Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ .docx

— 117.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

18 билет. Общение и деятельность

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, люди, занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно не возможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью. С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо устной форме. Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.

 

19 билет. Определение и содержание общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Барьеры общения: избегание, авторитет, непонимание

 

20 билет. Определение памяти. Основные мнемические процессы, их свойства

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. 1.Запоминание- процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания –заучивания.(произвольное запоминание и непроизвольное.) 2.Сохранение– это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала. 3.Воспроизведение- актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось). 4.Забывание– процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях – даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

 

 

21 билет. Организаторские качества руководителя

Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства. В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

1. Организационная  проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого:
  • практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
  • психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
  • требовательность, способность добиваться  решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
  • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность. Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе; чувством понимания ситуации: творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу: нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи; готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям; стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха; эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей; ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах; способностью работать в коллективе и с коллективом; умением предвидеть результат; конструктивность в разрешении конфликтных проблем; предоставление работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей; создание атмосферы конкуренции, соревнования.

 

22 билет. Проблема врождённого и приобретённого в психологии

Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов восприятия, как: - конфигурация, - константность, - предметность. Три класса экспериментов: 1) на новорожденных (или выращенных в особых условиях) животных 2) на новорожденных детях 3) исследование особых клинических случаев (прозревшие слепые) Эксперименты на конфигурацию: Восприятие формы: 1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой формы 2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон хорошего продолжения работает) 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из различных конфигураций фигур. Восприятие пространства: 1 - цыплятам надевали искажающие линзы. 2 - новорожденные (1 неделя) воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта -> комплекс оборонительных реакций. 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда они определяли неточно. Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных свойств еще не достаточно точно). Эксперименты на константность. 1 - на крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась. 2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной 30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии 3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен константности восприятия размера. 3 - по прозревшим данных нет. Вывод: по феномену константности информация противоречивая. Эксперименты на предметность. 1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали, что все животные предпочитают не пересекать обрыв. 2 - на детях 6 недель наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели - предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до аморфного - дотронуться). Общие выводы: несмотря на многочисленные эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к быстрому научению). Научение в восприятии. Основная проблема, касающаяся научения в восприятии, состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения? Многие теории сходились в том, что опыт влияет на восприятие, следы прошлого участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы учимся правильно воспринимать в опыте.

 

23 билет. Основания типологии индивидуальности. Выделение психологических типов

Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. 3 базовых принципа (стратегии) построения типологии индивидуальности. 1.Эмпирическая(опытная, клиническая) – обобщение произвольным образом личного опыта исследователей . 2.Конституциональная– соотношение особенности поведения людей с какими-то индивидными (наследственными) свойствами (телосложение, пол, деятельность полушарий). 3.Стратегия взаимодействия(средовая) – акцент на условиях среды; свойства личности, характер формируются в ходе взаимодействия со средой. 4.Строение тела и характер. Типология Э. Кречмера построила теорию основных типов телесной конституции. Он выделяет в итоге четыре типа: 1.Лептосоматик(астеник): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, тонкий нос. 2.Пикник(толстый): тучность, средний или малый рост, большой живот, круглая голова. 3.Атлетик(борьба, схватка): крепкое телосложение, высокий или средний рост, выпуклая лицевая кость. 4.Диспластик (плохосформированный): бесформенный или с отклонениями. Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам: 1)экстраверсия — интроверсия; 
Экстраверт заряжается энергией от людей и действий. Интроверт черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем-внутреннем мире, малообщителен. 2)рациональный — иррациональный;(среди рациональных типов Юнг выделил интеллектуальный и эмоциональный, а среди иррациональных - интуитивный и сенсорный). 3)мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик); Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа главное — выражение оношения к событию, оценка события, «принятие или неприятие события».4) ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит).

 

24 билет. Основные модели психологической структуры личности

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.  В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента. Структура личности по Платонову. К. Он положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни: Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности. В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности. Структура личности по Фрейду. З. Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа. По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики. Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно, которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти). К бессознательному также относится Сверх-Я, которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам. Структура личности по Рубинштейну. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

25 билет. Основные положения гештальтпсихологии восприятия

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и

просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда 

большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности,

поставленной Австрийской  школой. К этому направлению принадлежат  прежде всего М.

Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии: 1)Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. 2)Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе. 3)Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. 4)Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. 5)Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое. 6)Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений. В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального

исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и внесли такие понятия, как проблемная

ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в

„продуктивном мышлении“  животных и человека трактовалось как  результат образования „хороших

гештальтов“ в психологическом  поле.

 

26 билет. Восприятие как процесс категоризации (Дж. Брунер)

Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта, т.е. одна из главных характеристик восприятия совпадает с характеристикой познавательного процесса вообще. Свойства восприятия: 1.Восприятие – это процесс принятия решения. Решить подобную задачу может как наблюдатель сам, так и его ЦНС (бессознательно – связь с Гельмгольцем). 2.Этот процесс основан на использовании отличительных признаков. 3.Процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Стадии: первичное выделение объекта из потока внешней стимуляции → поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий («поиск по каталогу») →предварительная категоризация → поиск подтверждающих признаков → окончательная категоризация с резким сокращением поиска признаков. 4.Категория – набор правил, по которым можно объединять явления.5. Категории различаются по степени готовности. Готовность полезна, т.к. она минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех в получении объектов. 6. «Истинность» восприятия – правильное отнесение объектов к категориям. 7.При неоптимальных условиях восприятие истинно в той мере, в которой готовность систем категорий отражает вероятность события. Стадии категоризации. 1) Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками (Что это: объект? звук? движение?).

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"