Шпаргалка по "Семейному консультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Семейному консультированию".

Вложенные файлы: 1 файл

готов шпор сем консул.docx

— 97.34 Кб (Скачать файл)

 

24.Обоснование и процедура использования техники «Экокарта».Ее цель - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи данной семьи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Напряжения, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных взаимоотношений на основе этой методики могут быть представлены очень наглядно. Могут быть выявлены также эмоциональные и финансовые ресурсы семьи. Главный вопрос, на который можно ответить при работе с данной техникой - кто может оказаться полезным семье в ее росте? Также могут быть изучены взаимоотношения между членами семьи, даже если это изучение эмоционально трудно для клиентов и представляет собой нечто гораздо большее, чем составление списка «значимых других».Процедура. «У Вас большая семья?», «Вы работаете?», «Ваши соседи помогают вам?» Постепенно психотерапевт может перейти к более конкретным вопросам: «Близки ли вы с членами вашей семьи?», «Нравится ли вам ваша работа?», «Кого вы можете попросить о помощи?», «Расскажите о своих родственниках», «Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?». Полученная информация затем заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются в терминах их значимости и близости. Люди, живущие под одной крышей, группируются ближе друг к другу, чем другие. Отмечаются позитивные и негативные установки (с точки зрения идентифицированного клиента). Знакомые друг другу индивиды соединяются линиями. Когда возникает подозрение на какие-нибудь специфические поведенческие образцы в отношениях между центральными фигурами в семье - проводится специальное изучение связей между группами и кластерами. При этом легко выявляются индивиды, находящиеся в изоляции, а также всевозможные альянсы. Кроме того изучаются вопросы секса, карьеры, а также то, кого можно включать в семью, с точки зрения ее членов, а кого - нет.Собственно процесс составления экокарты семьи основывается на символах и техниках, привычных для генограммы и социограммы.

 

25.ТСП: цели и техники  вмешательства. Цели: выдвигаются исходя из теоретич. конструктов, а затем адаптируются к специфич. случаю клиента. Цели формируются с учетом ведущего симптома, динамики и сопутствующих обстоятельств, определяющих ход вмешательства (например, удаленности места проживания, финансового положения семьи и состояния здоровья её членов). Техники: -интерпретация, анализ переноса, психологич. просвещение и работа с родит.семьей клиента, что позволяет свести к минимуму влияние прошлого на настоящее.  психотерапевты используют все эти техники одновременно. Интерпретация используется для того, чтобы помочь членам семьи рационально мыслить.  Наиболее очевидный эффект состоит в том, что клиент пытается уйти от своих эмоций и начинает мыслить. Также члены семьи, наблюдая за поведением психотерапевта, начинают ему подражать. Анализ переноса в ТСП психотерапевт представляет собой экран, на кот.проецируются сложные взаимодействия из прошлого. При этом перенос может быть один к одному, например, жен.-мать и жена может увидеть в психотерапевте своего строгого отца, и может представлять собой коллективную проекцию на психотерапевта, кот. осуществляет сем. система в целом. Анализ переноса позволяет членам семьи переживать прошлое в настоящем.  Позволяет членам семьи обрести контроль над ситуацией, перевести конфликт с бессознательного эмоц. уровня на сознательный рациональный. Просвещение. С течением времени члены семьи узнают о себе больше. Эта база знаний позволяет понять человеч. поведение. (рекомендации определ.литературы для чтения или прохождение спец.курсов).

 

26.Обоснование и процедура использования техники «Соломенная башня».Группу клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Также можно использовать и другие материалы, например, строительные блоки. Эта техника позволяет психотерапевту прямо наблюдать, как члены семьи ведут себя в ситуации, требующей совместных усилий.При выполнении поставленной задачи члены семьи ведут себя также, как и в обычной жизни. Наряду с другими социометрическими техниками, это упражнение выявляет лидеров в семье, умение убеждать, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных индивидов, границы, и другую социальную динамику в системе семейных отношений.Ставя перед клиентами задачу построить «соломенную башню», терапевт получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам пациентов, а непосредственно в действии.Процедура. Вы должны уложиться в отведенное время (рекомендуется 10-15 минут)». Далее даются рекомендации первые пять минут строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволит, обойдя некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в этой семье.Пронаблюдав за происходящим в течение 8-15 минут, психотерапевт может также вмешаться в процесс, давая советы, вступая в союзы с внутрисемейными подсистемами, чтобы помочь им увидеть, что они делают, объяснить им происходящее с психотерапевтической точки зрения, так чтобы и члены семьи могли бы также включиться в изучение процесса.

Семья и психотерапевт обсуждают  упражнение, при этом члены семьи  оценивают свое положение в семье, делясь друг с другом своим пониманием занимаемого ими места во внутрисемейных отношениях. Эта техника позволяет  психотерапевту гибко влиять на процесс  терапии в зависимости от того, какие аспекты внутрисемейного  взаимодействия психотерапевт хотел  бы пронаблюдать, и какие структурные  изменения он хотел бы произвести в данной семье. Однако для того, чтобы понять, как лучше применять  данную технику, необходимо заранее  сформулировать рабочую гипотезу.

 

27. Теоретические конструкты  и основная идея К. Витакера. По его мнению, психотерапевт работает наиболее эффективно в том случае, когда ему удается быть самим собой, ведет себя открыто, спонтанно. Сторонники СП, предпочитают быть ближе к членам семьи, чтобы помочь им справиться с проблемами. Витакер отмечает, что способность к близким отношениям зависит от того, удается ли при этом сохранять свою индивидуальность. Не придавая значения теории, СП, основанная на опыте, делает акцент на индивидуальность (ощущения, смысла и ценностям отдельных членов семьи, главный акцент делается на субъективном опыте индивида, а не на наблюдаемом поведении), свободе выбора (право оставаться самим собой) и личностном росте. Каждому члену семьи разъясняют необходимость выполнения собственной уникальной роли. Призвана помогать членам семьи в поиске ролей, способствующих самореализации, личностному росту и формированию индивидуальности

 

28.Обоснование и процедура использования техники «Семейное пространство».Обоснование. обеспечивает семейного терапевта важной информацией по поводу организации семейной системы, с которой она работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции. Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Территориальность является важной частью личностной и семейной идентичности. Она эмоционально и операционально ассоциируется с принадлежностью к семье и с исключением из нее, с комфортом и напряженностью, удовольствием и болью, закрытостью и дистанцией, границами и их запутанностью, силой и слабостью. Изучение использования семейного пространства выявляет очень важные аспекты внутрисемейной динамики.Процедура. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы в своих семьях. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители жили более чем в одном доме, их просят нарисовать план того лома, который наиболее запомнился. В то время, когда родители заняты рисованием, психотерапевт постепенно вводит в терапевтическую ситуацию следующие указания и вопросы: 1. Рисуя, отмечайте с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната. 2. Позвольте себе ощутить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме. 3. Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи? 4. Когда члены вашей расширенной семьи посещали вас, какие комнаты дома были доступны для них? 5. Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить? 6. Было ли у вас какое-то особенное место в доме 7. Попытайтесь как можно яснее представить себе как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности. Психотерапевт может попросить маму и папу нарисовать план их родительских домов, а дети должны в это время наблюдать за ними. В качестве другой версии - можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а мама и папа при этом будут присутствовать в качестве наблюдателей. Третий вариант - все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.Задаваемые психотерапевтом вопросы направлены на выявление воспоминаний, связанных с присутствующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Кроме того воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.

 

29.Оценка, цель вмешательства  и техника в семейной психотерапии К.Витакера.Оценивая выраженность семейной дисфункции, психотерапевт - представитель направления, основанного на опыте, как и другие сторонники системного подхода, изучает родительскую семью, выясняет особенности данного этапа жизненного цикла нуклеарной семьи, а также определяет эмоциональный возраст каждого ребенка. Специфический симптом часто связан с привычными для семьи ролями и «треугольниками отношений». К.Витакер подобрал образные названия некоторым из таких ролей: «синдром отца-одиночки», «синдром уставшей от борьбы матери» и «синдром ребенка, измученного родительским вниманием». Каждая из этих жестко закрепленных ролей (симптомов) служит для поддержания равновесия в семье. Дисфункциональные семьи с жестким распределением ролей часто оказываются в тупике при переходе из одного этапа жизненного цикла в другой. Цели. Главной целью семейной психотерапии, основанной на опыте, является личностный рост, а не редукция симптомов. Психотерапевты считают, что индивидуальный рост ослабит потребность в симптоме. Именно поэтому членам семьи рекомендуют проявлять собственную уникальность. Витакер  считает одной из основных задач психотерапии развитие творческих способностей. Техники Карла Витакера. Привлечение котерапевта. Психотерапия для К.Витакера неотделима от личной эмоциональной вовлеченности в терапевтический процесс, что достаточно трудоемко. Поэтому К.Витакер привлекает котерапевта, который берет на себя часть работы. По мнению К.Витакера, психотерапия проводится в 3 этапа. На начальном этапе - настаивая на определенной структуре вмешательства, психотерапевты дают членам семьи понять, кто здесь главный. Во время первого интервью К. объявляет семье, что будет разговаривать индивидуально с каждым, чтобы узнать мнение всех. Сначала К.Витакер обращается-к тому члену семьи, который меньше всего информирован о прошлом, а уже в конце переходит к разговору с наиболее осведомленным о семейной проблеме членом семьи. Такой способ проведения интервью помогает команде психотерапевтов получить важные сведения и одновременно перестроить семейное взаимодействие. На промежуточном этапе психотерапевт еще больше сближается с семьей. На заключительном этапе члены семьи становятся более самостоятельными, и психотерапевт начинает постепенно отдаляться от семьи. На всех этапах используются неструктурированные техники, которые создаются психотерапевтом исходя из собственных творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Обоснование и процедура использования техники «Семейная социограмма».Обоснование.Социограмма представляет собой метод картирования внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы Членам семьи задают вопросы о том.с какими членами группы они бы предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Она в состоянии выявить альянсы, лидеров, отверженных, и те роли, которые играют различные члены группы. Сходным целям может служить данная техника и в рамках семейной терапии. Причем изучаются как реальные взаимоотношения между членами семьи, так и их идеальные образы. Кроме того выявляется структурная организация семейной системы. Процедура. Обычно задаются два рода вопросов: С каким членом семьи вы обычно...? С каким членов семьи вам бы хотелось...? Психотерапевт тщательно формулирует серию вопросов, так, чтобы процесс был экономным с точки зрения времени, затраченного на него. Полученная схема обсуждается с семьей для определения характера актуального внутрисемейного взаимодействия и идеального представления о нем членов семьи.Техника представляет собой метод оценки внутрисемейных ролей, ролевых ожиданий. Выявляемые различия между этими двумя.

 

31. Теоретич. конструкты и основная идея(В.Сатир)

Теоретической основой данного  направления является гуманистическая  концепция в психологии, основные понятия которой: стремление личности к самоактуализации, личностный рост. С их точки зрения личностный рост - процесс постоянный. Часто по мере личностного роста своих клиентов изменяется и сам психотерапевт. В случае возникновения проблемы члены семьи осваивают новые для себя роли, получая возможность приобрести новый опыт. Напротив, в дисфункциональных семьях ролевое поведение членов семьи взаимосвязано и жестко регламентировано, в них нет места изменениям, а появление проблем приводит к манифестации симптомов.Открытая коммуникация в здоровых семьях способствует личностному росту. Правила коммуникации всем понятны и могут легко изменяться в зависимости от ситуации. Семейная психотерапия, основанная на опыте, поощряет открытое самовыражение и обсуждение потребностей, связанных с личностным ростом и здоровым семейным функционированием. По мнению В.Сатира, психотерапевт работает наиболее эффективно в том случае, когда ему удается быть самим собой. Сторонники семейной психотерапии, основанной на опыте, предпочитают быть как можно ближе к членам семьи, чтобы помочь им справиться проблемами. Главный акцент делается на субъективном опыте индивида, а не на наблюдаемом поведении.

 

32.Обоснование и процедура использования техники «Прослеживание».Обоснование. Целью является изучение в деталях специфических паттернов поведения, мышления и чувств в системном контексте. Через структурирование, разыгрывание ролей, выполнение различных заданий терапевт и клиенты организуют взаимодействие между собой. Терапевт присоединяется к клиентам, помогая им рассказать собственную историю и как следует настроиться на понимание тех процессов, которые происходят в их семье. Терапевт при этом отмечает давление, оказываемое на нее семьей, которая стремиться организовать ее поведение таким образом, чтобы оно соответствовало их паттернам внутрисемейного взаимодействия. Процедура. В наиболее простой форме состоит из проясняющих вопросов, одобрительных комментариев или выяснения подробностей в рассказах клиентов. Терапевт ни в коей мере не бросает вызова тому, что говориться, занимая лишь позицию заинтересованной стороны. Скупое «угу»; реплики, подталкивающие к продолжению беседы; повторение того, что сказал собеседник; косвенное поощрение реплики путем выказывания к ней интереса; вопрос для выяснения содержания сообщения.Системный психотерапевт продолжает задавать вопросы до тех пор, пока не проявится полная последовательность событий, относящихся к симптоматическому поведению или недугу и последовательность, образующая петлю само-подкрепляющейся обратной связи, не начнется сначала. Терапевт может наблюдать, как каждый член семьи ведет себя, поддерживая повторяющийся образец поведения, который семья предъявляет в качестве симптома. Пеихотерапевт задает вопросы безоценочно, как бы просто проявляя свой непосредственный интерес к деятельности семьи. Вопросы формулируются на языке метафор самой семьи, так как именно семейный язык подвергается здесь всеобъемлющему изучению.Эти данные необходимы психотерапевту для создания гипотез, а также для того, чтобы дать клиентам обратную связь. Это стимулирует движение семьи к более функциональному, здоровому состоянию.

 

33 Оценка, цель вмешательства  и техника в семейной психотерапии В.Сатир. Оценка. В дисфункциональных семьях коммуникация осуществляется вяло, а для ролевых ожиданий характерна неопределенность. Правила взаимодействия жестко определены и не меняются в соответствии со спецификой сложившейся ситуации. При возникновении проблемы члены семьи продолжают придерживаться привычных правил и стереотипов поведения. В.Сатир использует себя как инструмент для выявления особенностей семейного функционирования. При оценке семейной коммуникации оба прибегают к метафорам, гиперболам и фантастическим предположениям.

В.Сатир так описывает цели семейной психотерапии: «Мы пытаемся произвести в семейной системе изменения трех видов. Во-первых, каждый член семьи должен уметь полно, конгруэнтно и внятно комментировать все, что видит и слышит, ощущает и думает о себе и других в их присутствии. Во-вторых, с каждым надо обращаться, учитывая его уникальность, а решения следует принимать не с позиции силы, а после совместного обсуждения и в результате переговоров. В-третьих, межличностные различия должны быть легализованы и использованы для индивидуального роста».Техника.В.Сатир считает, что невозможно обучить кого-либо специфическим техникам семейной психотерапии. Вместо этого она предпочитает учить психотерапевтов осознаванию собственных реакций, для последующего использования их в целях достижения терапевтических изменений в семьи. Все же гораздо важнее самому достичь самоактуализации, быть конгруэнтным и искренним в процессе психотерапии.Важнейшими предложенными В.Сатир практическими приемами являются использование собственного поведения в качестве модели и методика «Скульптура семьи».

 

 

 

35.Поведенческая семейная  психотерапия: теоретические конструкты  и основная идея Бихевиористы традиционно уделяли особое внимание 
поведению отдельных субъектов и событиям, которые инициируют, формируют и поддерживают их 
поведение. Семейные поведенческие психотерапевты также придают решающее значение тону, как 
отдельные члены семьи осуществляют стимульный контроль поведения, а не организационной тинамике 
семейной системы в целом. Семейные поведенческие психотерапевты делают акцент на редукции 
негативных и усилении позитивных видов повеления v членов семьи без учета семейной структуры Поведенческие психотерапевты склонны считать взаимодействие однонаправленным (причина — следствие). Семейный поведенческий психотерапевт пытается осуществить специфическое вмешательство в том случае, когда поведение одного из членов семьи, по-видимому, инициирует поведение другого члена семы;. Можно выделить два основных направления поведенческой терапии отношений: терапия проблемного поведения детей и терапия неудовлетворенности браком. Семейные поведенческие психотерапевты не склонны изучать воздействие супружеских разногласий на поведение ребенка, напротив, они работают с той подсистемой супружеской или родительской, в которой существует конфликт. Разрабатываются специальные стратегии вмешательства для обучения родителей умению добиваться от каждого из детей желаемого поведения, а также для помощи парам в достижении удовлетворенности своим браком.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейному консультированию"