимать несколько объектов независимых друг от друга.
5. отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
6. растерянность – неспособность человека сосредоточиться на чем либо одном в течении длительного времени.
14. Виды памяти и виды запоминания.
Память – запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Виды памяти:
1) по характеру психической активности:
- двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.
- эмоциональная память – память на чувства.
- образная память – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи и вкусы.
- словесно-логическая память – мысли и язык.
2) по характеру целей деятельности:
- непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-либо запомнить;
- произвольная память – целенаправленный процесс запоминания.
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала:
- кратковременная память – очень краткое сохранение памяти;
- долговременная память – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения;
- оперативная память – процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Виды запоминания:
- непреднамеренное запоминание – запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов.
- преднамеренное запоминание – человек ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено, и использует для этого приемы запоминания.
- механическое запоминание – предметы, события, образы, движения запоминаются в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований.
- осмысленное запоминание – понимание внутренних логических связей между частями материала.
15. Мышление как психологический феномен.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление соотносит данные ощущения и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в связях и отношениях.. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления – этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Таким образом, мышление – движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.
16. Виды мышления.
Логическое мышление – человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные задачи.
Операции с помощью которых человек осуществляет мыслительную деятельность:
Анализ – мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Сравнение – установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Абстракция – субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.
Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному и с целью раскрытия содержания.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Предметно – действенное мышление – задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов.
Наглядно-образное мышление - оперирование образов. Этот вид позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы.
Словесно – логическое мышление - функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Благодаря данному виду мышления человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
17. Воображение и творчество.
Воображение, как основа всякой творческой деятельности, проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и технической творчество. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Виды воображения:
-пассивное воображение – бывает: преднамеренное (создает образы, не связанные с волей – грезы), непреднамеренное (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, сне и т.д.).
- активное – бывает: воссоздающим (создание образов, соответствующих описанию) и творческим (создание нового оригинального образа, идеи).
18. Роль фантазии в развитии личности.
1) представление действительности в образах для использования их при решении творческих задач.
2) Регулирование эмоционального состояния.
3) Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.
4) Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме.
5) Планирование и программирование деятельности.
С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма.
19. Формы переживания чувств.
Чувства – переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранение или устранению.
Эмоция – непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства (наслаждение, восхищение).
Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Причины страсти могут быть разные. Они могут определяться осознанными убеждениями (страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений, могут быть патологическими.
Особую форму переживаний представляют собой высшие чувства. Они подразделяются:
Нравственные чувства – переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве.