Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
51 билет. Феномены мышления. Виды и свойства мышления
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной
деятельности индивида, характеризующийся
обобщенным и опосредованным отражением
действительности. Отталкиваясь от ощущений
и восприятий, мышление, выходя за приделы
чувственного данного опыта, расширяет
границы познания в силу своего характера,
позволяющего посредством умозаключения
раскрыть то, что непосредственно восприятием
не дано. Наиболее развитой формой мышления
считается словесно-логическое
Теоретическое образное
мышление отличается от понятийного тем,
что материалом для решения задачи являются
не понятия, суждения или умозаключения,
а образы. Они или непосредственно извлекаются
из долговременной памяти, или творчески
воссоздаются воображением. Таким видом
мышления оперируют люди творческих специальностей.
В ходе решения мыслительных задач соответствующие
образы мысленно преобразуются, и в результате
манипуляций образами происходит решение
поставленной задачи. Следует отметить,
что все виды мышления тесно взаимосвязаны
между собой. Приступая к какому-либо практическому
действию, мы уже имеем в сознании тот
образ, который предстоит еще достигнуть.
Отдельные виды мышления постоянно взаимно
переходят друг в друга. Так, практически
невозможно разделить наглядно-образное
и словесно-логическое мышление, когда
содержание задачи составляют схемы и
графики. Поэтому, пытаясь определить
вид мышления, следует помнить, что этот
процесс всегда относительный и условный.
Человеческому мышлению присуще предвидение. Предвидение -
это опережающее отражение, которое проявляется
в форме мыслительного эксперимента (любой
акт творческой деятельности). Мысленный
эксперимент ведется методом проб и ошибок,
который не является сам по себе примитивным,
ведь в любой идее могут быть ошибки. 4. Целенаправленность мышления
52 билет. Формирование
команды
Команда в менеджменте
(Маленков) – специально созданная группа
людей, объединяющая менеджеров, специалистов
и исполнителей различных подразделений
компании (включая при необходимости ведения
по контрактам и сторонних специалистов)
для срочного решения сложных системных
проблем развития, затрагивающих самые
разные аспекты её деятельности в том
числе различные проекты, выходящие за
рамки отдельного подразделения. Команды
создаются для решения не текущих производственных
проблем, а для проблем носящих многоцелевой
и межфункциональный характер, а так же
для критических ситуаций. Главное назначение
команды: интеграция внутренних
интеллектуальных организационных и других
ресурсов, использование внутренних резервов,
которые другими административными методами
не вовлечь в управление. Для создания
каждой команды необходимые условия:-
конкретность и общность комплекса целей-
ограниченное количество участников-
сильные индивидуальные и групповые стимулы.
При формировании команды главная задача:
эффективно решить проблему. Для этого
часто вводят сотрудников с противоположными
личностными характеристиками. Компетентность
и квалификация которых необходимы для
решения проблем.
53 билет. Функции общения
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.и1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. 2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением со взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы. Общаясь со взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира. 3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У. Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». 4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений – от интимно-личностных до сугубо деловых – для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения. 5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
54 билет. Этапы развития психологии
I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Конкретного раскрытия содержания и функций души не было. Не существовало и методов исследования души.
II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук). Психология в этот период развивалась в рамках философии. Завершается он появлением первой психологической школы (ассоцианизм) и определением собственно психологической терминологии, отличной от философской.
III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Предметом психологии стали познавательные процессы. Поведение, эмоции, личность и ее развитие не вошли в предмет. Такое ограничение на первых порах имело и положительное значение, т.к. давало психологии возможность избавиться от сакральности, стать экспериментальной наукой. Это позволило ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет от предмета философии.
IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии. На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним. Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики. Этап характеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.