Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:19, шпаргалка
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Вывод о наличии в
ЦНС модели собственного тела был
впервые сделан на основе клинических
наблюдений фантома ампутированных,
известного с глубокой древности. Человек,
утративший конечность, в течение
длительного времени
Итак, нейронная модель
тела, механизмы построения систем
отсчета, набор базисных моторных автоматизмов
и алгоритмов их согласования составляют
основу, на которой формируется внутреннее
представление о собственном
теле и окружающем пространстве. Система
внутреннего представления
34. Специфические виды памяти.
Научение может быть
рассмотрено как
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Описание энграммы может быть выполнено как минимум по трем параметрам: динамике развития процессов, приводящих к становлению следа; параметру состояния энграммы, характеризующему ее готовность к воспроизведению; по устройству энграммы, характеризующему механизмы, которые лежат в основе ее создания. Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трех направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратковременного и долговременного хранения; второе, исключая временной компонент создания энграммы, оценивает степень ее готовности к воспроизведению; третье, анализируя нейронные и молекулярные механизмы памяти, может опираться как на принцип временной организации, так и на концепцию состояния энграммы.
В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились более сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.
Модально-специфические виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление — эйдетизм — выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развития модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.
Образная память. Запечатление
и воспроизведение картин окружающего
мира связаны с синтезом модально-специфических
впечатлений. В этом случае фиксируются
сложные образы, объединяющие зрительные,
слуховые и другие модально-специфические
сигналы. Такую память называют образной.
Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает
длительное хранение следа.
По некоторым представлениям, ее морфологической
основой служат сложные нейрональные
сети, включающие взаимосвязанные нейронные
звенья, расположенные в разных отделах
мозга. Поэтому выпадение какого-либо
одного звена или нескольких звеньев образной
памяти не способно разрушить всю ее структуру.
Это дает образной памяти большие преимущества
как в эффективности процессов усвоения
и хранения, так и в объеме и прочности
фиксации информации. Вероятно, что с подобными
особенностями образной памяти связаны
внезапные, нередко безо всяких усилий
припоминания забытого материала.
Помимо этого иногда выделяют также эмоциональную
и словесно-логическую память.
Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.
Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.
35. Механизмы запечатления.
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы.
Опыты К. Лешли. Пионер в области исследования
памяти Карл Лешли пытался с помощью
хирургического вмешательства в мозг
дать ответ о пространственном расположении
памяти, по аналогии с речевыми, моторными
или сенсорными зонами. Лешли обучал разных
животных решать определенную задачу.
Потом он удалял у этого животного один
за другим различные участки коры — в
поисках места расположения следов памяти
— энграмм. Однако, независимо от того,
какое количество корковой ткани было
удалено, найти то специфическое место,
где хранятся следы памяти (энграммы) Лешли
не удалось. Свою классическую статью
он закончил выводом о том, что память
одновременно находится в мозгу везде
и нигде.
Впоследствии этим фактам было найдено
объяснение. Оказалось, что в процессах
памяти участвуют не только кора, но многие
подкорковые образования и, кроме того,
следы памяти широко представлены в коре
и при этом многократно дублируются.
Этапы формирования энграмм. По современным
представлениям, фиксация следа в памяти
осуществляется в три этапа.
Вначале, в иконической памяти на
основе деятельности анализаторов возникают
сенсорный след (зрительный, слуховой,
тактильный и т. п.). Эти следы составляют
содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация
направляется в высшие отделы головного
мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе
и лимбической системе происходит анализ,
сортировка и переработка сигналов, с
целью выделения из них новой для организма
информации. Есть данные, что гиппокамп
в совокупности с медиальной
частью височной доли играет особую роль
в процессе закрепления (консолидации)
следов памяти. Речь идет о тех изменениях,
которые происходят в нервной ткани при
образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому,
выполняет роль селективного входного
фильтра. Он классифицирует все сигналы
и отбрасывает случайные, способствуя
оптимальной организации сенсорных следов
в долговременной памяти. Он также участвует
в извлечении следов из долговременной
памяти под влиянием мотивационного возбуждения.
Роль височной области предположительно
состоит в том, что она устанавливает связь
с местами хранения следов памяти в других
отделах мозга, в первую очередь, в коре
больших полушарий. Другими словами, она
отвечает за реорганизацию нервных сетей
в процессе усвоения новых знаний; когда
реорганизация закончена, височная область
в дальнейшем процессе хранения участия
не принимает.
На третьем этапе следовые процессы
переходят в устойчивые структуры долговременной
памяти. Перевод информации из кратковременной
памяти в долговременную по некоторым
предположениям может происходить как
во время бодрствования, так и во сне.
Системы регуляции памяти. Важным
параметром классификации памяти является
уровень управления, или регуляции, мнестических
процессов. По этому признаку выделяют непроизвольную
и произвольную память. В первом случае
запоминание и воспроизведение происходит
без усилий, во втором — в результате осознанной
мнестической деятельности. Очевидно,
что эти процессы имеют разное мозговое
обеспечение.
В целом система управления и регуляции
памяти в головном мозге включает неспецифические
и специфические компоненты. При этом
выделяются два уровня регуляции: 1) неспецифический
(общемозговой) — сюда относят ретикулярную
формацию, гипоталамус, неспецифический
таламус, гиппокамп и лобную кору; 2) модально-специфический
(локальный), связанный с деятельностью
анализаторных систем.
По современным представлениям, неспецифический
уровень регуляции участвует в обеспечении
практически всех видов памяти. Из клиники
очаговых поражений мозга известно, что
существуют так называемые модально-неспецифические
расстройства памяти, когда ослабление
или утрата функций памяти не зависит
от характера стимула. Они возникают при
поражении глубоких структур мозга: ретикулярной
формации ствола, диэнцефальной области,
лимбической системы, гиппокампа. В случае
поражения гиппокампа возникает известное
заболевание — корсаковский синдром,
при котором больной при сравнительной
сохранности следов долговременной памяти
утрачивает память на текущие события.
Установлено также, что при активации
ретикулярной формации формирование энграмм
происходит эффективнее, а при снижении
уровня активации, напротив, ухудшается
как непроизвольное, так и произвольное
запоминание любого нового материала,
независимо от его сложности и эмоциональной
значимости. Наряду с этим улучшение кратковременной
памяти (увеличение объема при предъявлении
информации в быстром темпе) может наблюдаться
при электрической стимуляции таламокортикальной
системы. В то же время при разрушении
ряда областей таламуса возникают затруднения
в усвоении новой информации или сохранении
заученной ранее.
В обеспечении произвольного запоминания,
или мнестической деятельности, ведущую
роль играют лобные доли коры, особенно
левой лобной доли.
Модально-
Из сказанного следует, что система регуляции
памяти имеет иерархическое строение,
и полное обеспечение функций и процессов
памяти возможно лишь при условии функционировании
всех ее звеньев. Память следует понимать
как системное (эмерджентное) свойство
всего мозга и даже целого организма. Поэтому
уровень, на котором возможно понимание
памяти, — это уровень живой системы в
целом (см. Хрестомат. 7.2).
36. Теории физиологических основ памяти.
В современной нейробиологии и психофизиологии существует целый ряд теорий и моделей, объясняющих разные стороны функционирования памяти.
Теория Д. Хебба. Первые исследования
физиологических основ памяти связаны
с именем Д. Хебба. В 40-е гг. он ввел понятия
кратковременной и долговременной памяти
и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую
природу. По Хеббу, кратковременная память — это процесс,
обусловленный повторным возбуждением
импульсной активности в замкнутых цепях
нейронов, не сопровождающийся морфологическими
изменениями. Долговременная память, напротив,
базируется на структурных изменениях,
возникающих в результате модификации
межклеточных контактов — синапсов. Хебб
полагал, что эти структурные изменения
связаны с повторной активацией (по его
определению — "повторяющейся реверберацией
возбуждения") замкнутых нейронных
цепей, например, путей от коры к таламусу
или гиппокампу и обратно к коре.
Повторное возбуждение нейронов, образующих
такую цепь, приводит к тому, что в них
возникают долговременные изменения,
связанные с ростом синаптических соединений
и увеличением площади их контакта между
пресинаптическим аксоном
и постсинаптической клеточной мембраной.
После установления таких связей эти нейроны
образуют клеточный ансамбль,
и любое возбуждение хотя бы одного относящегося
к нему нейрона, приводит в возбуждение
весь ансамбль. Это и есть нейрональный
механизм хранения и извлечения информации
из памяти. Непосредственно же основные
структурные изменения, согласно Хеббу,
происходят в синапсах в результате процессов
их роста или метаболических изменений,
усиливающих воздействие каждого нейрона
на следующий нейрон.
Достоинство этой теории в том, что она
толкует память не как статическую запись
или продукт изменений в одной или нескольких
нервных клетках, а как процесс взаимодействия
многих нейронов на основе соответствующих
структурных изменений.
Современные подходы к изучению физиологических
механизмов памяти в значительной степени
связаны с развитием изложенных выше идей
Д. Хебба.
Синаптическая теория. Свое название
эта теория получила из-за того, что главное
внимание в ней уделяется роли синапса
в фиксации следа памяти. Она утверждает,
что при прохождении импульса через определенную
группу нейронов возникают стойкие изменения
синаптической проводимости в пределах
определенного нейронного ансамбля.
Один из наиболее авторитетных исследователей
нейробиологических основ памяти, С. Роуз
подчеркивает: при усвоении нового опыта,
необходимого для достижения каких-либо
целей, происходят изменения в определенных
клетках нервной системы. Эти изменения,
выявляемые морфологическими методами
с помощью световой или электронной микроскопии,
представляют собой стойкие модификации
структуры нейронов и их синаптических
связей.
Г. Линч и М. Бодри (1984) предложили следующую
гипотезу. Повторная импульсация в нейроне,
связанная с процессом запоминания, предположительно,
сопровождается увеличением концентрации
кальция в постсинаптической мембране,
что приводит к расщеплению одного из
ее белков. В результате этого освобождаются
замаскированные и ранее неактивные белковые
рецепторы (глутаматрецепторы). За счет
увеличения числа этих рецепторов возникает
состояние повышенной проводимости синапса,
которое может сохраняться до 5-6 суток.
Эти процессы тесно связаны с увеличением
диаметра и усилением активности так называемого
аксошипикового синапса — наиболее пластичного
контакта между нейронами. Одновременно
с этим образуются новые шипики на дендритах,
а также увеличиваются число и величина
синапсов. Таким образом, экспериментально
показаны морфологические изменения,
сопровождающие формирование следа памяти.